Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику

Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми. Педагогический такт проявляется в способности улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий между педагогическим и психологическим тактом. Он считал, что такт является педагогическим потому, что речь идёт о выборе методов воздействия на человека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выбор метода воздействия зависит от психологических особенностей объекта воздействия.

В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее. Это зависит от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также от общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора, как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.

Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ним беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу»1.

В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.













1 Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т.5. С. 92

11

§2. Психические процессы личности.

В вышеизложенном параграфе упоминалось о первой группе качеств, которые необходимы социальному работнику. Теперь остановимся подробнее на том, от чего зависят эти качества, попытаемся охарактеризовать их.

Восприятие. Восприятием является отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействий их на органы чувств.

Знания об окружающем нас мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Обе эти формы отражения представляют звенья одного единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (кто-то положил руку мне на плечо), то восприятие даёт целостный образ предмета или явления (моя подруга положила руку мне на плечо).

«Восприятие – это реконструкция мира», - утверждают гештальтпсихологи. Эта теория трактует восприятие как спонтанный, т.е. сам по себе возникающий процесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предмета, так и явлений окружающего нас объективного мира.

Виды восприятия. Восприятие различается по двум видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Можно говорить о зрительном восприятии (когда перед социальным работником сидит клиент), слуховом восприятии (слушая рассказ клиента), об осязательном восприятии (когда лишившейся зрения человек пытается представить лицо собеседника).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют функции восприятие предмета или явления. Так, на лекции, слушая преподавателя, ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно мы видим преподавателя, следим за тем, что он говорит и пишет на доске, делаем конспекты в тетради. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и других анализаторов, но психическая деятельность будет по преимуществу занята слуховым восприятием.

Наблюдаются также и проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, например, при просмотре передачи по телевидению возникает зрительно-слуховое восприятие.

В сложных видах восприятия ведущая роль принадлежит моторике. При просматривании предметов глаз совершает множество движений; при осязательном восприятии ведущим становится движение рук.

12

Восприятие различается по видам и зависит от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.

Память. Под определением памяти следует понимать отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было сделано1.

Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение или восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде. Мышление предполагает управление оператором понятий и представлений. Создание образов в воображении не возможно без создания представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определённым отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестаёт быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства).

Воображение. Психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было только «забежав вперёд» тех дел, которые совершались в данный момент.

Например, хорошо знающий клиента социальный работник может «забежав вперёд» смело задавать вопрос, уже зная реакцию собеседника.

Если при помощи восприятия человек узнаёт о свойствах, связях, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким - либо причинам, и то, что было, но свидетелем этого человек быть не мог, и то, чего нет, но может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдёт, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за рамки реального мира во времени и в пространстве: он может соединить и разъединить несоединимое и неразложимое, перемешать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Виды и приёмы воображения. Различают два типа воображения – воссоздающее и творческое. В данной работе нас, конечно же, больше всего интересует творческое воображение.

_______________________________________________

1 См.: В.В. Нагаев. Лекции по общей психологии. С.136

13

Творческое воображение – создание нового оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующего, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализирован, иначе говоря, на его основе трудом человека создаётся вещь, предмет, но образ его может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его в практике невозможно.

Приёмы творческого воображения. Принято различать несколько приёмов творческих образов. Наиболее простым является агглютинация.* Этот приём состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и они соединяются так, что получается образ нового предмета. Этим приёмом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы).

Агглютинация широкого распространения не имеет: при её помощи довольно редко удаётся образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности обращать образ в реальный предмет.

Примером создания творческих образов является аналогия. Её сущность состоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная инженерная наука – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз  - «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта очень напоминает парящую птицу. Это самая близкая аналогия. Вертолёт – отдалённая аналогия с птицей.

Творческие образы создаются при помощи анкетирования и преувеличения. Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая – либо часть, деталь выделяется, особенно подчёркивается. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив то, что принадлежит осмеянию, должно

__________________________________

* с греч. – Склеивание.

14

вызвать чувство юмора.

Приём преувеличения несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование – подчёркивание части объекта, заострение, обнажение её, то преувеличение распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Для примера можно вспомнить сказку Салтыкова-Щедрина – «История одного города».

Наиболее сложный приём творческого воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространённое. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношения между людьми). По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут какого-нибудь отдельного человека, а берут настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета и т.д. Всё это обобщённые типы». Типизация как приём воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной приём создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение имеет аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном деле – типизация.

15

§ 3. Качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом.

Работа с людьми, переживающими тяжёлую утрату - трудна и требует большого напряжения и душевных сил. Создать верный климат бывает нелегко: тяжёлая утрата – глубокое личное переживание, которое может по-разному затронуть скорбящего. Часто реакция людей на горе непредсказуема. Люди, переживающие горе, становятся очень уязвимыми в результате потери, их нужно оберегать, стараться облегчить боль.

Цели консультации и терапии тяжёлой утраты сложны, и при установлении отношений с теми, кто переживает горе, следует учитывать некоторые исключительные условия:

·        нет «правильного» или «неправильного» способа переживать горе (у любого человека душа болит так, как болит только у него). Это нормально – испытывать разные чувства при утрате: «жутко чувствовать себя, или быть в чрезмерном напряжении, прятаться и плакать, хотеть ругаться и кричать… Нормально почувствовать… облегчение». Поэтому необходимо позволить человеку горевать так, как получается у него, слушать и принимать его без осуждения;

·        поскольку мы не можем изменить случившегося, то мы должны принять, как данность то, что не можем помочь человеку сразу перестать чувствовать боль; горе преодолевается только со временем;

·        не возможно сразу предложить способы решения проблемы потому, что таких способов нет;

·        во время работы с людьми, переживающими тяжёлую утрату, самое лучшее, что им можно предложить, - это мы сами; мы просто должны быть рядом и выслушать человека;

·        также необходимо знать о своих собственных реакциях на горе, чтобы понять, что испытывает клиент, переживающий утрату;

·        нужно проявить искреннее сочувствие; нельзя чтобы клиент чувствовал поверхностное, неглубокое отношение к себе, к своей проблеме; формальное сочувствие не принесёт необходимого ему облегчения;

·        нужно быть готовым к агрессии, а иногда и к молчанию со стороны собеседника; не принимать злобу на свой счёт: она скорее всего – часть горя;

·        стоит подбадривать человека объяснением, что тяжёлые чувства являются частью горя, они естественны и неизбежны;

·        есть необходимость соблюдать дистанцию; собственные чувства могут отражать те чувства, которые испытывает потерпевший (если слишком близко принять их к сердцу), и тогда вряд ли можно сохранить позицию помогающего.

Чтобы помочь потерпевшим утрату необходимо знать, как люди переживают

горе. Несмотря на его личностный характер, всё же можно проследить процесс,

16

который проходят люди. Он состоит из нескольких стадий и заключается в следующем:

Первая стадия – шок. Эта стадия обычно наступает непосредственно вслед за утратой и может не наступить, если умерший долго и тяжело болел. Чувство, которое ассоциируется с этой стадией – оцепенение, что может выразиться в потерянности, нерешимости, отчуждении, чувстве одиночества, нерациональном поведении.

Проявляется в различных симптомах: дрожь, стеснение в груди и горле; сильная физическая и душевная боль; глубокие вздохи, слёзы и всхлипывания (может продолжаться от нескольких дней до двух недель).

Вторая стадия – отрицание. На этой стадии срабатывает механизм психологической защиты, который не даёт принять того, что произошло. Скорбящий может думать, что всё это кошмарный сон. «Завтра я увижу её снова», «В больнице что-то напутали». (Эта стадия может продолжаться от смерти до двух недель.)

На этой стадии может появиться протест. «Это – неправда», Почему это случилось именно со мной?», «За что мне такое выпало?» Появляется сильная тоска по умершему, возникает желание вернуть человека, ожидается его возвращение.

Симптомами могут быть нарушение сна, ночные кошмары, острая эмоциональная боль, отсутствие интереса к чему-либо.

Появляются навязчивые мысли об умершем, его идеализация. Возможны галлюцинации: умершего видят в толпе, слышат голос, чувствуют присутствие в доме.

Постоянными являются воспоминания. Особую значимость приобретают места и ситуации, связанные с ушедшим. Ничто не приносит удовольствия. Возникают ощущения предельной потерянности, беспокойства, попытки заполнить пустоту, например, в бесцельных хождениях по магазинам, чрезмерных тратах. Преобладающими чувствами становятся ненадёжность и страх.

Третья стадия – озлобленность, злость. (Эта стадия может длиться от 1 до 3 месяцев.) Вину в случившемся начинают искать в действиях других людей или в стечении неблагоприятных обстоятельств. «Довели» – основной лейтмотив мыслей. В представлении скорбящего за смерть несут ответственность родственники, члены коллектива, в котором работал умерший, начальство, больница, врачи.

На этой стадии возможно самообвинение. «Это я виноват (виновата), только я», злость по отношению к себе: «Если бы я не сказала ему в тот день, он бы не умер». Жизнь многогранна и поэтому в разные её периоды мы испытываем разные чувства к близкому человеку. Начинают вспоминаться случаи несправедливого отношения к умершему; понёсший утрату задаётся вопросами: «А всё ли я сделал для него?» Это происходит по тому, что в скорби происходит возврат к прошлому времени, которое было прервано смертью,

17

предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени.

Скорбящий заверяет, что вёл бы себя совсем иначе, появись у него возможность вернуться в то время. Чувство отвергнутости, одиночества характерно для этого периода.

Возможна на этой стадии и парадоксальная реакция – обвинение умершего. «Как он мог это сделать?» Но это бывает преимущественно в случаях неожиданной, скоропостижной смерти.

Четвёртая стадия называется – «надежда сторговаться» Может иметь место какое-то магическое поверье, что если скорбящий будет думать и вести себя особым образом, то реальность смерти изменится. Но эта стадия больше имеет отношение к случаям, когда человек умирает и близкие надеются, что если они будут делать что-то особенное, например, перестанут ссориться, то ситуация изменится.

Трудный духовный процесс приводит к стадии компромисса с утратой, когда скорбящий начинает осознавать необратимость произошедшего.

На стадии депрессии, сопровождающейся комплексом негативных чувств (тоска, безнадёжность, безразличие, апатия), большую роль играют особенности реакции на изменившуюся ситуацию. Например, человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания какой-либо деятельностью, «духовная» работа скорби может не помочь, ему может помочь активность. Отмечено, например, что женщины более склонны к навязчивым раздумьям, что усугубляет положение.

В случае затянувшегося или ненормального переживания горя может произойти обострение существующих проблем, чувство потери личности (из-за потери супружеского социального статуса). Возможна потеря друзей, избегание встреч с супружескими парами. Может произойти социальное изгнание.

При нормальном переживании горя человек к концу  данного периода как бы «дозревает» для перехода к завершающей стадии скорби. Происходит смягчение чувства потери. Появляется радость в хороших воспоминаниях, становятся выносимыми воспоминания о годовщинах и праздниках, находится смысл во всех этих переживаниях, появляется ощущение, что выполняется работа преодоления горя. Происходит обретение смысла жизни (эта стадия может продолжаться от 3 до 9 месяцев).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты