7. Не загружать скучной работой. Больше динамики!
8. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.
9. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
10. Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.
11. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу Гиперактивному ребёнку.
12. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.
13. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
14. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
15. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.
16. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.
17. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.
18. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.
19. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
20. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
21. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
22. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
23. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
24. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения (приложение 4).
Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения дипломной работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей и эмпирическое исследование особенностей готовности к школьному обучению дошкольников с наличием признаков данного синдрома. В результате проведенной исследовательской работы было выявлено, что гиперактивные дети имеют более высокий уровень школьной зрелости, превосходят негиперактивных в умении строить умозаключения, а также уровне логического мышления и речи.
Однако у гиперактивных детей преобладают внешние и игровые мотивы, а в группе негиперактивных детей преобладают учебные мотивы. При этом у гиперактивных детей самооценка значительно выше, чем у негиперактивных. Именно эти особенности делают гиперактивных детей группой риска в плане формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные возможности.
Актуальность данного исследования заключается в недостаточной изученности вопроса особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей, и оставляет его для новых исследований. Мы считаем, что возможно дальнейшее изучение и выявление других тенденций по особенностям готовности к школьному обучению гиперактивных детей. Данные исследования могут найти применение и иметь практическую значимость в работе психологов, учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня, которые работают с детьми, чтобы понять, предсказать поведение детей и при необходимости оказать влияние на процесс обучения детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонина А.В., Груздева Н.В., Пойми меня и действуй правильно!, методическое пособие для психологов, педагогов и родителей, Иваново 2005 год.
2. Алфёров А.Д., Психология развития школьника. Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год.
3. Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.
4. Безруких М.М., Ребёнок – непоседа, Москва.: Вентана – Граф. 2001год.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., Непоседливый ребёнок, Москва: «Искусство психотерапии». 2001 год.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Знаете ли вы своего ученика? – Москва, 1991 год.
6. Васильева Т.В., Ты меня понимаешь? Тесты для детей с рекомендациями психолога. Санкт-Петербург – АКЦЕДЕНТ,1994 год.
7. Варга А.Я., Психологическая коррекция нарушений общения детей,
младшего школьного возраста //Семья в психологической консультации//, Москва, 1990 год.
8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва, Генезис, 2001 год.
9. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Готов ли ваш ребёнок к школе? – Москва, 1994 год.
10. Венгер Л.А. Венгер А.Л., Домашняя школа. – Москва, 1994 год.
11. Виноградова Н.Ф. Журова Л.Е., Готов ли ваш ребёнок к школе?: Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – Москва, 1992 год
12. Викулов А.Д., Бутин И.М., Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1997 год.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, Союз, 1997 год.
14. Гаврина С.Е., Играем в слова. – Ярославль, 1997 год.
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Возрастная и педагогическая психология, педагогическое общество России, Москва – 2001 год.
16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.
17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград -1988год
18. Детский психолог. 1993 г. № 6.
19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. Москва - 1976 год.
20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г.Богдановой, Т.В. Корниловой Москва - 1994 год.
22. Диденко Т.И., Сборник классных часов и родительских собраний., Ростов – на – Дону «Феникс», 2002 год.
23. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников – Москва, 1991 год.
24. Житникова Л.М., Учите детей запоминать – Москва, 1978 год.
25. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – Москва, 1993 год.
26. Зак А. «Путешествие в сообразилию» или как помочь ребёнку стать смышлёным. – Москва, 1993 год.
27. Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта Санкт-Петербург – 1999 год.
28. Зимска М. « Семья и личность» –Москва, 1986 год.
29. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность.) Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.
30. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем, Москва, СФЕРА – 2000 год.
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста, - Москва, 1998 год.
32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению, - Ленинград , 1991 год.
33. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин « Развитие ребенка и его отношения с окружающими» Москва, 1997 год.
34. Леви В. Нестандартный ребёнок – Москва, 1998 год.
35. Лисина М. И. « Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – Москва, 1981. с.109.
36. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми., Москва, Генезис – 2000 год.
37. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – Москва, 1993 год.
38. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва, 1997 год.
39. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, 1990 год.
40. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1999 год. № 4.
41. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка в школе. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001 год.
42. Нора Ньюкомб « Развитие личности ребенка» АСТ – ПРЕСС КНИГА – 2002год.
43. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под редакцией Дуровой Н.В. – Москва, 1998 год.
44. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 1998 год.
45. Оклендер. Окна в мир ребёнка, Москва - 1997 год.
46. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005 год.
47. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65.
48. Сартан Г.М., Тренинг самостоятельности у детей, Москва, Сфера. 2002 год.
49. Семенюк Л.М. Психологические особенности гиперактивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие, Москва, ФЛИНТА, 2003 год.
50. Сиротюк А.Л. обучение детей с учётом психофизиологии, Москва – 2000 год.
51. Степанов В.Г. Психология трудных школьников, Москва, Академия, 2001 год.
52. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.
53. Ушакова О.С., Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей и родителей. – Москва, 1997 год.
54. Уруктаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие Москава, Академия, 1997 год.
55. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста Москва, Академия, 1997 год.
56. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. (Материалы симпозиума). – Москва – 1977 год.
57. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. Харьков, Ростов - на - Дону, «Феникс», 1997 год.
58. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. Москва., 1976 год. с. 184-219.
59. Черемошкина Л.В. развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997 год.
60. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н., Справочник психолога начальной школы, Ростов – на – Дону «Феникс», 2000 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ГРУППА «А» (ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ)
№ п\п |
Список детей |
Изучение зрелости детей. |
Наличие внутренней позиции школьника. |
Мотивация учения |
Самооценка |
1. |
Никита А. |
44 |
8 |
4 |
9 |
2. |
Серёжа Г. |
39 |
8 |
4 |
8 |
3. |
Максим Т. |
37 |
6 |
4 |
6 |
4. |
Женя Г. |
46 |
10 |
5 |
7 |
5. |
Катя Т. |
40 |
8 |
4 |
9 |
6. |
Аня К. |
38 |
7 |
3 |
7 |
7. |
Эльдар М. |
28 |
3 |
4 |
7 |
8. |
Лена С. |
41 |
9 |
3 |
10 |
9. |
Ульяна Б. |
30 |
6 |
4 |
8 |
10. |
Толя М. |
41 |
10 |
3 |
6 |
11. |
Алёша Б. |
45 |
7 |
5 |
9 |
12. |
Илья Е. |
34 |
10 |
3 |
8 |
13. |
Саша Н. |
39 |
5 |
4 |
8 |
14. |
Илья П. |
41 |
6 |
3 |
10 |
15. |
Максим К. |
42 |
9 |
3 |
7 |
16. |
Данила В. |
42 |
6 |
5 |
9 |
17. |
Эдик Т. |
33 |
10 |
3 |
9 |
18. |
Максим Т. |
33 |
4 |
4 |
7 |
19. |
Женя Ч. |
40 |
9 |
3 |
8 |
20. |
Валера С. |
39 |
5 |
5 |
9 |
21. |
Эмир М. |
43 |
4 |
3 |
8 |
22. |
Серёжа В. |
38 |
5 |
3 |
8 |
23. |
Гена М. |
39 |
9 |
3 |
10 |
24. |
Ира С. |
36 |
4 |
3 |
8 |
25. |
Света Д. |
44 |
10 |
4 |
8 |
26. |
Федя К. |
36 |
4 |
3 |
7 |
27. |
Оксана В. |
43 |
9 |
3 |
10 |
28. |
Тимур Д. |
30 |
3 |
3 |
8 |
29. |
Никита А. |
46 |
5 |
4 |
8 |
30. |
Лена С. |
45 |
9 |
3 |
9 |
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8