Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

Международный и отечественный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о его глубоком, разностороннем и зачастую нежелательным влияния на личность осужденного. Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:

1.                в связи с уголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.

2.                кроме того, в условиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.

3.                сам факт социальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной  перестройки личности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.

Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего. 

С введением в штаты ИУ должности психолога возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72 % осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС[3]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.

Литература

1.                 Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2007.  С. 349-353

2.                 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1991.

3.                 Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2003.

4.                 Приложение к приказу Министерства юстиций РФ от «12» декабря 2005г. №238

5.                 Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2004. №5. С. 15–21

6.                 Чуфаровский. Юридическая психология. М., 2006. С. 450-455.

Приложение №1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

психологических методик, рекомендованных

для использования в деятельности психологов

Основные психологические методики:

Автобиографический метод изучения личности осужденного (АМИЛ);

Комплексное исследование личности осужденного КИЛО (Громова Е.В.);

Минессотский многопрофильный личностный опросник (ММPI);

Калифорнийский личностный опросник (CPI);

Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);

Миссисипская шкала посттравматического стресса (МШ);

Восьмицветовой тест М. Люшера;

Характерологический личностный опросник ЕPI (Г. Айзенк);

Опросник ЕPQ (Г. Айзенк);

Личностный опросник FPI (Г. Айзенк);

Опросник Г. Айзенка подростковый (для воспитательных колоний);

Личностный опросник агрессивности ВD (Басса-Дарки);

Шкала депрессивности Бека (ВDI);

Оценка нервно-психического напряжения НПН (Немчин Т.А.)

Методика многофакторного исследования личности Кеттелла (16 РF);

Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);

Методика диагностики темперамента РТS (Я. Стреляу);

Опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека).

Дополнительные психологические методики:

Тест Томаса (по определению стиля поведения и предрасположенности к конфликтному поведению);

Опросник "Шкала одиночества" Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фрюгсона;

Шкала склонности к алкоголизму (МАС);

Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилбергера;

Методика "Волевой самоконтроль" Эйдмана (ВСК);

Методика "Уровень субъективного контроля" УСК (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);

Методика "Черты характера и темперамент" (ЧХТ);

Тест "Самочувствие. Активность. Настроение" (САН);

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

Метод измерения коммуникативных и организаторских склонностей КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин);

Метод "Социометрия".

Проективные тесты:

метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; «Незаконченное предложение»; ТАТ; "Дом – дерево – человек" (ДДЧ); "Кинетический рисунок семьи"; "Несуществующее животное".

Приложение № 2


НОРМАТИВЫ

на отдельные виды работ, выполняемых психологами

1. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми и их родственниками

п/п

Основные виды работ, выполняемых психологами при работе со спецконтингентом

Затраты времени в часах

Примечания

1

2

3

4

1.

Экспресс-диагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе; осужденных в карантине исправительного учреждения; подготовка на них краткого психологического портрета.


1,5

на одного человека

2.

Углубленное изучение осужденных и написание характеристик на лиц, относящихся к «группе риска» или в связи с постановкой их на профилактический учет.


3,5

на одного человека

3.

Изучение осужденных и написание характеристики в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение, о предоставлении права передвижения без конвоя.


2,5

на одного человека

4.

Изучение вновь прибывших осужденных и разработка индивидуальных программ их ресоциализации в воспитательных и исправительных колониях, имеющих центры психолого-педагогической и социальной работы.

4

на одного человека

5.

Изучение социально-психологической обстановки в отряде, бригаде, учебной группе, камере, на производственном участке (до 30 чел.) и подготовка справки.

12

на одно обследование

6.

Индивидуальное консультирование осужденных, обвиняемых, подозреваемых и их родственников.

1

на одного человека

1

2

3

4

7.

Групповая психологическая диагностика осужденных.

1

на группу до 15 человек

8.

Изучение социально-психологической обстановки в исправительном учреждении (на основе репрезентативной выборки).

30

на одно обследование в учреждении

9.

Подготовка к проведению социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.

1

на каждые два часа тренинга

10.

Проведение социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.

по фактическим затратам, но не менее 2

группа до 15 человек,

на одно занятие

11.

Подготовка к групповой беседе, лекции с осужденными

1

на каждый час беседы, лекции

12.

Проведение психологической экспертизы по изучению причин травматизма, суицидов осужденных и подготовка заключения

4

на одну экспертизу

13.

Социально-психологический анализ конфликтных ситуаций и участие в их разрешении

1,5

по необходимости

14.

Индивидуальные психопрофилактические (психокоррекционные) мероприятия, беседы с осужденными, состоящими на профилактическом учете или нуждающимися в экстренной психологической помощи.

1,5

по необходимости


2. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с персоналом исправительных учреждений, следственных изоляторов и их родственниками

п/п

Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с персоналом

Затраты времени в час.

Примечания

1

2

3

4

1.

Первичное изучение личности кандидатов на службу.


1,5

на одного человека

2.

Изучение кандидатов на службу, рекомендованных ЦПД, и разработка плана их социально-психологической адаптации.

1,0

на одного человека

3.

Повторное психологическое обследование условно рекомендованных кандидатов на службу после завершения ими испытательного срока в качестве стажеров и составление заключения.

2,5

на одного человека

4.

Консультирование сотрудников по профессионально-психологическим и личным вопросам.

1,0

на одного человека

5.

Консультирование членов семей сотрудников.

1,5

на одного человека

6.

Изучение социально-психологического климата в отделе, отделении, первичном коллективе (до 25 человек) и подготовка заключения.

8,0

на один коллектив

7.

Изучение социально-психологического климата в самостоятельном подразделении (отделе специального назначения, исправительном учреждении и т.п.) и подготовка аналитической справки.

16,0

на одно подразделение

8.

Психологическая диагностика сотрудников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (аттестация, включение в резерв кадров на выдвижение, направление в командировку на Северный Кавказ, выявление посттравматического стресса и др.).

2,0

на одного человека

9.

Проведение психологической экспертизы и подготовка заключения в связи с изучением причин чрезвычайных происшествий среди персонала (суицидов, гибели сотрудников, нарушений законности и т.п.).

4,0

на одного человека

10.

Подготовка к проведению социально-психологических тренингов (СПТ) с персоналом УИС.

1,5

на одно двухчасовое занятие

11.

Проведение психопрофилактических и развивающих тренингов с различными категориями сотрудников УИС.

2,0

на одно групповое занятие

12.

Подготовка к чтению лекций, проведению практических занятий в системе служебной и гуманитарной подготовки.

2,0

на одно занятие

13.

Проведение группового тестирования в центре психофизиологической диагностики (ЦПД) одним специалистом.

4,0


на одну группу до 20 человек

14.

Компьютерная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.

0,25

на одного человека

15.

Ручная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.

0,5

на одного человека

16.

Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы в ЦПД.

0,25-0,5

на одного человека

17.

Индивидуальное собеседование в ЦПД (с учетом времени на проведение дополнительных тестов).

0,5-2,0

на одного человека

18.

Анализ итогов индивидуального обследования, составление заключения и оформление необходимой документации экспертом-психологом ЦПД.

0,5-1,0

на одного человека

19.

Ежедневная нагрузка на одного эксперта-психолога ЦПД.


не более

4-5 человек




[1] Далее – осужденные, подозреваемые и обвиняемые.

[2]Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2003.

[3] См.: Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2004. №5. С. 15–21.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты