Психологическая характеристика младенчества

Американский психотерапевт и создатель Ассоциации пре- и перинатальной психологии Дэвид Чемберлен доказал, что люди помнят обстоятельства своего рождения и первых дней жизни всю жизнь. Он пишет:

«Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда, как взрослые этого сделать не могут.

Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью ультразвукового изображения, других приборов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения.

Чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные — действительно личности. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы – социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду - к себе.

В 1975 году публично отстаивали миф о том, что младенцы действительно не чувствуют и не тревожатся. Истина состоит в том, что новорожденные младенцы обладают всеми видами чувствительности. Их крики от боли подлинны.

Ссылаясь на данные анатомии мозга при рождении, ученые заключили, что он "примитивный" и слабо развит, неспособен к выполнению "высших" функций мышления, узнавания, памяти. Без мышления дети не могут обладать никаким опытом, накапливать знания. Рассуждали так: нет мышления — нет личности. Дискутируя по поводу миелинизации нервных волокон, заявляли, что такие воспоминания невозможны, так как миелинизация нервных путей к моменту рождения является неполной и, следовательно, сигналы не могли должным образом проходить через нервную систему. Но правда состоит в том, что миелинизация начинается в некоторых местах уже через несколько недель после зачатия, но не завершается до зрелого возраста. Кора мозга формируется в последнюю очередь. Было сделано ложное заключение, что кора не работает, пока не закончено ее формирование. До завершения формирования коры головного мозга интегральные системы регуляции дыхания, сна, пробуждения, пространственной ориентации и движения уже функционируют. Говорят, что умственная деятельность младенцев досимволичная, дорепрезентативная, дорефлекторная. Иначе говоря, дети не владеют словами и не могут думать. Недавние исследования показали, что дети много размышляют, с помощью языка или без него.

Пиаже учил, что новорожденному потребуется до 18 месяцев на то, чтобы выйти из состояния "эгоцентричности" и осознать себя одним из объектов среди других. Если бы дети затерялись в своем собственном мире, они не смогли бы так хорошо анализировать звуки и реагировать на них. Они прекращают принимать пищу, даже если очень голодны, чтобы послушать что-то интересное. Если они слышат плач других детей, то обычно присоединяются к их плачу. Если они услышат запись своего плача, они могут неожиданно прекратить плакать — свидетельство того, что они узнают себя.

Полагали, что самосознание появляется после двух-трехлетнего возраста. Один авторитетный психолог пишет, что дети обнаруживают разум уже возрасте 9 месяцев. Детский психолог Келвин Тревартен (Colwyn Trevarthen) из университета Эдинбурга полагает, что взаимодействие между людьми — врожденное человеческое качество и его можно установить у новорожденных». (Ч.,стр.18)

Доктор Чемберлен говорит, что обычно в возрасте между двумя и тремя годами, когда дети начинают говорить, они рассказывают о своем рождении, и эти рассказы могут быть достаточно достоверными.

«Мать одного мальчика, энергичная исполнительница народных песен, на поздних сроках беременности заметила, что когда она громко пела нижние ноты, младенец становился более активным. Тогда она интерпретировала это как знак удовольствия. Однако в рассказе, ее сына, когда он купался в ванночке, заключалась жалоба, что громкие нижние ноты причиняли ему боль.

Мужчина из Сан-Диего рассказал мне историю своей дочери. Когда девочке было два года, он спросил ее, помнит ли она себя до рождения. Она ответила: "Это было вот так..." — и приняла точно такое же положение, какое он сам помнил на рентгеновском снимке, сделанном как раз до ее рождения.

Другой ребенок двух с половиной лет, родившийся с помощью щипцов, на вопрос матери, больно ли было малышке при рождении, ответила: "Да!.. Как головная боль"».(Ч.,стр.111) Д.Чемберлен в своей книге приводит множество подобных рассказов.

Кроме того, он исследовал воспоминания людей об их рождении, погружая их для этого в гипноз. Он пишет: «Для установления достоверности того, что люди помнят под гипнозом, я работал с парами — матерями их взрослыми детьми. Условиями исследования были способность к гипермнезии (живой и полной памяти), дети должны были быть достаточно взрослыми для разговора о многих деталях рождения.

Чтобы свести фантазии к минимуму, вопросы в гипнозе были консервативными, исключались наводящие вопросы, и я позволял испытуемым говорить свободно.


Совпадения и различия в 10 парах мать-ребенок


Пара

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Совпадения

12

12

9

9

16

19

8

13

24

15

Различия

1

1

0

1

0

0

1

4

0

1


Две дочери дали точное описание причесок своих матерей в то время. Одна мать описала себя как "пьяную" и дезориентированную после анестетиков во время родов, и ее ребенок сказал: "Моя мама была где-то далеко... словно спала, но с открытыми глазами". Мальчик, мать которого сказала, что его положили в колыбель с пластиковыми стенками, жаловался на "блестящие пластиковые или стеклянные стены вокруг меня. Все выглядело смутно, искаженно"

Ошибки и правда. В этих рассказах встречались ошибки разного типа, большие и маленькие. Например, мать сказала, что роды проходили в Блумингтоне, а ребенок назвал Уилмигтон; мать сказала, что ребенка завернули в хлопок, а ребенок сказал, что в бумагу. Тетя была ошибочно принята за бабушку, отец — за врача (в это время отец ребенка был интерном).

В паре № 1 ребенок ассоциирует кормление грудью с родильной комнатой, а мать жаловалась, что это событие было отложено персоналом больницы на целых 12 часов.

В паре № 10 ребенок сказал, что ее кормили грудью, когда отец был в больничной палате. Она даже описала его одежду, очки, волосы и сказала: "Мама позволяет ему подержать меня". Однако, по словам матери, отцов не допускали в палаты во время кормления.

Фантазии. Наиболее убедительным доказательством фантазии из всех случаев я считаю 4 несоответствия в паре № 8. Согласно рассказу ребенка, ее отец присутствовал при родах, это было традиционным и нормальным, а мать сказала, что он был шизофреником и не принимал в этом никакого участия. Любимые бабушки и дедушки также были включены в рассказ ребенка, хотя в реальности они были за 3000 миль от больницы. Но, несмотря на эти грубые противоречия, представляющие собой детские фантазии, рассказы матери и ребенка совпали в 13 пунктах.

Тереза. Кто-то увозит ее (маму). Я не понимаю, почему они это делают, я чувствую, что остаюсь совсем одна с ними в большой комнате.

Они были дружелюбны, но не стали проводить со мной много времени. Пять или шесть медсестер долго суетились около одного малыша. А на меня они просто не обращают внимания.

Дия. Меня кладут в маленькую кроватку. У меня ощущение, будто меня оставили одну...Мне плохо, потому что никто не держит меня, и я сама по себе. Все кажется таким большим. Я чувствую себя такой маленькой, Я сама по себе...

Сьюзен негодует. Они принесли меня к моей маме. Она била действительно рада. Она подняла меня и взяла на руки. Мне было хорошо, но я злилась на нее. Она была действительно счастлива, но меня это больше не волновало. Она бросила меня. Я была сердита на нее».(Ч.,стр.136)

Таким образом, психическая жизнь новорожденных существует. События, происходящие непосредственно после рождения производят на человека большее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь. То, что встречает младенец, определяет его отношение к жизни. (Л.,стр.48) И надо понять, как создать наиболее благоприятные условия для новорожденного.

 

4. Необходимые условия для развития личности ребенка


Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет:

«Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включая голоса других людей, а голос – ожидание того, что уши других людей действуют также, как его собственные.(Л.,стр.33)

Условия выживания каждого вида определяются обстоятельствами, к которым уже приспособились его предки. Поэтому, чтобы понять, чем являются врожденные ожидания человека нет смысла изучать сравнительно новое направление развития – цивилизацию. Допустимо сравнить человека с высшими млекопитающими.(Л.,стр.35)

Ожидания человека касаются не только его физических потребностей. У человека есть и ожидание соответствующей социальной среды.

В период новорожденности и младенчества ожидания более жесткие – ребенок ожидает конкретных, определенных вещей. С развитием ожидания смягчаются, для человека становятся приемлемыми более разнообразные варианты отношений, поведения окружающих.(Л,стр.38)

Если человек недополучил чего-то из ожидаемых событий, он лишится какой-то части благополучия. Некоторые исследования доказали, что отсутствие во младенчестве опыта ползания на четвереньках в дальнейшем оказывает негативное влияние на развитие речевых способностей».

К моменту рождения ребенок уже готов оставить безопасное материнское чрево. Природа позаботилась о том, чтобы травма рождения не была слишком сильной. Высокий уровень гаммаглобулина в крови защищает ребенка от инфекции и постепенно снижается по мере развития иммунной системы. Зрение обретает остроту только после того, как шок рождения остается в прошлом. Еще до рождения у ребенка заработали рефлексы, система кровообращения, слух. Теперь запускается программа, по которой ребенок будет развиваться в течение первых дней, недель и месяцев после рождения и которая поэтапно включит отделы головного мозга.(Л.,стр.42)

Ж. Ледлофф наблюдала за жизнью первобытных племен в джунглях Венесуэлы и Бразилии. Она обнаружила, что люди этих племен удивительно гармоничны и счастливы. Они уверены в себе, всегда спокойны, трудятся с удовольствием, никогда не ссорятся между собой. Их дети не плачут, не требуют к себе повышенного внимания, всегда послушны. Все люди постоянно в хорошем настроении, много шутят и смеются. Ж. Ледлофф пришла к выводу, что это во многом зависит от методов взращивания детей с первых часов жизни.

Неродившийся ребенок сегодня слышит почти то же, что и миллион лет назад: сердцебиение матери, урчание кишечника, смех. Все это совершенно не беспокоит дитя, так как в течение миллионов лет его предки слышали эти громкие и внезапные звуки и привыкли к ним.(Л.,стр.41)

Индейские матери постоянно носят своих детей на руках, пока они не начнут ползать, и дают им грудь по первому требованию.

С рождения дети постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. Ему нужен именно такой опыт. Малыш ощущает эту правильность и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребенка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет маленькому человечку глубокое удовлетворение. (Л.,стр.64) (Не возникает оральных и анальных комплексов, лечением которых занимался Фрейд, и излечиванием которых доктор Баттельхейм побеждал аутизм - И.И.) У ребенка есть еще одна нелегкая задача: удержание в равновесии головы и тела (для того, чтобы наблюдать, принимать пищу и опорожняться). (Л.,стр.64)

Психолог-перинатолог Ж.В.Цареградская, вырастившая восемь своих и сотни чужих детей пишет: «После появления на свет ребенок ожидает, что сначала он отдохнет от трудов рождения, а все последующие события развернутся так, как это было в древние времена. Он ожидает, что его мама будет рядом с ним, что она погладит его и приложит к груди, когда он будет к этому готов. В первые минуты жизни для него очень важны телесные ощущения и запахи. Все должно быть почти как в утробе и пахнуть мамой, только вместо матки теперь малыша должны обнимать материнские руки, а источником жизни для него теперь будет материнская грудь, а не пуповина. Если врожденные ожидания оправдываются, они навсегда останутся в его памяти как благоприятные, вселяющие веру в надежность матери.Новорожденный ожидает, что он будет постоянно согрет материнским теплом, что его будут носить на руках и качать в ритме материнских шагов. Он ожидает, что он будет спать под грудью у матери и если что-то испугает его или вдруг он почувствует дискомфорт, то всегда сможет успокоиться, приложившись к материнской груди.

Итак, самым важным ожиданием младенца является продолжение физического контакта с мамой и грудное вскармливание».(Ц.стр.13).

Физический контакт с мамой – ее прикосновения, ношение на руках, укачивание, совместный сон и кормление грудью – первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к новым условиям внеутробной жизни и гарантии полноценного развития его нервной системы. С утробы новорожденный сохраняет память о материнских запахах, вкусах, звуках, прикосновениях. Они поддерживают его положительные эмоции и чувство полной безопасности. После рождения ребенок нуждается в сохранение прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с ним матери.(Ц.стр.20)

На протяжении миллионов поколений происходил мгновенный переход от полностью живой среды тела матери к частично живому окружению вне ее. Тело матери согревает младенца, ее руки обнимают его. Он ожидает, что окажется на руках у матери. На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. себе он ничего не знает кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. (Л.,стр.46)

Совместный сон с мамой, как днем, так и ночью, необходим новорожденному для полноценного развития нервной системы. Обеспечивая привычный внутриутробный комфорт, он дарит малышу чувство безопасности и постоянного присутствия мамы, без которой он не в состоянии выжить. Грудное вскармливание – это контакт с мамой, привычные запахи и вкусы, телесный комфорт, удовлетворение рефлекса сосания, чувство безопасности, источник пищи и жизни, отлаживание всех функций организма, становление и развитие иммунной, нервной и эндокринной систем.(Ц.стр.22)

Чрезвычайно важны первые дни жизни малыша. При естественном развитии событий они проходят так:

1.                 Первый час жизни. Первый час жизни чрезвычайно важен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защищать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача - запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захватывать и сосать.

2.                 Первые три дня жизни. Первые три дня жизни после рождения мимика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица.

Если роды были легкими, то такое напряженное обдумывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования.

3.                 Третий – двадцатый день. На 5-7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывание. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки. В моменты пробуждений его интересует только мама.

4.                 Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2-3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем.

Ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках "столбиком" для обзора, и изучает место, где он находится.

Ребенок, воспитанный так, спокоен и счастлив. Ж. Ледлофф пишет: «Однажды я увидела в племени екуана ребенка, что сосал палец, напрягался всем телом и истошно кричал, ну совсем как его цивилизованный сверстник. Но выяснилось, что вскоре после рождения миссионер возил его в больницу в Каракос, где ребенок пробыл 8 месяцев до тех пор, пока его не вылечили и не возвратили семье».(Л.,стр.29) Ребенок, проведший первые месяцы жизни, лежа в одиночестве в больничной кроватке, не может развиваться нормально.

Через что проходит ребенок цивилизованного общества? Западный малыш ничем не отличается от своего дикого собрата. Несколько тысяч лет, приведшие к возникновению цивилизации очень коротки по сравнению с миллионами лет эволюции. За это время природа человека не могла сколько-нибудь значимо измениться. Поэтому человеческие ожидания одинаковы как для ребенка, рождающегося естественным путем, так и для детей, чье рождение медикаментозным путем преждевременно вызвал акушер, спешащий на встречу с друзьями.(Л.,стр.71)

В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут, или даже часов.

Новорожденного ребенка заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, в слезах и рыданиях в совершенно неподвижном заточении.

Пребывание во чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком. (Л.,стр.77)

Младенец не ощущает течения времени. Когда он находится в матке, а после рождения – на руках у матери, отсутствие времени его совсем не волнует, он чувствует, что все в порядке. Если же ребенок не на руках у матери, - он страдает, и не может облегчить свое страдание надеждой, ведь чувство надежды зависит от ощущения времени. Поэтому вначале, хотя малыш и подает плачем сигнал о помощи, он не вкладывает в этот плач никакой надежды. Через недели и месяцы у ребенка возникнет смутное чувство надежды. Но едва ли зарождающееся чувство времени облегчит ребенку многочасовые ожидания. Для ребенка существует только «сейчас». Если его держат на руках – он бесконечно счастлив, если нет – переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния. (Л.,стр.43)

Когда мать оставляет его в одиночестве, малыш не может чувствовать, что она «скоро вернется». Когда его оставляют, он безутешен. В такой ситуации он не может расти, развиваться и удовлетворять свои потребности в опыте. Для развития необходим ожидаемый опыт.(Л.,стр.46)

Самое ужасное проявление несоответствия врожденных ожиданий и действительности – необратимое смирение с условиями жизни, не подходящими человеческой природе.(Л.,стр.44) В крайнем проявлении такое смирение и является аутизмом.

Сейчас в моде оставлять ребенка плакать, пока он не устанет и, заглушив криком свои страдания, станет «хорошим мальчиком». Матери берут малышей на руки когда им вздумается, от нечего делать.(И не разрешают няням держать детей на руках – И.И.) Они подозрительно изучают мотивы плача или других действий ребенка. На плач не следует обращать никакого внимания, дабы показать младенцу, кто здесь главный, а отношения с ним строить так, чтобы любыми способами заставить малыша подчиниться желаниям матери. Всем известно, что потакая желаниям ребенка мы «портим» его. (Л.,стр.48)

Сначала матери тяжело бывает класть ребенка после кормления обратно в кровать, особенно потому, что он так отчаянно кричит. Но она убеждена, что это делать необходимо, если поддаться ребенку сейчас, потом он вырастет испорченным и избалованным. (Л.,стр.79) Его ведь только что покормили и сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а поэтому пусть плачет, пока не устанет.

Истошные вопли ребенка – не преувеличение, они отражают его внутреннее состояние.(Л.,стр.79)

Этот стресс крайне негативно сказывается на развитии мозга ребенка. Основная задача первого года жизни – развитие полноценного головного мозга ребенка. Вес мозга новорожденного ребенка составляет 30% от веса мозга взрослого человека. В течение первого года жизни головной мозг развивается на 60%.Поскольку основную массу мозг набирает в течение первого года жизни ребенка, то именно этот период становится решающим для его развития. Если на этапе формирования каждой из зон в нее не будут заложены необходимые "семена", доступ в нее будет закрыт, и наверстать упущенное не удастся никогда.

Например, если в первый час жизни младенца не приложить к материнской груди или перерезать пуповину до окончания ее пульсации, очень важные "семена" уже не будут посажены.

Помешать процессу развития может стресс. Для младенца стрессом будет являться любое несоответствие между ожидаемой и реальной ситуацией.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса – кортизола и кортизона. В результате замедляется процесс развития различных органов и систем. Особенно это отражается на головном мозге и нервной системе. Все стрессы, переживаемые ребенком на первом году жизни, приводят к отставанию, а впоследствии к нарушению в его развитии.(Ц.,стр.15)

Какой же опыт получает ребенок, воспитанный «цивилизованным» способом? Вечное разглядывание поручней и стены перемежается вечным разглядыванием поручней и потолка. На прогулке он может видеть белый пластиковый угол внутри коляски и иногда высотные дома, проплывающие мимо него на расстоянии. Иногда люди смотрят на него и разговаривают, в основном между собой и изредка с ним. Они частенько трясут перед ребенком гремящим предметом. Его невыносимое желание движения, опыта, который получали его предки в первые месяцы жизни, сводится лишь к потряхиванию коляски. На коляску и кроватку также вешают гремящие и бряцающие игрушки, чтобы было на что смотреть, кроме стены и потолка. Ребенок по крупицам собирает необходимый для развития опыт.

Он должен получить необходимый минимум опыта каждого вида, который используется как фундамент для новой стадии восприятия опыта. Если же необходимый минимум не достигнут, то события новой стадии не будут восприниматься ребенком и способствовать формированию его личности. (Л., стр. 85)

По мере взросления и развития познавательных способностей, ребенок замечает, что мать бывает им недовольна. К его радости, что за ним ухаживают, примешивается смущение, предвестник страха и вины. Ребенок в раннем возрасте никак не может распознать неадекватную мать, не способную растить свое дитя. Случаи ее недовольства учащаются, так как ребенок может совершать больше различных действий, как то: хватать мать за волосы, слюнявить ее одежду, опрокидывать тарелку с едой, нечаянно сбить ногой чашку с чаем. Ребенку трудно связать свои действия с ее реакцией. Он не замечает, что чашка упала, что он обслюнявил какую-то вещь…(Л.,стр.85)

Если жизнь человека началась таким образом, отсутствие опыта «ручного периода», постоянная неуверенность в себе, чувство одиночества и отчуждения будут оставлять свой автограф на всех поступках этого человека. Выявлен порочный круг: отчаявшиеся люди порождают детей, которых они не умеют любить, которые становятся отражением своих родителей, ненавидящие себя и всех вокруг, неспособные отдавать, обреченные на вечные терзания и жажду.(Л.,стр.90)

 


Заключение


Малыши вынуждены быть чрезвычайно привлекательными. Ведь они маленькие, слабые, беззащитные, зависимые от старших.(Л.,стр.47) Когда наши предшественники ходили на четвереньках и носили густую шерсть, за которую можно было держаться, связь между ребенком и матерью поддерживали дети. От этого зависела их жизнь. Когда мы потеряли шерсть, встали на ноги и освободили руки, мать приняла ответственность за поддержание связи с младенцем. (Л.,стр.49)

Как свидетельствуют научные исследования Е. Науменко и других авторов, "даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений. Могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям" в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Эти исследования доказывают важность хорошего ухода в первые месяцы жизни ребенка и всецело возлагают на родителей ответственность за его здоровье.(Ц.,стр.15)

Основой успешного воспитания грудного ребенка является впечатление о надежности матери. Впечатление о надежности матери складывается у ребенка, если ее действия совпадают с его генетическими ожиданиями и возрастными особенностями.(Ц.,стр. 84)

Будущей маме необходимо учиться правильному обращению со своим малышом, не надеясь лишь на свой материнский инстинкт. Материнский инстинкт без сформированного материнского поведения почти бесполезен.

Бесполезность материнского инстинкта при отсутствии материнского поведения хорошо видна на примере самок шимпанзе, выросших в неволе и никогда не наблюдавших за поведением матерей в природной стае. После родов такая самка берет своего детеныша и носится с ним по вольеру, не догадываясь даже о том, что давно пора перегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться с младенцем она не может, но ревностно его защищает. Ее инстинкт говорит только о том, что детеныша надо защищать, а что с ним делать, она не знает. Работникам зоопарка приходится усыплять самку, чтобы забрать детеныша и спасти его от собственной мамаши.(Ц.,стр.17)

Однако сегодня необходимость передачи материнского опыта почти забыта. С развитием цивилизации в среде знати возникла мода передавать детей кормилицам-мамкам, которые действительно заменяли родную мать. Был создан прецедент показывающий, что ребенка может вырастить не только биологическая мать, но и другая женщина. Именно этот прецедент послужил основой для далеко идущего вывода. Мать можно заменить. Причем не только живой женщиной, но и какой-либо обманкой. Так появилась идея неживой матери-няньки, олицетворением которой стали пустышки, бутылочки с соской и колыбельки-коляски. Следующей шла идея отселения ребенка в отдельную кроватку и в отдельную комнату, которая успешно сочеталась с идеей искусственного вскармливания из бутылочки. Именно так, незаметно, человечество пришло к идее воспитания ребенка без матери.(Ц.,стр.19)

В наших учебниках возрастной психологии в главах, посвященных младенчеству, очень редко встречается слово «мать», чаще говорится о «взрослом». Культура взращивания детей утрачена. Люди задумываются о данных вопросах, лишь когда ребенок подрос и возникшие проблемы заставляют обращаться к психологу и к специальной литературе, в то время как многое уже упущено и исправить ситуацию крайне трудно. «Ребенок в раннем возрасте никак не может распознать неадекватную мать, неспособную растить свое дитя. Освободиться от травмы, нанесенной матерью, невозможно. Потребность в ее внимании так и останется с человеком на всю жизнь».(Л.,стр.90)

Поэтому нам представляется крайне важным распространение и популяризация данной информации. Духовные учителя говорят: «Преступность исчезнет, когда будут улучшены условия жизни детей, когда в ранний период жизни балансу нервной и эндокринной системы будет уделяться такое же внимание, как и состоянию зубов, ушей, зрению, правильной осанке и здоровому питанию».(А.Бейли,стр.197) Потому мы стараемся, где только возможно, рассказывать о гуманных методах обращения с младенцами.



Список литературы


1.                 Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.

2.                 Бейли А.А. Эзотерическая астрология. – М.: Издательство «Навна-3», 2005. – 608 с.

3.                 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. Детская психология под ред. Д.Б.Эльконина. – М.:Педагогика,1984. - 432с.

4.                 Ледлофф.Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. – 4-е изд.,стер. – М.: Генезис,2007. – 207с.

5.                 Цареградская Ж.В. Новорожденный. Уход и воспитание. – М.: Издательство «Рожана», 2005. – 128 с.

6.                 Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка/ Перевод с английского. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 224 с.

7.                 Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д.Б.Эльконин; ред. – сост. Б.Д.Эльконин. – 5-е изд. стер. – М.: Издательство «Академия», 2008, - 384 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты