Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

Выделяют:

1) психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде исправительно-трудового учреждения;

2) психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках учреждений, исполняющих уголовные наказания, в связи с изменением условий их содержания;

3) психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;

4) психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.

Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.

Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п.

Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишне напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим действиям.

По современным воззрениям психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания.

Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное - направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым.

Психологическое воздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступить, в том, или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие могут быть прямым и косвенным.

Внушение в отличие от убеждения - это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное - путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

Механизм самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять.

Если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.

Этим проблемам уделяется внимание уже в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности.[4]

2. Труд, как фактор воздействия на личность

Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной целеустремленностью, создает условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организованный труд — это мостик связи человека с социальной действительностью.

Правильно организованный полезный труд способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные моральные, этические, нравственные и правовые программы.

Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе. А в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.

Социально-психологические дефекты в личности осужденных в значительной мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоренившейся иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по возможности стать полноправным членом общества. Трудовой процесс должен быть основой для восприятия общественно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудовых навыков способствует общий ритм трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и деятельности. Интерес к работе, увлеченность трудовым процессом способствуют изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по перевоспитанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы положительных связей и т. д.

Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека.

Главная же цель воспитательного процесса - сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и конкретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в деятельность.

Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между людьми на свободе.


2.1 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации

Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.

К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.

Социальная реадаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

1) включением человека в сферу труда (учебы);

2) установлением здоровых семейных отношений;

3) восстановлением коммуникативных общественных связей;

4) укреплением системы нравственных ценностей как регулятора социального поведения.

Профессиональная реадаптация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей, родителей или по направлению службы занятости.

Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи социальной адаптации. Подавляющее большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба. [5]

Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.

Воссоздание нормальных коммуникативных связей - еще один из важнейших процессов реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию - забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы.

Почти половина опрошенных экспертов - работники правоохранительных органов (46,9%) - полагают, своевременным формирование фонда материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними.

Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.[6]


2.2 Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника


Российское уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, в целях способствования им в адаптации к условиям жизни открытого общества, особенно при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики право нарушений им оказывается материальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию, деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом.

Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.

При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государства.

Закон не обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, ставить заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времени его освобождения. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе.

При необходимости об освобождении в известность ставятся органы опеки и попечительства, органы здравоохранения. При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденных названных категорий, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК РФ дублирует конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище, получение социальной помощи (ст. 37, 39, 40 Конституции РФ). Отдельные положения указанных норм нашли свое закрепление в иных законах и нормативных правовых актах. Так, в период вынужденной безработицы лицо, освобожденное от наказания и зарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но не менее установленного размера минимальной заработной платы.

Бытовое устройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ, освобожденные от отбывания наказания (как и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы) вправе обратиться в соответствующие органы о восстановлении их права на утраченную жилую площадь.

Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там, на регистрацию служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.

В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные, в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.

Заключение

Данной контрольной работе посвящена тема " Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе ". Считаю, что это очень интересная и сложная по своей сути проблема, в частности и из-за значительных изменений в личности бывшего осужденного и его психологическая и моральная адаптация в обществе после освобождения.

На основе вышеуказанных новаций, а также с учетом научной и учебной литературы, в том числе трудов известных ученых психологов и материалов, попыталась рассмотреть основные моменты данной темы.

В качестве основного методологического подхода для данного исследования сделано немалое количество работ, внесено изменений.

Я постаралась раскрыть все поставленные передо мною цели, определить сущность, решить все перечисленные задачи, определить, в чем заключается понятие и сущность психологической адаптации, лиц покинувших места лишения свободы.

Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный, освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Основными проблемами в сфере социальной реадаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.

Из всех рассмотренных в работе факторов, способствующих социальной реадаптации бывших заключенных, нет ни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.

Анализ статистики и итогов социологических исследований наглядно выявляет остроту затронутой темы. Незамедлительно требуются специальные меры законодательного порядка, и, в первую очередь, гарантирующие соблюдение прав отбывших уголовные наказания, обеспечивающие изменение форм и направленности профилактической работы.

В этой связи есть, наверное, смысл обратиться к опыту прошлых лет, в частности, широко использовать деятельность детских судов и инспекций (братьев и сестер социальной помощи), патронажных (попечительских) служб. Все учреждения, где перевоспитываются подростки, должны обрести гражданского хозяина. Сокровенными делами этой возрастной категории надобно заниматься психологам, педагогам, социологам, психиатрам, а не тем, кто представляет карающую десницу, и вряд ли может рассчитывать на доверительное отношение подопечных.

В стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых - не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, ее масштабов и возможных последствий.

В качестве новых подходов предлагается в отношении ряда категорий освобожденных организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора).

В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также по инициативе Совета центра социальной адаптации и под их контролем следует организовать общественное наблюдение.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Представляется, что речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц[7].

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Список используемой литературы


1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М: «Юнис», 1997 г., С. 600

2. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. - М: «Право», 2006 г. С. 482

3. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Социология. Учебник для вузов. - М: «НОТАБЕНЕ», 2000 г. С. 643

4. Касьянов В. В., Социология права. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г. С. 376

5.        Кравченко А. И. Социология: учебник для вузов. - М: Академический проект, 2001 г. С. 623

6.        Немцов Р. Л. Психология. Учебник для вузов. – М: «Правда», 2000 г. С. 368

7.        Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания, - Киев, «Дрофа» 2001 г. С. 480

8. Татидинова Т. Г. Социальная адаптация бывших заключенных. Социологические исследования, - М: «Прайт», 1993 г. № 13. С. 564

9. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. - М: «Спектр», 2005 г. С. 585


[1] Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: «Юнис», 1997 г., С. 452.

[2] Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: «Юнис», 1997 г., С. 456.

[3] Татидинова Т. Г. Социальная адаптация бывших заключенных. Социологические исследования, - М: «Прайт», 1993 г. № 12, с 345

[4] Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. - М: «Спектр», 2005 г. С. 125-127

[5] Татидинова Т. Г. Социальная адаптация бывших заключенных. Социологические исследования, - М: «Прайт», 1993 г. № 13. С. 53-54.

[6] См. там же

[7] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания, - Киев, «Дрофа» 1990 г., с. 156


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты