Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.
Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.
Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.
Заключение
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач.
В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей. Существенными основаниями тревожности подростков являются стили педагогического общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.
Выявленный в настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.
Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения.
На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для разработки практических рекомендаций для психологов, родителей и педагогов по оптимизации отношений межличностной значимости подростка с взрослыми. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.
Список использованных использованных литературных источников
1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю.М. Антонян. - М., 1973. - 82 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.
4. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.
5. Кон И.С. Психология дружбы / И.С. Кон. - М., 1973. - 215 с.
6. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с.
8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1998. - 203 с.
9. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 374 с.
10. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия / Д.Я. Раайгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М., 2002. - 656 с.
11. Реан А.А. Подросток / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
12. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 267 с.
15. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с.
17. #"#">www.didascal.ru
18. #"#">www.lib.ua-ru. net
19. #"#">www.psyinst.ru
Приложения
Приложение 1
Возраст _________________
Пол _____________________
Дата ____________________
Инструкция:
Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.
Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".
Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".
Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".
№ |
Утверждения |
Да |
Частично |
Нет |
1. |
Очень часто улыбаются мне |
2 |
1 |
0 |
2. |
Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет |
2 |
1 |
0 |
3. |
У них не хватает терпеливости в отношении ко мне |
2 |
1 |
0 |
4. |
Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться |
2 |
1 |
0 |
5. |
Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают |
2 |
1 |
0 |
6. |
Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться |
2 |
1 |
0 |
7. |
Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять |
2 |
1 |
0 |
8. |
Постоянно на меня кому-то жалуются |
2 |
1 |
0 |
9. |
Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо |
2 |
1 |
0 |
10. |
За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают |
2 |
1 |
0 |
11. |
Очень любят делать что-то вместе со мной |
2 |
1 |
0 |
12. |
Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу |
2 |
1 |
0 |
13. |
Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал |
2 |
1 |
0 |
14. |
Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения |
2 |
1 |
0 |
15. |
В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел |
2 |
1 |
0 |
16. |
Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня |
2 |
1 |
0 |
17. |
Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки |
2 |
1 |
0 |
18. |
Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу |
2 |
1 |
0 |
19. |
Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер |
2 |
1 |
0 |
20. |
Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет |
2 |
1 |
0 |
21. |
Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения |
2 |
1 |
0 |
22. |
Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано |
2 |
1 |
0 |
23. |
Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен |
2 |
1 |
0 |
24. |
Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться |
2 |
1 |
0 |
25. |
Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно |
2 |
1 |
0 |
26. |
Часто хвалят меня за что-либо |
2 |
1 |
0 |
27. |
Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь |
2 |
1 |
0 |
28. |
Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился |
2 |
1 |
0 |
29. |
Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе |
2 |
1 |
0 |
30. |
Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет |
2 |
1 |
0 |
31. |
Стараются открыто доказать, что любят меня |
2 |
1 |
0 |
32. |
Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе |
2 |
1 |
0 |
33. |
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом |
2 |
1 |
0 |
34. |
Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя" |
2 |
1 |
0 |
35. |
Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее |
2 |
1 |
0 |
36. |
Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу |
2 |
1 |
0 |
37. |
Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею |
2 |
1 |
0 |
38. |
Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну |
2 |
1 |
0 |
39. |
Всегда легко прощают меня |
2 |
1 |
0 |
40. |
Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало |
2 |
1 |
0 |
41. |
Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо |
2 |
1 |
0 |
42. |
Постоянно указывают мне, как себя вести |
2 |
1 |
0 |
43. |
Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят |
2 |
1 |
0 |
44. |
Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию |
2 |
1 |
0 |
45. |
Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными |
2 |
1 |
0 |
46. |
Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил |
2 |
1 |
0 |
47. |
Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели |
2 |
1 |
0 |
48. |
Чувствую, что они пренебрегают мной |
2 |
1 |
0 |
49. |
Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются |
2 |
1 |
0 |
50. |
Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях |
2 |
1 |
0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8