1596
29487
341620
2736411
13182000
971368297
7754296118
2817
31150
724850
5311520
01085776
131747273
6413182910
4450
40161
601433
2814106
13172940
01752344
5506373490
7816
54185
151214
6813401
50664297
25183146
5485726419
Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 1) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах).
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.
Участники эксперимента 15 человек.
Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она воспроизводится немедленно.
Обработка данных:
1. Сверим результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».
2. Составим сводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого.
1) Елена, 36 лет
Таблица 3.1.
Сводная таблица результатов
Номер
Результаты воспроизведения
п/п
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
-
-
2
+
+
+
-
-
-
-
3
+
+
+
+
-
-
-
4
+
+
-
-
-
-
-
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 %
2) Галина Александровна, 68 лет
Таблица 3.2.
Сводная таблица результатов
Номер
Результаты воспроизведения
п/п
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
-
-
-
2
+
+
+
+
-
-
-
3
+
+
-
-
-
-
-
4
+
-
-
-
-
-
-
Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 %
3) Валентина, 31 год
Таблица 3.3.
Сводная таблица результатов
Номер
Результаты воспроизведения
п/п
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
-
2
+
+
+
+
+
-
-
3
+
+
+
+
-
-
-
4
+
+
+
+
-
-
-
Правильно воспроизведенных рядов – 67,9
4) Роман Валерьевич, 41 год
Таблица 3.4.
Сводная таблица результатов
Номер
Результаты воспроизведения
п/п
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
-
2
+
+
+
+
-
-
-
3
+
+
+
-
-
-
-
4
+
+
-
-
-
-
-
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2
и т.д.
Процент правильно воспроизведенных рядов составил:
5) Оксана, 5 лет – 62,1%
6) Ирина, 28 лет – 59,2%
7) Людмила Валерьевна - 47%
8) Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4%
9) Нина Ефимовна, 53 года – 59,3%
10) Надежда, 20 лет – 69,9%
11) Екатерина, 22 года – 71,5%
12) Ирина, 24 года – 63,8%
13) Ирина, 28 лет – 61,9%
14) Павел, 27 лет – 59,9%
15) Юрий Федорович – 50,1%
Наибольший процент воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.
3. Вычислим объем памяти по формуле:
,
где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах;
n – число опытов (n=4);
m - количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;
k – интервал между рядами (k=1).
А в нашем случае для каждого испытуемого разные.
Определим объем памяти для каждого испытуемого.
1. V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2
2. V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8
3. V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2
4. V=5+15/4+1/2=9,2
5. V=5+12/4+1/2=5,8
6. V=4+12/4+1/2=4,8
7. V=4+11/4+1/2=7,25
8. V=4+13/4+1/2=7,75
9. V=5+12/4+1/2=5,8
10. V=5+19/4+1/2=10,2
11. V=5+21/4+1/2=10,75
12. V=9,8
13. V=7,3
14. V=7,8
15. V=7
5. Составим таблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4).
Таблица 4.
Сводная таблица средних показателей результатов
Номер
Результаты воспроизведения
п/п
4
5
6
7
8
9
10
1
15
15
15
15
14
13
-
2
15
15
15
14
11
-
-
3
15
15
14
13
10
-
-
4
15
15
10
-
-
-
-
Правильно воспроизведенных рядов – 56,7%
Подсчитаем средний объем кратковременной памяти по группе:
Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.
В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.
IV. Исследование динамики процесса заучивания.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.
Существенную роль в запоминании играет повторение материала. В процессе запоминания центральное место принадлежит организации действий субъекта с материалом.
Цель исследования: изучение динамики запоминания.
Методика: используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из 4-6 букв): огонь, лиса, круг, манеж, жгут, письмо, краски, линейка, заяц, стоять, пишу, книга. Материал представляют слуховым способом.
Процедура эксперимента.
Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованиями заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с. после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+». Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе (форма 2) словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.
Участники эксперимента: 15 человек.
Гипотеза исследования: запоминание имеет позиционную зависимость.
Обработка и анализ результатов.
1. Подсчитаем общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V для каждого испытуемого.
1. Елена, 36 лет
При первом повторении – V1=4
При втором V2=6, V3=8, V4=12
2. Галина Александровна
V1=5, V2=6, V3=6, V4=8, V5=10, V6=10, V7=12
3. Валентина, 31 год
V1=4, V2=8, V3=7, V4=7, V5=10, V6=12
4. Роман Валерьевич, 41 год
V1=6, V2=6, V3=8, V4=11, V5=12
5. V1=7, V2=8, V3=11, V4=12
6. V1=10, V2=10, V3=9, V4=12
7. V1=7, V2=10, V3=11, V4=11, V5=12
8. V1=9, V2=9, V3=12
9. V1=7, V2=8, V3=7, V4=10, V5=12
10. V1=10, V2=12
11. V1=9, V2=10, V3=12
12. V1=8, V2=10, V3=10, V4=12
13. V1=7, V2=10, V3=12
14. V1=6, V2=10, V3=9, V4=11, V5=12
15. V1=5, V2=7, V3=9, V4=9, V5=11, V6=10, V7=11, V8=12
Мы видим, что при увеличении числа повторений увеличивается количество воспроизведений слов.
Если подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения, то можно убедится в том, что чаще всего воспроизводятся первые и последние слова.
Если построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров, то можно наблюдать следующую картину (рис. 1)
Частота воспроизведений слов у испытуемой Валентины, 31 год.
Диаграмма частоты воспроизведения каждого слова
Рис. 1
Такая же тенденция будет прослеживаться на всех графиках, подтверждает нашу гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова.
В результате наших исследования сделаем вывод о том, что наибольший уровень развития памяти среди исследуемых приходится на подгруппу студентов, наименьший – на пенсионеров. Это говорит о том, что развитие памяти, ее уровень зависят от деятельности человека.
Литература:
1. Столяренко Л.Ю. Основы психологии. Учеб. пособие. – Р.-на-Дону, 2001.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 2003.
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1996.
4. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.
5. Фресс П., пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 6. – М., 1978.
Форма 1
Протокол занятия
Испытуемый: Валентина, 31 год
Длина ряда
Результаты воспроизведения
1
2
3
4
4
1596
2817
4450
7816
5
29487
31150
40161
54185
6
341620
724850
601433
151214
7
2736411
5311520
2814106
6813401
8
13182000
01085776
13172940
50664297
9
971368297
131747273
01752344
25183146
10
7754296118
6413182910
5506373490
5485726419
Словесный отчет испытуемого:
Запоминала первые цифры, если запоминала последние четыре, то первые цифры в памяти не оставались.
Наблюдения: правильно воспроизводятся первые цифры или последние, правильные цифры при быстром воспроизведении.
Форма 2
Испытуемый: Валентина, 31 год
Номер воспроизведения
Результаты воспроизведения
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
+
+
+
-
-
-
-
-
-
-
+
+
2
+
+
+
-
-
-
-
+
+
+
+
+
3
4
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-
-
+
5
6
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
7
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Страницы: 1, 2