Психологические особенности периода средней взрослости

Психологические особенности периода средней взрослости

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ












РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психологические особенности личности»

по теме «Психологические особенности периода средней взрослости»



Выполнила: студентка группы МН-01-09-1

Ширяева К.С.

Проверила: доцент кафедры

Лазаренко В.И.





г. Днепропетровск 2010 р.


ПЛАН


ВСТУПЛЕНИЕ

1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

1.2 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

1.3 КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

1.4 «НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

2.1 ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

2.2 СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

3. СФЕРА МОТИВАЦИОННАЯ

3.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОИ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ

3.2 МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

3.3 МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

4. ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ

5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

5.1 СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

5.2 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

5.2.1 Взаимоотношения с супругами

5.2.2 Взаимоотношения с детьми

5.2.3 Взаимоотношения с родителями

5.3 ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВСТУПЛЕНИЕ

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Ананьеву Б.Г., жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии именуются как фазы жизненного пути.

На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным.

Личностное развитие, становление человека как личности, социального существа многопланово и определяется как внутренними, так и внешними условиями. Как правило, современные теории и основанные на них методы психологии развития в своём большинстве абсолютизируют роль отдельных аспектов, порождая множество классификаций возрастных периодов.

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость». Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость.

В сорок-пятьдесят лет жизни, во время периода средней взрослости, человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.


1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ


В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов. Например, относит ли себя к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила первого в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучаясь в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него уже потеряна? Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.

Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, конечно, отражается на характеристиках психофизических функций человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем.

Вместе с тем известно, что в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности. Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на их работоспособности — трудовая и творческая активность человека полностью сохраняется.

1.2 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интеллектуальной активности методом возрастных срезов исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне. По более тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное снижение индексов. Этими же авторами отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрослых людей. Однако вполне возможно, что на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом деятельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода средней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллектуального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вести активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983). Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) продолжается, по-видимому, в течение всего среднего возраста (Willis, 1989).

Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей человека во многом зависят от его личностных особенностей, жизненных установок, планов и жизненных ценностей. В связи с этим для человека, достигшего возраста средней взрослости, как никогда остро встает проблема кризиса середины жизни. В чем заключается суть данной проблемы?

1.3 КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ


Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни. Насколько это мнение правильно?

Большинство современных исследователей считают такое мнение ошибочным. К их числу относится Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Мнение ученых Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?

Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны... Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это "то самое", к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).

Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит Кэрол Рифф, психолог и стипендиат МГОМАС, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными».Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме.

Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют весьма значимую роль в избежании кризиса среднего возраста. Так, по мнению Пола Балтеса, стипендиата MIDMAC и одного из руководителей Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность сродни мудрости. Пол Балтес дает определение понятию «мудрого человека» как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как известно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.

Другой известный американский исследователь Дэвид Фезерман, член научного Совета по исследованиям в области социальных наук, рассматривая эту возрастающую мудрость в перспективе жизненного пути человека, пишет: «Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18 лет. Может пройти немало времени, прежде чем все ее компоненты будут собраны воедино. Время ее появления указывает на то, что в зрелом возрасте мы получаем новый импульс — новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот "замковый камень" процесса жизни, который "отвергли строители"».

Таким образом, средняя взрослость, как и любой возрастной период, имеет свои особенности. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучайно еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.

Средний возраст — это промежуточный период в жизни человека, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигший середины жизни человек сознает свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости (Крайг Г., 2000).


1.4 «НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ


В процессе общения людей всегда вырабатывается некоторый «общий знаменатель» настроения. Например, мы часто обнаруживаем, что с уходом наших гостей уходит и нечто из нас: мы вдруг теряем оживленность, чувствуем усталость или, если встреча и разговор несколько угнетали нас, чувствуем прилив сил и хорошего расположения духа. Человек в одиночестве просто не способен на настоящее веселье и смех, с другой стороны, в подавленном настроении он ищет общества людей, чтобы в нем «забыться». Он не способен также остаться совершенно равнодушным к тому, о чем другие говорят со страхом, восторгом, возмущением, интересом, а если к подобным чувствам у него есть к тому же еще и собственные основания — его переживания могут достигнуть неадекватных размеров (ВилюнасВ. К., 1976).

Какие чувства в отношении своего возраста испытывают люди средних лет? Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карьеры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.


2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

2.1 ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000). Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996). Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

Эмоции в профессиональной деятельности играют немаловажную роль. Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. С выделением из практической деятельности человека теоретической деятельности происходит зарождение интеллектуальных чувств — любознательности, любви к истине, которая, приходя в столкновение с господствующими взглядами, приводила людей науки на костры инквизиции. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты