Психические познавательные процессы. Память

1596

29487

341620

2736411

13182000

971368297

7754296118

2817

31150

724850

5311520

01085776

131747273

6413182910

4450

40161

601433

2814106

13172940

01752344

5506373490

7816

54185

151214

6813401

50664297

25183146

5485726419


Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 1) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.

Участники эксперимента 15 человек.

Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она воспроизводится немедленно.

 

Обработка данных:

1.   Сверим результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».

2.   Составим сводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого.

1)   Елена, 36 лет

Таблица 3.1.

Сводная таблица результатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

-

-

2

+

+

+

-

-

-

-

3

+

+

+

+

-

-

-

4

+

+

-

-

-

-

-

Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 %



2)                 Галина Александровна, 68 лет

Таблица 3.2.

Сводная таблица результатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

-

-

-

2

+

+

+

+

-

-

-

3

+

+

-

-

-

-

-

4

+

-

-

-

-

-

-

Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 %


3)                 Валентина, 31 год

Таблица 3.3.

Сводная таблица результатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

+

-

2

+

+

+

+

+

-

-

3

+

+

+

+

-

-

-

4

+

+

+

+

-

-

-

Правильно воспроизведенных рядов – 67,9


4)                 Роман Валерьевич, 41 год

Таблица 3.4.

Сводная таблица результатов

Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+

+

-

2

+

+

+

+

-

-

-

3

+

+

+

-

-

-

-

4

+

+

-

-

-

-

-

Правильно воспроизведенных рядов – 64,2

и т.д.

Процент правильно воспроизведенных рядов составил:

5)                 Оксана, 5 лет – 62,1%

6)                 Ирина, 28 лет – 59,2%

7)                 Людмила Валерьевна  - 47%

8)                 Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4%

9)                 Нина Ефимовна, 53 года – 59,3%

10)             Надежда, 20 лет – 69,9%

11)             Екатерина, 22 года – 71,5%

12)             Ирина, 24 года – 63,8%

13)             Ирина, 28 лет – 61,9%

14)             Павел, 27 лет – 59,9%

15)             Юрий Федорович – 50,1%

Наибольший процент воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.


3.                 Вычислим объем памяти по формуле:

,

где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах;

n – число опытов (n=4);

m - количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;

k – интервал между рядами (k=1).

А в нашем случае для каждого испытуемого разные.

Определим объем памяти для каждого испытуемого.

1.        V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2

2.        V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8

3.        V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2

4.        V=5+15/4+1/2=9,2

5.        V=5+12/4+1/2=5,8

6.        V=4+12/4+1/2=4,8

7.        V=4+11/4+1/2=7,25

8.        V=4+13/4+1/2=7,75

9.        V=5+12/4+1/2=5,8

10.   V=5+19/4+1/2=10,2

11.   V=5+21/4+1/2=10,75

12.   V=9,8

13.   V=7,3

14.   V=7,8

15.   V=7


5.   Составим таблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4).

Таблица 4.

Сводная таблица средних показателей результатов


Номер

Результаты воспроизведения

п/п

4

5

6

7

8

9

10

1

15

15

15

15

14

13

-

2

15

15

15

14

11

-

-

3

15

15

14

13

10

-

-

4

15

15

10

-

-

-

-

Правильно воспроизведенных рядов – 56,7%


Подсчитаем средний объем кратковременной памяти по группе:


Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.

В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.



IV.  Исследование динамики процесса заучивания.


Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

Существенную роль в запоминании играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом.

Цель исследования: изучение динамики запоминания.

Методика: используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом.

Процедура эксперимента.

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма 2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

Участники эксперимента: 15 человек.

Гипотеза исследования: запоминание имеет позиционную зависимость.

 

Обработка и анализ результатов.

1.        Подсчитаем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V для каждого испытуемого.


1.        Елена, 36 лет

При первом повторении – V1=4

При втором V2=6, V3=8, V4=12

2.        Галина Александровна

V1=5, V2=6, V3=6, V4=8, V5=10, V6=10, V7=12

3.        Валентина, 31 год

V1=4, V2=8, V3=7, V4=7, V5=10, V6=12

4.        Роман Валерьевич, 41 год

V1=6, V2=6, V3=8, V4=11, V5=12

5.        V1=7, V2=8, V3=11, V4=12

6.        V1=10, V2=10, V3=9, V4=12

7.        V1=7, V2=10, V3=11, V4=11, V5=12

8.        V1=9, V2=9, V3=12

9.        V1=7, V2=8, V3=7, V4=10, V5=12

10.    V1=10, V2=12

11.    V1=9, V2=10, V3=12

12.    V1=8, V2=10, V3=10, V4=12

13.    V1=7, V2=10, V3=12

14.    V1=6, V2=10, V3=9, V4=11, V5=12

15.    V1=5, V2=7, V3=9, V4=9, V5=11, V6=10, V7=11, V8=12


Мы видим, что при увеличении числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов.

Если подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что чаще всего воспроизводятся первые и последние слова.

Если построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать следующую картину (рис. 1)


Частота воспроизведений слов у испытуемой Валентины, 31 год.

Диаграмма частоты воспроизведения каждого слова

Рис. 1

Такая же тенденция будет прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова.

В результате наших исследования сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.



Литература:


1.        Столяренко Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001.

2.        Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 2003.

3.        Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.

4.        Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.

5.        Фресс П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.




Форма 1

Протокол занятия

Испытуемый: Валентина, 31 год


Длина ряда

Результаты воспроизведения

1

2

3

4

4

1596

2817


4450


7816


5

29487

31150


40161


54185


6

341620


724850


601433


151214


7

2736411


5311520


2814106


6813401


8

13182000


01085776


13172940


50664297


9

971368297


131747273


01752344


25183146


10

7754296118


6413182910


5506373490


5485726419



Словесный отчет испытуемого:

Запоминала первые цифры, если запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались.

Наблюдения:  правильно воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром воспроизведении.




Форма 2

Испытуемый: Валентина, 31 год


Номер воспроизведения

Результаты воспроизведения

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+


2

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+


3














4

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+


5














6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+


7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


















Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты