Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка

Несмотря на существующую родительскую любовь, ее проявления очень разнятся в том, насколько часто и открыто родители выражают это чувство.

Для нашей культуры внешнее проявление нежности отца к своему ребенку не характерно. На прогулке папа редко держит за руку сына — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. А такие проявления заботы и любви, как объятия, похвала, участие и расспросы о проведенном дне, делах в детском саду и школе, удивление или восхищение поделкой или постройкой, умением танцевать или рассказывать стихотворение — совершенно не свойственны для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего подменяется дорогой покупкой. Но любовь измеряется не стоимостью игрушки, а вниманием, участием, пониманием, общностью интересов ребенка и отца. Папа не просто кормилец, он первооткрыватель внешнего мира для ребенка, а также помощник в формировании самооценки и уверенности в себе.

В современном воспитании появилась негативная особенность — преобладание порицания над похвалой. Многие отцы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Авторитарный отец безаппеляционен в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют. В конечном счете, такая роль отца в воспитании может привести ребенка к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей появляется напряженность. Любая новая или неясная ситуация ассоциируется у них с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к необратимой деформации его образа "Я".

ГЛАВА 2


2.1 Исследование проблемы психологической готовности к отцовству


Данное исследование проводилось на базе женской консультации ЦГБ города Качканар в период с июня по сентябрь 2008 года.

Объектом исследования были 36 мужчин, готовящихся стать отцом.

Для исследования были использованы следующие методики:

·                   Анкета для супружеских пар, готовящихся к осознанному родительству.

·                   Пятифакторный тест-опросник для выявления свойств личности, проявляющихся в тех или иных жизненных ситуациях.

·                   Методика исследования самоотношения Р.С.Пантелеева.


2.2 Результаты исследования


Анкетирование проходило в начале психопрофилактических занятий по подготовке супружеских пар к рождению ребенка и по окончании.

В анкетировании участвовали будущие отцы от 22 лет до 31 года.

Стаж совместной жизни опрошенных с супругой составил от 2-х до 8-ми лет. 78% респондентов ответили, что их брак зарегистрирован; 64% опрошенных планировали появление ребенка.

В воспитании респондентов принимали участие отец (70%), мать (98%), бабушка и дедушка (42%), дядя и тетя (34%), братья и сестры (43%).

Непосредственный начальник имеется у 97% опрошенных мужчин.

Говоря о степени удовлетворенности, респонденты отмечали некоторые неудовлетворяющие моменты в материальном положении, знаниях о развитии ребенка, уровне своего образования, своих отношениях с отцом. И были почти удовлетворены своими способностями ухаживать за ребенком, собственным социальным статусом, отношениями с друзьями и своим образом жизни в целом.

В отношении жены неудовлетворяющие моменты присутствовали в ее психоэмоциональном состоянии, а интимно-сексуальные отношения и изменения внешности признаны вполне удовлетворяющими.

В отношениях с родителями неудовлетворяющие моменты отмечены в отношениях с отцом, и родителями вообще в детстве; отношения с матерью признаны почти удовлетворительными.

В отношении отца есть неудовлетворенность в оправданности наказаний, применяемых в детстве; многие респонденты затруднились с оценкой удовлетворенности играми с отцов в дошкольном возрасте.

Нейтральное отношение испытывает большая часть опрошенных к обоснованности требований своего начальника.

Также эти данные говорят о суждениях будущих отцов, которые оценивают себя после рождения ребенка, как более ответственных, более терпимых, чем до рождения ребенка. Их констатация изменений в отношении к ним окружающих может быть интерпретирована, как свидетельство дальнейшей социализации.

Следующий тест-опросник разработан таким образом, что каждый ответ на вопрос имеет свой балл. Чем выше балл, набранный в итоге при ответе на вопросы опросника, тем лучше мужчина относится к предстоящему отцовству.

На основании полученных результатов по тесту-опроснику можно констатировать, что мужчины (будущие отцы) более удовлетворены жизнью (см. Приложение 1), верят в удачу и рискуют взвешенно; им свойственен большой самоконтроль; они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, терпимы и ответственны; менее подозрительны; более практичны (рис.1), что соответствует выделенным на основе анализа теоретических источников критериям развития личности и параметрам личностного развития.


Рисунок 1. Свойства личности мужчины, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях.

 
 




Синим цветом обозначены свойства личности, направленные на окружающих; красным – отношение к себе. Диаграмма наглядно представляет, что у 48% будущих отцов уже присутствует психологическая готовность к появлению ребенка.

Семейные психологические консультации, тренинги и психопрофилактические занятия для супружеских пар нормализуют психологическое состояние будущих отцов, значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца с ребенком.

На основании результатов «Методики исследования самоотношения» можно сказать следующее.

Первый фактор «закрытость – открытость (или внутренняя честность)» показывает повышенный балл, что соответствует предрасположенности к выраженной мотивации социального одобрения или комфортности.

Фактор второй «самоуверенность» показывает повышенный балл, что говорит об отношении к себе, как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Третий фактор «саморуководство» показывает повышенный балл. Это отражает представление человека о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. Такой человек считает, что его судьба находится в его руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей, способен эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя.

Четвертый фактор «отраженное самоотношение» показывает повышенный балл. Это говорит о том, что личность субъекта, его характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.п. чувства.

Пятый фактор «самоценность» имеет средний балл. Это отражает ощущение ценности собственной личности субъектов и , одновременно, говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего «Я».

Фактор шестой «самопринятие» имеет повышенный балл. В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Фактор седьмой «самопривязанность» имеет повышенный балл. Этот фактор отражает желание изменяться по отношению к наличному состоянию. Хотя присутствует некоторая ригидность Я-концепции, консервативная самодостаточность и некоторое самодовольство.

Восьмой фактор «внутренняя конфликтность» имеет пониженный балл. Это говорит о тенденции к закрытости, поверхностном самодовольстве и отрицании проблем.

«Самообвинение» - однополюсный первичный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения. В нашем случае он имеет пониженный балл. Такой субъект не ставит себе в вину промахи, неудачи и собственные недостатки. Он не склонен к самообвинению и негативным эмоциям относительно «Я».

Взаимосвязь первичных факторов самоотношения показана через три значимых обобщенных (вторичных) фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничтожение (рис.2).



Можно говорить, о том, что и по критериям «Методики исследования самоотношения» рождение ребенка для данной группы мужчин связано с развитием личности отца, так как нами были выявлены возрастание ответственности, терпимости и более выраженное социальное мышление у будущих отцов по сравнению с мужчинами, не имеющими детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей.

Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка.

Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

ЛИТЕРАТУРА


1.                 Авдеева Н.Н. Психология отцовства. Практические рекомендации для пап// Виноград. – 2008. - №9

2.                 Белогай К.Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения. Кемерово: КГУ. – 2002. – 191 с.

3.                 Иглина Н.Г, Магденко О.В., Калиниченко Н.А. Психологические особенности формирования отцовства. Новосибирск: НГПУ, 2001. – 428 с.

4.                 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер. – 2002. – 678c.

5.                 Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с. – (Психол. наука – школе).

6.                 Ланцбург М.Е. Семья в ожидании ребенка. М., 2005. – 386 с.

7.                 Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка. Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С.121 — 128

8.                 Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация.//Материалы Росс. Конференции 26–28 мая 1999 г., Санкт-Петербург-Иваново, 2000.

9.                 Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - №1

10.            Овчарова Р.В., Демчук Н.А. Влияние структуры родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству // II межрегиональная конференция «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». - Казань, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Результаты опроса по тесту-опроснику на выявление личностных качеств, проявляемые в различных житейских ситуациях

Выбранное утверждение

Кол-во респондентов, ответивших утвердительно

1. Мне не очень нравиться заниматься физкультурой, я не люблю физические нагрузки

56%

2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком

61%

3. Иногда я позволяю себе быть неряшливым

67%

4. «Мелочи жизни» меня не тревожат

89%

5. Часто новое вызывает у меня раздражение

50%

6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит

58%

7. Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек

56%

8. Моя комната всегда аккуратно прибрана

61%

9. Я не обращаю внимания на мелкие проблемы

81%

10. Мне нравятся неожиданности

39%

11. Я не могу долго оставаться в неподвижности

78%

12. Иногда в шутку я задеваю самолюбие других

64%

13. Я не очень обязательный человек

56%

14. Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь

67%

15. Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны

50%

16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения

72%

17. Я люблю поспорить с окружающими

69%

18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу

75%

19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения

39%

20. Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир

69%

21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу

53%

22. Каждый должен уметь позаботиться о себе

58%

23. Я очень старательный во всех делах человек

53%

24. Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле

78%

25. Я редко увлекаюсь фантазиями

89%

26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям

67%

27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать

61%

28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе

53%

29. Я легко привыкаю к новой обстановке

72%

30. Я не люблю тратить свое время на размышления

75%

31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми

67%

32. Большинство людей добры от природы

47%

33. Люди часто доверяют мне ответственные дела

53%

34. Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем

56%

35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность

56%

36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых

78%

37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся

56%

38. Я требователен и строг в работе

67%

39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе

47%

40. Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными

78%

41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях

92%

42. Большинство людей честные, и им можно доверять

53%

43. Я обычно работаю добросовестно

69%

44. Мне невозможно испортить настроение

75%

45. Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства

69%

46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем

83%

47. Иногда мне нет дела до интересов других людей

67%

48. Я предпочитаю принимать решения быстро

78%

49. У меня высокая самооценка

86%

50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние

56%

51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности

64%

52. Я не всегда разделяю чувства других людей

67%

53. Я обычно контролирую свои чувства и желания

47%

54. Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня

72%

55. Я редко обращаю внимание на чужие переживания

69%

56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации

58%

57. Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей

72%

58. Иногда я покупаю вещи импульсивно

75%

59. Обычно я чувствую себя нужным человеком

72%

60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя

72%

61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание

81%

62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать

67%

63. Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков

72%

64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения

69%

65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми

58%

66. Я привлекателен для лиц противоположного пола

83%

67. Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный

61%

68. Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы

61%

69. Мое настроение легко меняется на противоположное

58%

70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра

83%

71. Мне нравится выглядеть вызывающе

53%

72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим

42%

73. Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции

67%

74. Меня трудно вывести из себя

72%

75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое

44%


Красным цветом выделены те ответы, которые имеют положительное значение баллов, чем выше данный балл, тем лучше мужчина относится к предстоящему отцовству.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты