Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы
Министерство общего и профессионального образования
Ижевский государственный технический университет
Реферат
на тему: “Психоаналитическое исследование Э. Фромма в работе ”Бегство от свободы””
Исполнитель: аспирант Монаков А.В.
Ижевск 1999
Оглавление
1 Исторический обзор психоаналитической философии 3
1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм 3
1.2 Фрейдо-марксизм 6
1.3 Неофрейдизм и его основные представители 7
1.3.1 Альфред Адлер 9
1.3.2 Карл Густав Юнг 10
1.3.3 Карен Хорни 11
1.3.4 Эрих Фромм 12
2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы" 13
2.1 Введение в проблематику работы 13
2.2 Двойственность свободы 13
2.3 Психологизм проблемы свободы 14
2.4 Свобода в эпоху Реформации 15
2.5 Современные аспекты свободы 17
2.6 Механизмы бегства от свободы 18
2.7 Психология нацизма 21
2.8 Свобода в условиях демократии 22
2.9 Теоретические основы психоанализа Фромма 26
Цитируемая литература 29
1 Исторический обзор психоаналитической философии
1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм
ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог,
основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся
концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на
идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть
психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные
из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью
предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно
осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей,
сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам
проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность,
находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей
относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической
патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо
и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс
психического развития человека есть в своей сущности биологически
детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение
Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий
потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и
культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного
начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с
одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на
внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами,
требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения
желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии
либидо.
Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее.
Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению
человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений
для реализации природных желаний.
При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.
С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал -- вождя.
Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в [1, с. 345-346].
ФРЕЙДИЗМ -- в расширительном понимании подразумевается классический
(ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической
психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и
точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком
оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом,
выступает в качестве теоретической основы психоанализа как
психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника
современных психоаналитических концепций. Представители классического
психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям
фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших,
частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].
ПСИХОАНАЛИЗ -- 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод,
разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения
психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем
доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей,
впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова
психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем
речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об
институционализированном движении, которое осуществляется на их базе.
Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда,
объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское
психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого
движения относятся к так называемому "классическому", или "ортодоксальному"
психоанализу -- наиболее многочисленному, мощному и влиятельному
направлению его.
В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой
фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг.
А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими,
касались главным образом функций "Я". Их исследования привели к разработке
нового теоретического аспекта, получившего наименование "эго-психологии". В
отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам
"ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают
предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной
среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного
изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести
понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е
гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология -- основной
соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к
канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией
науки.
Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее
институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от
Фрейда учениками -- А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который
лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.
Возникший в 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления [1, с. 252-253].
Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.
Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека,
влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на
"жизнь его чувств" [4, с. 102] и поведение. Сексуальное самопознание
ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке
в мире" [4, с. 167]. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и
взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более
того, сексуально- биологическая энергия объявляется основой развития
человеческой культуры.
В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд пишет, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит "выход и применение в других областях". Получается "значительное повышение психической работоспособности" [5, с. 196], что оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея развивается во многих работах Фрейда.
В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности -- производственной и политической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.
Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе "Неудовлетворенность культурой" Фрейд приходит к выводу, что "большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура" [6, с. 277]. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации [2, с. 353-354].
С вопросами биологического и социального, сущности и существования тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека.
Длительное время в философии доминировал принцип антропологического
рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались
только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое
воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю,
следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек
разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все
большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,
Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают
анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся
человеком.
Но определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд,
открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший
бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и
существования. Он представил бессознательное как могущественную силу,
которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека
состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой -- "Оно" (Id)
находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной
частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и
страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания
идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного -- это "Я"
(Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа -- "Сверх-Я" (Super Ego) -- это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По
Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и
разрываться между Сциллой и Харбидой -- неосознанными осуждаемыми "Оно" и
нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что
собственное "Я" -- сознание человека не является "хозяином в собственном
доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и
наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и
поступки человека. Человек -- это прежде всего существо, управляемое и
движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).
Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.
Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, -- это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами [2, с. 532-534].
Иррационалистические тенденции "философии жизни" продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач -- психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека -- бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на
индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.
Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто
прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,
в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных
движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой
взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и
сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом,
соответствующим сути человеческой психики, а сознательное -- лишь особой
интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель
личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" -- глубинный слой
подсознательного влечения -- психическая самость, основа деятельности
индивидов, "Я" -- сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним
миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх-Я" (super-
ego) -- внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между
"Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я"
является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные
интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди,
социальные запреты власти родителей и авторитетов.
Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на
основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения
наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд
сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их
более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу
человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к
Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека
обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где
главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" -- эрос и "инстинкт
смерти" -- танатос.
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с
внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется
"Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло
социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не
абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может
овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в
реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы
бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания
и подчинить своим целям.
Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения
и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно
от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с
которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между
различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных
процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии
страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут
быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства
усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение
между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и
непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует
внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности
человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры -- это выработанная
человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности.
Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется
в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого
действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека
ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного
человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.
В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или
даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество
под влиянием культурных устремлений "невротическим" [3, с. 220-221]?
1.2 Фрейдомарксизм
Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении
социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой
эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений
Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются
Вильгельм Райх (1897--1957) и Герберт Маркузе (1898--1979). Они наряду с
другими фрейдо-марксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к
жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим
поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.
Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям.
Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила
человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной
уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в
тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не
подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными.
Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно вступает в глубокое
противоречие с обществом", отчуждается от него, "ввергается в состояние
одиночества и изоляции" [7, с. 139, 140].