Международный и отечественный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о его глубоком, разностороннем и зачастую нежелательным влияния на личность осужденного. Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:
1. в связи с уголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.
2. кроме того, в условиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.
3. сам факт социальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.
Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего.
С введением в штаты ИУ должности психолога возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72 % осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС[3]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.
Литература
1. Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2007. С. 349-353
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1991.
3. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2003.
4. Приложение к приказу Министерства юстиций РФ от «12» декабря 2005г. №238
5. Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2004. №5. С. 15–21
6. Чуфаровский. Юридическая психология. М., 2006. С. 450-455.
Приложение №1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
психологических методик, рекомендованных
для использования в деятельности психологов
Основные психологические методики:
Автобиографический метод изучения личности осужденного (АМИЛ);
Комплексное исследование личности осужденного КИЛО (Громова Е.В.);
Минессотский многопрофильный личностный опросник (ММPI);
Калифорнийский личностный опросник (CPI);
Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);
Миссисипская шкала посттравматического стресса (МШ);
Восьмицветовой тест М. Люшера;
Характерологический личностный опросник ЕPI (Г. Айзенк);
Опросник ЕPQ (Г. Айзенк);
Личностный опросник FPI (Г. Айзенк);
Опросник Г. Айзенка подростковый (для воспитательных колоний);
Личностный опросник агрессивности ВD (Басса-Дарки);
Шкала депрессивности Бека (ВDI);
Оценка нервно-психического напряжения НПН (Немчин Т.А.)
Методика многофакторного исследования личности Кеттелла (16 РF);
Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);
Методика диагностики темперамента РТS (Я. Стреляу);
Опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека).
Дополнительные психологические методики:
Тест Томаса (по определению стиля поведения и предрасположенности к конфликтному поведению);
Опросник "Шкала одиночества" Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фрюгсона;
Шкала склонности к алкоголизму (МАС);
Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилбергера;
Методика "Волевой самоконтроль" Эйдмана (ВСК);
Методика "Уровень субъективного контроля" УСК (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);
Методика "Черты характера и темперамент" (ЧХТ);
Тест "Самочувствие. Активность. Настроение" (САН);
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
Метод измерения коммуникативных и организаторских склонностей КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин);
Метод "Социометрия".
Проективные тесты:
метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; «Незаконченное предложение»; ТАТ; "Дом – дерево – человек" (ДДЧ); "Кинетический рисунок семьи"; "Несуществующее животное".
Приложение № 2
НОРМАТИВЫ
на отдельные виды работ, выполняемых психологами
1. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми и их родственниками
№
п/п
Основные виды работ, выполняемых психологами при работе со спецконтингентом
Затраты времени в часах
Примечания
1
2
3
4
1.
Экспресс-диагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе; осужденных в карантине исправительного учреждения; подготовка на них краткого психологического портрета.
1,5
на одного человека
2.
Углубленное изучение осужденных и написание характеристик на лиц, относящихся к «группе риска» или в связи с постановкой их на профилактический учет.
3,5
на одного человека
3.
Изучение осужденных и написание характеристики в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение, о предоставлении права передвижения без конвоя.
2,5
на одного человека
4.
Изучение вновь прибывших осужденных и разработка индивидуальных программ их ресоциализации в воспитательных и исправительных колониях, имеющих центры психолого-педагогической и социальной работы.
4
на одного человека
5.
Изучение социально-психологической обстановки в отряде, бригаде, учебной группе, камере, на производственном участке (до 30 чел.) и подготовка справки.
12
на одно обследование
6.
Индивидуальное консультирование осужденных, обвиняемых, подозреваемых и их родственников.
1
на одного человека
1
2
3
4
7.
Групповая психологическая диагностика осужденных.
1
на группу до 15 человек
8.
Изучение социально-психологической обстановки в исправительном учреждении (на основе репрезентативной выборки).
30
на одно обследование в учреждении
9.
Подготовка к проведению социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.
1
на каждые два часа тренинга
10.
Проведение социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.
по фактическим затратам, но не менее 2
группа до 15 человек,
на одно занятие
11.
Подготовка к групповой беседе, лекции с осужденными
1
на каждый час беседы, лекции
12.
Проведение психологической экспертизы по изучению причин травматизма, суицидов осужденных и подготовка заключения
4
на одну экспертизу
13.
Социально-психологический анализ конфликтных ситуаций и участие в их разрешении
1,5
по необходимости
14.
Индивидуальные психопрофилактические (психокоррекционные) мероприятия, беседы с осужденными, состоящими на профилактическом учете или нуждающимися в экстренной психологической помощи.
1,5
по необходимости
2. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с персоналом исправительных учреждений, следственных изоляторов и их родственниками
№
п/п
Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с персоналом
Затраты времени в час.
Примечания
1
2
3
4
1.
Первичное изучение личности кандидатов на службу.
1,5
на одного человека
2.
Изучение кандидатов на службу, рекомендованных ЦПД, и разработка плана их социально-психологической адаптации.
1,0
на одного человека
3.
Повторное психологическое обследование условно рекомендованных кандидатов на службу после завершения ими испытательного срока в качестве стажеров и составление заключения.
2,5
на одного человека
4.
Консультирование сотрудников по профессионально-психологическим и личным вопросам.
1,0
на одного человека
5.
Консультирование членов семей сотрудников.
1,5
на одного человека
6.
Изучение социально-психологического климата в отделе, отделении, первичном коллективе (до 25 человек) и подготовка заключения.
8,0
на один коллектив
7.
Изучение социально-психологического климата в самостоятельном подразделении (отделе специального назначения, исправительном учреждении и т.п.) и подготовка аналитической справки.
16,0
на одно подразделение
8.
Психологическая диагностика сотрудников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (аттестация, включение в резерв кадров на выдвижение, направление в командировку на Северный Кавказ, выявление посттравматического стресса и др.).
2,0
на одного человека
9.
Проведение психологической экспертизы и подготовка заключения в связи с изучением причин чрезвычайных происшествий среди персонала (суицидов, гибели сотрудников, нарушений законности и т.п.).
4,0
на одного человека
10.
Подготовка к проведению социально-психологических тренингов (СПТ) с персоналом УИС.
1,5
на одно двухчасовое занятие
11.
Проведение психопрофилактических и развивающих тренингов с различными категориями сотрудников УИС.
2,0
на одно групповое занятие
12.
Подготовка к чтению лекций, проведению практических занятий в системе служебной и гуманитарной подготовки.
2,0
на одно занятие
13.
Проведение группового тестирования в центре психофизиологической диагностики (ЦПД) одним специалистом.
4,0
на одну группу до 20 человек
14.
Компьютерная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.
0,25
на одного человека
15.
Ручная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.
0,5
на одного человека
16.
Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы в ЦПД.
0,25-0,5
на одного человека
17.
Индивидуальное собеседование в ЦПД (с учетом времени на проведение дополнительных тестов).
0,5-2,0
на одного человека
18.
Анализ итогов индивидуального обследования, составление заключения и оформление необходимой документации экспертом-психологом ЦПД.
0,5-1,0
на одного человека
19.
Ежедневная нагрузка на одного эксперта-психолога ЦПД.
не более
4-5 человек
[1] Далее – осужденные, подозреваемые и обвиняемые.
[2]Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2003.
[3] См.: Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2004. №5. С. 15–21.