Психологические корни жестокости

Психологические корни жестокости

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский Государственный Университет


Факультет философии и психологии

Отделение психологии

Кафедра общей и социальной психологии









Психологические корни жестокости

Курсовая работа








Студентки 1 курса д/о

Коровиной О.А.

Научный руководитель

преп. Ермолаев В.В.












Воронеж 2005

Содержание

Введение                                                                                                        3


1.Жестокость – сугубо человеческое качество                                          5                                          


2. Психологические корни жестокости                                                     11


3. Становление человеческой агрессии                                                    19


Заключение                                                                                                  25

 

Список используемой литературы                                                            26




































Введение

    «Депутат от баскской общины погиб от взрыва бомбы, подложенной в его машину». «Во время ограбления два молодчика убили трех гостей» (Дулликон, Швейцария). «Солдаты Ирландской Республиканской армии подвергли пыткам и казнили мужчину!». Пролистывая газеты или смотря телевизор, мы постоянно сталкиваемся с сообщениями подобного рода. К сожалению, ни одно общество не свободно от таких явлений как убийство, избиение и разрушение. Насилие имеет место в масштабах целых государств. Наряду с этим насилие не чурается проявления в рамках повседневной жизни. Наше непосредственное окружение полно красноречивых свидетельств его присутствия. Насилие пугает, устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения: политики; мужья, избивающие своих жен; солдаты; жены, убившие своих мужей; разбойники, насильники и даже террористы – искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях, когда у них не остается иного выхода, кроме применения грубой физической силы. Однако дело обстоит в полном соответствии с поговоркой о благих намерениях (которыми устлана дорога в ад) – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождения между нашими словами и делами проявляется со всей остротой. Вот реальность сегодняшнего дня.

    Что такое жестокость? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма?  Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Разве дети не должны вести себя более мирно? Подрастающее поколение олицетворяет нашу надежду на лучшее будущее. Откуда же тогда берется жестокость среди детей и подростков? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.

    В данной работе сосредоточено внимание на глубинно–психологических корнях феномена человеческой жестокости. Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся  разобраться в истоках жестокости. Предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма — особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Объект исследования – человек, как носитель психики. А в качестве гипотезы выступает предположение о наличии психологических корней жестокости. И для того, что бы понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.


































Жестокость – сугубо человеческое качество

    Итак, предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма — особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают, что приводит к ошиб­кам этического, политического и юридического харак­тера. Между ними, однако, очень много общего и в пер­вую очередь то, что жестокость всегда реализуется с по­мощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не быва­ет. Поэтому нужно особо подчеркнуть природу, причины и механизмы проявления жестокости и невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

    Агрессия и жестокость представляют собой проявле­ния насилия, но по сравнению с жестокостью агрессив­ность — более широкое и в значительной мере нравст­венно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют при­родный характер, то жестокость — явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, про­дукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Воз­никнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области — социальной.

    Вспомним, что многие животные агрессивны, это их способ существования, но они никогда не жестоки, и во­обще жестокость как нравственная категория к ним не­применима, хотя часто поведение многих животных, на наш взгляд, может выглядеть очень жестоким.

    Агрессия    является    неотъемлемой    чертой    многих видов деятельности. Агрессивными должны быть, на­пример, люди, занятые в военных действиях, спортсме­ны (футболисты, боксеры и т.д.) и др. Многие агрессив­ные действия, поэтому в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и получают социальное одобрение.   Однако   агрессивность,   переродившаяся   в жестокость,   в  зависимости  от  конкретного  ущерба  и иных важных обстоятельств, как правило, наказуема — от морального осуждения и желтой карточки футбольно­го судьи, до смертной казни. В некоторых, сравнительно редких  случаях  даже   особая  жестокость  поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пыт­ках.

    В целом нравственная оценка жестокости от этого не меняется. Однако жестокость может быть желанна для человека, который является объектом насилия, при мазохизме, например.

    Человечество всегда принимало жестокость, как оно всегда, принимало   и   страдание,   дающее   возможность очищения, осмысления себя и жизни, сосредоточения, ухода от повседневных и мелких забот, а многим — на­дежду на спасение.  За все это люди давно полюбили страдание, а поэтому, тщательно скрывая это даже от себя, стремятся к нему, делают его важной частью свое­го бытия. Но обычно забывают о том, что источником мучительных переживаний и острой боли очень часто выступает именно жестокость. Если мы можем проник­нуться страданием и «обручиться» с ним, то столь же де­ятельно отвергаем жесткость и стараемся не унизиться перед ней, поскольку она посягает на моральные и психологические основы нашего существования.

    Жестокость — это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система от­чуждены от конструктивных ценностей. Поэтому нена­висть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность. Самое парадоксальное в том, что жесто­кость, вызывающая тяжкие страдания, может быть по­рождением или продолжением любви, буйной, слепой, все сметающей страсти, тоже со своими мучениями и болью.

    А что же такое агрессия?

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен напоминает, что на обыденном языке слово «агрессия» означает мно­жество разнообразных действий, которые нарушают фи­зическую или психическую целостность другого челове­ка (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок за­ставляет относить к одной и той же категории столь раз­личные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но ока­зывается включенным в сложную предысторию раз­вития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

    X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустра­цию, а возникают «самопроизвольно» из желания вос­препятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Следует поэтому различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

    Чтобы было ясным дальнейшее изложение, надо отметить, что под агрессивностью будем понимать особенность (черту) личности, а под агрессией— соответствующее поведение.

    В самом общем виде агрессия и жестокость могут по­ниматься как демонстрация силы, угроза ее применения либо использование силы в отношении отдельного чело­века или группы лиц. То и другое явления могут носить индивидуальный и коллективный характер и всегда на­правлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные дей­ствия, жестокие в том числе, всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, вы­игрыша. Так, с помощью жестокости, причинив страда­ния и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим по­ступком и своими переживаниями. Поэтому,  проявления жестокости, как и агрессивности, с субъек­тивной,  личностной  стороны никогда не  бывают бес­смысленными.

    Жестокое поведение может быть определено как на­меренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей, либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия.

    Если агрессивность — это черта личности, а агрессия — про­явление этой черты, то жестокость тоже можно рассмат­ривать в качестве личностной особенности, которая ре­ализуется в жестоких действиях. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

    Жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, на­падения, насилия она не может иметь места. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий — агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. заключаться лишь в словах, а также носить воображаемый характер.

    Поскольку теперь ясно, что агрессия, агрессив­ность и жестокость — понятия разные, хотя их даже в науке часто используют как синонимы, можно поставить следующие вопросы: является ли агрессивность причи­ной жестоких действий? Каждому ли человеку, совер­шившему названные действия, внутренне присущи такие черты, как агрессивность и жестокость?

    На первый вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку жестокое поведение порождается другими личностными факторами, и оно имеет место не потому, что в нем реализуются агрессивные тенденции. Такое по­ведение нужно человеку для того, чтобы выразить иные свои склонности, решить такие внутренние проблемы, ко­торые подчас не имеют ничего общего с агрессивностью. Но присущая данному субъекту агрессивность может ак­тивно способствовать проявлениям жестокости, как бы обеспечивать их, устраняя внешние преграды, делая со­ответствующие поступки целенаправленными и напорис­тыми и даже помогая найти им оправдание.

    На второй вопрос также нужно ответить отрицатель­но. Аргументы в пользу этого можно найти в результатах эмпирических исследований, свидетельствующих об от­сутствии агрессивности у некоторых лиц, совершивших очень жестокие действия. Чаще  всего это характерно для тех, кто просто не думал о том, что по их вине кто-то может испытывать большие физические или иные стра­дания. Неагрессивными как, оказалось, могут быть даже те лица, которые совершают несколько убийств на сек­суальной почве с особой жестокостью. Такие их дейст­вия не имеют ничего общего с необходимостью реали­зации агрессивности, они решают при этом другие очень сложные внутренние проблемы. Иное дело, что их жес­токое поведение агрессивно и принимает форму насилия. Итак, можно констатировать агрессивное поведение неагрессивных личностей.

    Здесь мы подошли к очень важному вопросу о необ­ходимости  всегда  отделять личность от  ее  поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок — всегда нечто внешнее по отношению к ин­дивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе харак­теризует наклонности человека, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрес­сивными. Уголовный закон наказывает не за то, что дан­ный человек агрессивен или жесток, а за то, что он со­вершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жес­токость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответст­венность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания.

    Объек­том и субъектом насилия могут быть государства, клас­сы,  социальные группы,  отдельные личности.  Насилие проявляется   как   взаимодействие,   воздействие   одного субъекта отношения на другого, как применение силы против воли и желания объекта ее приложения. В про­тивном случае насилия нет. Насилие может соответство­вать закону, а может противоречить и ему, и морали. Жестокость  же,   за исключением того  же  мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне пра­вомерно использовать их как синонимы.

    Насилие извечно и спон­танно присуще человеку и ни в коем случае не может оцениваться только отрицательно. В различных общест­вах, на различных этапах развития общества уровень на­силия будет разным, что зависит от характера существу­ющих в данное время общественных отношений. Поэто­му знание таких отношений является необходимым усло­вием понимания корней насилия и насильственной пре­ступности в том числе.

































Причины жестокости

    Так для чего нужна человеку агрессия? В чем причины жестоких расправ? Что это – следствие крушения надежд, способ самозащиты? Как можно регулировать свою агрессию? Где проявляется жестокость? Вот о чем пойдет речь в этой главе.

    Многие психологические исследования, да и обыден­ные житейские наблюдения, свидетельствуют о том, что без насильственных, агрессивных действий человек не смог бы решить значительную часть своих жизненных задач.

    С помощью агрессии человек решает такие свои важ­ные проблемы, как, например, освоение новых прос­транств и мест обитания, новых сфер трудовой деятель­ности и социальной активности. Происходит это потому, что определенная часть людей в результате насилия, угрозы его применения, постоянного давления и посте­пенного вытеснения, снижения социального статуса, унижения личного достоинства и т.д. со стороны госу­дарства, отдельных групп и лиц вынуждена покидать прежнее место проживания и искать себе новое, осваи­вать новые виды труда, определять свое членство в дру­гих социальных группах, даже вообще выходить за рамки нормального человеческого общения.

    Можно предположить, что чем более жестко (или жестоко) людей вытесняют, тем активнее они мигриру­ют. Миграция в свою очередь стимулирует экономичес­кую, политическую, нравственную активность, создает новые проблемы, которые разрешаются разными спосо­бами, в том числе опять-таки посредством агрессии. Проявляемая при этом жестокость зависит от того, на­сколько данный человек субъективно, чаще на бессозна­тельном уровне, ощущает сложившиеся вокруг него ус­ловия как нетерпимые и угрожающие его бытию. Его жестокость в этом случае носит характер защиты от агрессии, например, государственных структур.

    Среди бродяг, многократно судимых рецидивистов и членов организованных преступных групп можно встре­тить лиц, которые воспитывались во внешне благопри­стойных семьях, получили неплохое образование, иногда даже высшее, но постепенно были вытеснены на самые низкие ступени социальной лестницы. Обычно такое вы­теснение начинается с детства из-за жестокого семейно­го воспитания и агрессивных действий родителей. Неко­торые жертвы такого воспитания быстро распознаются сверстниками как слабые и уже среди них становятся объектами насилия. Другие же, тоже вытолкнутые из семьи, сами начинают проявлять агрессивность в детских и подростковых группах.

    Таким образом, мы приходим к выводу, что агрессивность — это не только личност­ная позиция, заключающаяся в наличии разрушительных тенденций в общении с другими людьми и с окружаю­щим миром в целом, в предпочтении использования на­сильственных средств  для решения своих больших и малых проблем. Это врожденное качество, а не резуль­тат социализации, хотя в процессе воспитания и фор­мирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойства­ми и социальными запретами, аккумулированными в че­ловеке. То, что принято называть гармонически развитой личностью, предполагает наличие в ней определенной доли агрессивности, что и делает ее социально адаптиро­ванной и полезной, например, для преодоления жизнен­ных преград. Если же агрессивность отсутствует, проис­ходит стирание индивидуальности, субъект становится податливым, пассивным, конформным, снижается его со­циальный статус.

    Поскольку интенсивность, частота и формы проявле­ния насилия и агрессивности в немалой степени зависят от воспитания, а жестокость есть "чистый" его продукт, понять агрессивность и жестокость можно, только рас­сматривая сквозь призму межличностных отношений и мироощущений, мировоззрения личности. Указанные яв­ления приобретают личностный характер из межчеловеческого взаимодействия, причем названный принцип определяет отно­шение не только к отдельным людям в повседневном об­щении, но и вообще к человечеству, народам, нациям, другим социальным группам. Поэтому корни поражаю­щей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не в прирожденной агрессив­ности отдельных народов и их представителей. Ее исто­ки лежат в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит социализация отдельных людей данного народа, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания. Не следует за­крывать глаза на то, что указанные ценности и нормы могут носить национальный характер и отражать спосо­бы жизнедеятельности данной нации или народа.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты