Психологические последствия воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств

Психологические последствия воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств












РЕФЕРАТ

по курсу "Психология"

по теме: "Психологические последствия воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств"


Содержание


Введение

1. Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний

2. Особенности психоэмоциональных реакций сотрудников органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства

3. Диагностические признаки постстрессовых психоэмоциональных состояний

4. Посттравматическое стрессовое расстройство как социально значимый факт

Заключение

Список литературы



Введение


История изучения психологических последствий воздействия на человека различных чрезвычайных обстоятельств насчитывает не одно десятилетие. Этой темы так или иначе касались известные психологи и психиатры У. Джеймс, П. Жане, З. Фрейд, В. Франкл. Психоэмоциональные состояния, развивающиеся у личности, побывавшей в экстремальной ситуации, изучаются и в отечественной науке в рамках экстремальной психологии и отрасли психиатрии, занимающейся проблемами психогений. Однако большинство публикаций по данной проблеме тематически разрознены, а работ, посвященных психоэмоциональному состоянию сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях - единицы.

Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на общепсихологические характеристики и реальные наблюдения за сотрудниками рассмотреть влияние экстремальных ситуаций на психоэмоциональную сферу личности работника правоохранительных органов; проанализировать ряд диагностических методик, наиболее полно дающих характеристику постстрессовых состояний.

Актуальность темы продиктована реальным состоянием дел в подразделениях силовых структур власти, принимающих участие в экстремальных ситуациях (ведение боевых действий, ликвидация массовых беспорядков, захват заложников, нейтрализация вооруженных преступников, иные усиленные варианты несения службы). Учитывая то, что развитие психологической помощи сотрудникам, перенесшим состояния дистресса, связанного со служебной деятельностью, как никогда злободневно, потому что экстремальные условия работы, с которыми нередко приходится сталкиваться работникам органов внутренних дел, с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника, отражающемся на всей профессиональной деятельности как сотрудника, так и подразделения в целом.

Проблема медико-психологических и психосоциальных последствий воздействия на психику человека экстремальных переживаний военного времени или других событий катастрофического характера изучаются достаточно длительное время. В последние годы интерес к данной проблеме среди отечественных исследователей актуализировался в связи с осознанием гуманистического аспекта участников вооруженных конфликтов, то есть приложением общечеловеческих ценностей к жизни, физическому и психическому здоровью военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, задействованных в этих событиях. Отечественные авторы указывают на то, что структура возникающих при этом психических нарушений сдвинулась в сторону острых психологических стрессовых реакций, которые можно рассматривать как личностные декомпенсации при значительном уменьшении реактивных психозов.

Внимание к проблеме боевого психического стресса возросло также и в связи с тем, что в последнее десятилетие увеличилось число локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР.


1. Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний


Если рассматривать психоэмоциональные состояния с физиологической точки зрения, то необходимо заметить, что они имеют рефлекторную природу. Хотя подавляющее большинство их условнорефлекторного происхождения. Например, у оперативного дежурного офицера, привыкшего работать в определенном режиме, перед заступлением на смену возникает состояние оптимальной готовности к деятельности, он с первой же минуты входит в ритм работы.

Основу психических и психоэмоциональных состояний составляет определенное соотношений нервных процессов (от эпизодического до устойчивого, типичного для данного человека) в коре головного мозга. Под влиянием совокупности внешних и внутренних раздражителей возникает определенный общий тонус коры, ее функциональный уровень. Физиологические состояния коры получили название фазовых состояний. После прекращения действий раздражителей, вызвавших то или иное состояние, оно сохраняется еще некоторое время или воздействует на образование новых или актуализацию старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Эти состояния коры в свою очередь могут быть условными раздражителями, сигнализирующими о каких либо изменениях, важных для приспособления организма к среде и в последующем в аналогичных ситуациях ускоряют адаптацию психики к нерядовым условиям.

Психические состояния внешне проявляются в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантомимике, движениях, жестах, интонационных особенностях речи и т.д. Так в состоянии удовольствия наблюдается увеличение частоты и амплитуды дыхания, неудовлетворенность вызывает уменьшение того и другого; дыхание в возбужденном состоянии становится частым и глубоким; в напряженном - замедленным и слабым; тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии страха - резко замедленным, а при неожиданном удивлении дыхание мгновенно становится частым, но сохраняет нормальную амплитуду.

В возбужденном состоянии или состоянии напряженного ожидания (часто вызванных ситуациями экстремального характера) может повышаться частота и сила пульса, величина кровяного давления в очень широком диапазоне (в зависимости от силы воздействия возникшей ситуации на сотрудника). Изменение кровообращения обычно сопровождается побледнением или покраснением тела человека.

Индикатором эмоционального состояния человека нередко служат его движения и действия (по неуверенным или вялым движениям мы судим об утомлении, по резким и энергичным - о бодрости). Мимика так же способна выразить очень тонкие оттенки переживаний. Голос говорящего может также дать существенные данные о его психоэмоциональном состоянии.

Психоэмоциональные состояния представляют собой сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени. Психоэмоциональным состояния присущи следующие особенности:

Целостность. Хотя состояния и относятся преимущественно к определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они характеризуют психическую деятельность в целом за определенный промежуток времени.

Подвижность и относительная устойчивость. Психоэмоциональные состояния изменчивы: имеют начало, конец, динамику. Они, конечно, менее постоянны, чем свойства личности, но более устойчивы и измеряются большими единицами времени, нежели психические процессы.

Прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности. В структуре психики Психоэмоциональные состояния располагаются между процессами и свойствами личности. Они возникают в результате отражательной деятельности мозга. Но раз возникнув, Психоэмоциональные состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, продуктивность мышления личности и т.д.), с другой - представляют собой "строительный материал" для формирования свойств личности. Психоэмоциональные состояния служат фоном, который способствует проявлению особенностей личности или маскировке их. Например, состояние ожидания боя, испытываемое отдельными сотрудниками в предбоевых условиях, характеризуется в области ощущений и восприятий, памяти и мышления, неупорядоченности волевой активности, не свойственной им в обычных условиях. Одновременно психические состояния испытывают на себе влияние предшествующих состояний и свойств личности.

Индивидуальное своеобразие и типичность. Психоэмоциональные состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами. Так бойцу с сангвинистическим темпераментом свойственно большей частью преувеличивать успехи и истолковывать все в ярком свете, потому что типичным для него является приподнятое состояние. Черты личности и переживаемые психоэмоциональные состояния не всегда, но часто соответствуют друг другу. То, что принимается иногда за черту личности, оказывается нетипичным для данного человека, временным состоянием. Например, подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но и проявляться как состояние, вызванное у сотрудника неприятностями по службе или в семье.

Многообразие психоэмоциональных состояний. Существует невероятное множество состояний личности психоэмоционального характера. Судить об этом позволяет даже не полный их перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, уныние и бодрость, подъем и возбужденность, нерешительность и решительность, напряженность и спокойствие и т.п.

Полярность. Как можно было понять из описания предыдущего качества, каждому состоянию соответствует противоположное. Так активности противостоит пассивность, уверенности - неуверенность, решительности - нерешительность. Полярность психоэмоциональных состояний, быстрый переход человека из одного состояния в противоположное особенно ярко проявляется в необычных (экстремальных) ситуациях, например при участии в ситуациях связанных с применением огнестрельного оружия.

Указанные признаки присущи психоэмоциональным состояниям любого человека, каждого сотрудника органов внутренних дел. Однако служба в силовых структурах государственной власти вообще, а в различных подразделениях в особенности, резко отличается от обычных житейских условий, привычных большинству людей. Общее и особенное в условиях службы определяет общее и особенное в психоэмоциональных состояниях сотрудников органов внутренних дел.

Все состояния психоэмоционального характера группируют по разным основаниям. По соответствию основным состояниям высшей нервной деятельности можно различать оптимальное, возбужденное и депрессивное состояние. Например "нормальное бодрое состояние" с равновесием между процессами возбуждения и торможения может быть положено в основу оптимального психоэмоционального состояния, при котором деятельность человека активна и наиболее продуктивна.

В настоящее время принято различать состояния:

Активное и пассивное;

Творческое и репродуктивное;

Парциальное и общее состояние;

Состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга (активность подкорки и приторможенность коры порождает истерическое состояние, и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое и т.п.).

По чисто психологическому признаку психоэмоциональные состояния классифицируются на интеллектуальные, волевые и комбинированные.

В зависимости от рода занятий личности состояния делят на состояния в боевой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, вызвавшей у человека нехарактерные для его психической деятельности реакции. Личностными и коллективными (у ряда авторов - групповыми) являются состояния, типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу.

По глубине переживаний различают - глубокие и поверхностные. Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение.

По характеру влияния на личность, коллектив состояния делят на положительные и отрицательные. Отрицательно действующие на человека и коллектив состояния нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между сотрудником милиции и лицом, нарушившим определенные нормы права, в отношении которого проводится воспитательно-разъяснительная работа. В таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или вообще безрезультатными. В то же время состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект воздействия.

По длительности протекания состояния бывают продолжительными и кратковременными. Тоска сотрудников, выезжающих в длительные служебные командировки, по дому может охватывать период до нескольких недель, пока они не привыкнут к новым условиям. Состояние ожидания увольнения в запас у военнослужащих срочной службы возникает за несколько месяцев до конца срока службы.

По степени осознанности состояния могут быть более или менее осознанными.


2. Особенности психоэмоциональных реакций сотрудников органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства


Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.

Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты существования человека в современном мире.

История исследований в этой области насчитывает несколько десятилетий, однако их интенсивность особенно возросла в связи с проблемами адаптации американских ветеранов войны во Вьетнаме, солдат Советской Армии, участвовавших в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан, военнослужащих вооруженных сил и специализированных подразделений министерства внутренних дел России, принимавших участие в противодействии незаконным бандитским формированиям на территории Чеченской Республики.

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под воздействием психологического травматического стресса, не попадало ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могли проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего внешнего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становилось все более отчетливо выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было разработано четких критериев его диагностики. Также не существовало единого названия для его обозначения.

Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований. Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название "посттравматическое стрессовое расстройство" - PTSD (Posttraumatic Stress Disorder). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10.

Основные симптомы PTSD объединяются в три критериальные группы:

Навязчивые переживания травмировавшего события (иллюзии, бред, ночные кошмары);

Стремление к избежанию любых событий и переживаний, ассоциирующихся с травмировавшими событиями, развитие отстраненности, отчужденности от реальной жизни;

Высокий и возрастающий уровень эмоционального возбуждения, проявляющийся в комплексе гипертрофированных психофизиологических реакций.

Кроме того, для постановки диагноза обязательным условием является наличие в анамнезе пациента тяжелого травматического события. Длительность проявления каждого из вышеперечисленных симптомов должна быть не менее месяца с момента их первичного появления.

В психологии достаточно хорошо изучены последствия воздействия на человека таких травматических событий, как различного рода промышленные и природные катастрофы (пожары, наводнения, землетрясения). Накоплен также богатый материал по изучению жертв различных форм насилия над личностью. Все эти виды психической травмы имеют сходную этиологию - все они основаны на воздействии так называемого "острого" стресса, имеющего событийную природу, подобные характеристики имеют и воздействия на психику человека и иные экстремальные ситуации (например, боевые действия).

Источником психической травматизации личного состава органов внутренних дел выступают разные события, имеющие место в процессе несения службы, которые можно отнести к критическим. Определение критического инцидента, принятое многими авторами, дано американским исследователем Дж. Митчелом (1991 г)

Критический инцидент - это любая, встречающаяся на практике ситуация, вызывающая необычайно сильные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно повлиять на выполнение обязанностей либо непосредственно на месте событий, либо позже.

К критическим инцидентам относят такие и только такие события, которые подвергают человека физической (и, или психологической) опасности и способны вызвать отрицательные психологические последствия, требующие принятия специальных мер по оказанию помощи их участникам или очевидцам.

Нередко это понятие отождествляют с понятиями "психологическая травма", которое имеет несколько более широкое содержание. Но тем не менее, говоря о пережитом критическом инциденте, имеют в виду тот факт, что личность подверглась психической травматизации.

Под психологической травмой понимают обычно относительно кратковременное мощное стрессовое воздействие внешней силы на индивида, или его продолжительное пребывание в экстремальных условиях. Ее отличают следующие характеристики:

причина всегда находится вне индивида, во внешних обстоятельствах;

воздействие сопровождается переживанием интенсивного страха, даже ужаса;

обстоятельства нарушают привычный жизненный стереотип, содержат реальную угрозу самой жизни или здоровью;

индивид может ощущать собственную беспомощность перед лицом внешних обстоятельств.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

I фаза - фаза психологического шока содержит два основных компонента:

Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизацию деятельности;

Отрицание происшедшего (своеобразную охранительную реакцию психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

II фаза - фаза воздействия характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу: "что было бы, если бы…" и сопровождается болезненным состоянием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - это широко описанное в литературе чувство "вины за выживание", нередко доходящее до уровня глубокой депрессии. Подобная реакция наблюдалась членами бригады экстренной психиатрической помощи МВД среди сотрудников милиции г. Спитак и г. Ленинакан в период ликвидации последствий землетрясения в Армении [5]. Весьма характерна она в ситуациях боевых действий или при проведении специальных операций в случаях, когда подразделения понесли большие потери.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты