Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологии образования













Курсовая работа

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников











Москва, 2009г

Содержание


Введение

1. Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников

1.1 Психологические особенности формирования личности подростка

1.2 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте

2. Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационного консультирования старшеклассников

2.1 История становления профориентации

2.1.1 Развитие профориентации в зарубежных странах

2.1.2 Отечественный опыт профориентации

2.2 Профориентация сегодня, проблемы, перспективы

2.3 Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников

Заключение

Библиография

Приложение

 

Введение

 

Работа посвящена актуальной проблеме профессионального и личностного самоопределения современных старшеклассников.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.

Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда.

Как показывают исследования, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

В настоящей работе предпринята попытка: рассмотреть теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, определить их сущность и взаимосвязь на данном возрастном этапе; осветить содержание, основные формы и методы работы психолога по психологическому сопровождению профессионального и личностного самоопределения на данном возрастном этапе.

Цель: изучение особенностей психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект: процесс психолого - профориентационной работы.

Предмет: содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.

Задачи исследования:

-охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их влияние на профессиональное и личностное самоопределение;

-изучить научные и теоретические аспекты профконсультационной работы со старшеклассниками;

-описать содержание, методы и условия психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Методы: теоретические:

- анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам психологических особенностей формирования личности подростков, профессиональной ориентации старших подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников

Существует множество мнений о границах подросткового возраста. Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из дискуссионных в психологии.

Подростковый возраст cчитается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым. Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека. Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к исследованию подросткового возраста. Так, Стэнли Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество, как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. На Западе существует, а теперь приживается у нас слово «тинейджер», как общее название для любого, кому от 13 до 19 лет. В отечественной науке этап отрочества охватывает период от 10-11 до 13-14 лет и совпадает со временем обучения детей в 5-8 классах, а юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития личности и индивидуальности.


1.1 Психологические особенности формирования личности подросткового и раннего юношеского возраста


Приступая к своей профессиональной деятельности, психолог –профконсультант должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяет более осознанно оценить уровень психологического развития учащегося, построить взаимодействие с учётом возрастных особенностей клиента. К тому же, построение перспективы профессионального роста, без знаний особенностей возраста, - очень затруднительное занятие. Рассмотрим психологические особенности формирования личности подросткового и раннего юношеского возраста.

Обратимся, для начала, к психологическим особенностям, характеризующим подростковый возраст.

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и к свом близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

Чем же характеризуется подростковый возраст?

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Это время большой «перестройки» не только организма, но и личности.

«Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального». [12,с.359]. Л С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста варьируют в зависимости от уровня развития общества. «Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев"[ 12,с.360].

В России за небольшой исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность, что было хорошо показано в работе Н. Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. Сравнивая свои данные, полученные в результате обследований школьников с третьего по восьмой классы, с результатами подобных исследований Л И. Божович и Н. И Крылова, Н. Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста. «В исследованиях Л. И Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н. И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х Н. Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений. Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста» [12,с.361].

Подростковый период, как социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, с одной стороны отличается стабильностью глубинно-психологической сущности основных характеристик, но с другой стороны, эти изменения обуславливают качественные различия процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления.

«Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость» [25,c.25].

Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал в системе человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сопоставить своё поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализировать их, и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобы все относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненно переживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.

Ярко в характере подростков проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь) и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев, стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливание воли. У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительных и преодолению отрицательных качеств. Однако, суждения его носят неглубокий характер, а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными, грубыми, невнимательными.

Личность подростка дисгармонична - считают А.И. Воробьёва, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. «Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений» [2. с.33].

Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются.

Вот как характеризует подростковый возраст Э. Эриксон:

«Подростковый возраст и юность составляет пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути. [11 с.145]

Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.

Претендуя на равные со взрослыми права, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений, романтических отношений.

Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребёнок интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем.

«Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента “Я - концепции”. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников » [11, с.292].

«Помимо реального “Я”, “Я - концепция” включает в себя “Я – идеальное”. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличаются от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки стремятся развивать в себе желаемые качества…

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Чаще, вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий» [11, с.293].

Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. «Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками.» [11, с.290]

В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.

« Способность подростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению, то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными. Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.» [ 1, с.149]

Как писала Л. И. Божович: «Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания. [1, с.54] «Самооценка - механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа “Я”. Формирование самооценки зависит от умения учащихся не только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты. [ 23, с.71]

Итак, основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты