Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, отсутствие надежной опоры, «витание в облаках» выражено у 26 % испытуемых.
Большинство (58%) женщин, показали выраженное нарушение симметрии, что говорит о переживании телесной неуклюжести, рассогласованности, чувстве нескоординированности, общей физической неадекватности.
Чрезмерное подчеркивание средней линии выражено в 45% рисунков женщин. Это опять же говорит о ряде проблем, связанных с интеграцией образа тела, отмечается озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. Многие рисунки (45%) детей с БА нечеткие, линии рисунка слабые, паутинообразные, что можно интерпретировать как недостаток энергетического тонуса, переживание неуверенности, робости и незащищенности. В контрольной группе подобных рисунков всего 7%, большинство рисунков здоровых детей (68%) нарисованы четко, ярко, линия толстая и жирная, что говорит о значимости личностных границ, энергетичности, переживании безопасности. Кроме этого в основной группе в 42% рисунков отмечается неровный, нестабильный нажим, где-то более сильный, а в каких-то местах совсем слабый, что подчеркивает циклотимичность, импульсивность и нестабильность эмоционального состояния детей, страдающих астмой.
Стоит отметить, что в рисунках детей страдающих БА, в меньшей степени, чем в контрольной группе, выражены штриховка и стирания. В группе здоровых детей 75 % использовали ластик и несколько раз стирали. Стирания считаются выражением тревоги, но эта тревога связана с выраженной неудовлетворенностью рисунком, и сознательным желанием что-то улучшить. Можно сказать, что стирания – это сознательный контроль над конфликтом, связанным с неудовлетворенностью изображением человека, как желание дополнять и улучшать «образ тела» через рисунок. Женщины использовали ластик только в 23% случаев. Возможно, это связано с низким уровнем сознательного контроля над конфликтом неудовлетворенности и недостаточным уровнем рефлексии репрезентации образа тела. Во многих рисунках (77 %), тема не обозначена, фигуры недифференцированы, изображение аморфное, схематичное, что еще раз подтверждает уклонение от телесных проблем, незрелость, акцентирует переживание дезинтеграции образа тела.
Данные анализа содержательных характеристик рисунка представлены в Приложении 6, интерпретация которых, позволяет сделать более полную характеристику образа тела детей, страдающих бронхиальной астмой.
Анализ содержательных характеристик рисунка позволил выявить следующие особенности. В 42% случаев, нарисована большая голова, что говорит о преувеличении значения интеллекта в отношениях, ментализации опыта переживаний, чрезмерном контроле телесных функций.
Значимые отличия видны в прорисовке глаз. 65% женщин выбрали способы рисования глаз, связанные с той или иной степенью отчуждения от близкого контакта с окружающим миром. На 32% рисунков они изображают глаза как «невидящие», «пустые», это можно интерпретировать как эмоциональную незрелость, эгоцентризм, враждебность, для ребенка мир представляется как недифференцированная стимульная масса. Поглощенность собственными переживаниями демонстрируют 35 % женщин.
Прямое желание отгородиться от мира, телесный нарциссизм, отражают рисунки, где глаза закрыты. Таких рисунков 10%.
Большой процент (48%) женщин изображают руки длинными и слабыми, «как веревочки», что говорит о зависимости, потребности в опеке, недостатке мотивации достижения.
36% женщин, изображают руки прижатыми к туловищу, что отражает напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями.
Также 61 % рисуют несоразмерно мелкие ступни, что опять же отражает скованность в межличностных отношениях, сильную зависимость от среды.
На многих рисунках (55 %) женщин, видна выраженная рассогласованность головы, туловища, ног. Это можно интерпретировать как хроническое нарушение координации главных измерений образа тела: целостности, пластичности, явно выражена неадекватность личностной интеграции.
Анализ рассказов составленных к рисунку и анкет показал что, в описании характера нарисованных персонажей женщины затрудняются назвать отрицательные черты характера, в основном, говорят о положительных, но и эти ассоциации, как правило, бедные, невыразительные, безэмоциональные. Нужно отметить, что ассоциации эти часто повторяются и являются стандартными общеупотребимыми фразами. Например, для описания позитивных черт характера, они используют следующие определения: доброжелательный, умный, добрый, средний, общительный, нормальный, внимательный, волевой, веселый, счастливый и т.д. Причем каждый для описания положительных черт использует только 1-2 определения, а отрицательные черты вообще не всегда указываются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы перед нами была поставлена цель: изучение принятия образа тела у склонных к полноте людей.
Для реализации заданной цели в соответствии с поставленными задачами был проведен анализ научной и психологической литературы по изучаемой проблеме. Затем мы выявили особенности понятия «образ тела» и подобрали необходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме являлось решением последней поставленной нами задачей. Таким образом, необходимо сказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Наше исследование было посвящено проблеме содержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием. Объектом исследования являлись белорусские женщины в возрасте 25-45 лет, склонные к полноте.
В результате изучения и анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.
Анализ данных, полученных с помощью методики «проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основных направлений в описании образа тела испытуемых. При интерпретации данных учитывались структурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, в том числе и анализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку.
В поиске идеала красоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабильным, человек находится постоянно. Принимая за него определенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новому идеалу. В итоге вошел в обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственным телом, характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни.
Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми. Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
В результате изучения теоретических данных и постановки гипотезы, была проведена экпериментально-исследовательская работа с женщинами, склонными к полноте, и выявлены следующие особенности образа тела у данного контингента респондентов:
Во-первых, ярко выражены нарушения симметрии и границ образа тела, это характеризуется переживанием телесной рассогласованности, нескоординированности и неадекватности, слабостью личностных границ, недостаточностью энергетического тонуса.
Во-вторых, отмечается хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. Нарушено переживание целостности и связанности внутреннего психического и телесного опыта.
В-третьих, выражена отчужденность, отсутствие личностно-значимо го и зрелого контакта с окружением.
В-четвертых, обнаружено отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Мышление лишено эмоциональной компоненты, выхолощено, чрезмерно конкретизировано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000 г.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.
3. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991г.
4. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-центр, 2002г.
5. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого «не-я» предмета. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000г.
6. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002
7. Дольто Ф. На стороне ребенка. М.,1997г.
8. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. С-П., 1992г.
9. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. Лекции. С-Птб., 1993
10. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка в семье. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. .В.П. Алферова. Л., 1991г.
11. Есаян Н. Ф.: Психосоматика детского возраста и психоанализ, Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 71-76
12. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я - не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70-80
13. Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен.
14. Личко А.Е.// Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989 – 216 с.
15. Морковкина И.В.// Журн. невропатол. и психиатрии., 1983, т.83, №1, с.86 – 93.
16. Любан-Плоцца Б., Пелдингер В.,Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. С-П.: 2000г.
17. МакДугал Д. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. С-П., 2002
18. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000
19. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
20. Обухов Я.Л. Сборник по психосоматике. М.:1998 г.
21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002
22. Смулевич А.Б.// Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния/АМН СССР. – М., Медицина, 1987 – 240 с.
23. Цуцульковская М.Я.//Руководство по психиатрии. Т.1/Под. ред. Тиганова А.С. – М.: Медицина, 1999. – С. 446 – 457.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
7. Ваше отношение к полным женщинам.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Приложение 2
Обработка анкетных данных
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
Очень – 1, да – 12, не совсем – 3, нет – 4.
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
Люблю свое тело – 3, положительные, нормальные – 12, нейтральные - 2 отрицательные – 3.
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
Все - 2, ноги - 6, грудь - 5, бедра - 1, другое – 6.
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
Грудь - 2, живот - 10, бедра - 4, другое - 4
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
Сбросить общий лишний вес – 7, живот – 4, бедра - 4, ничего - 3, другое – 2.
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
Заниматься спортом - 4, соблюдать диету - 2, ни на что – 3, на многое – 5, затрудняюсь ответить – 3, другое - 3.
7. Ваше отношение к полным женщинам.
Положительное - 9, нормальное, адекватное - 7, отрицательное - 2, другое – 2.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
Нормальное, спокойное - 8, не симпатизируют, отрицательное - 10, другое – 2.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
Да - 10, нет - 6, другое - 4.
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Спорт - 10, диета - 3, массаж - 5, ничего - 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обработка полученных анкетных данных
в % (процентном) соотношении
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
7. Ваше отношение к полным женщинам.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Приложение 4
Структурные и формальные характеристики рисунка
Деталь рисунка |
Интерпретация признака |
Частота встречаемости в % |
|
|
|
||
Меньше трети листа |
Эго-слабость, низкое самоуважение, регрессия, низкий энергетический уровень, низкая самооценка. |
39 |
|
1/2 - 2/3 листа |
Адекватная самооценка, акцент на эго. |
13 |
|
Весь лист, большая целостная фигура |
Агрессивные тенденции, сопротивление среде, завышенная самооценка |
6 |
|
Большая нецелостная, непропорциональная фигура |
Неглубокая эмоциональность, недостаток осознания, низкие мыслительные характеристики, органические нарушения. |
42 |
|
|
|
||
Тенденция к верхнему краю листа, фигура среднего размера |
Высокая самооценка, тенденция к самоутверждению, недовольство своим положением в социуме и недостаточное признание со стороны окружающих. |
10 |
|
Верхний край листа, фигура маленького размера зависшая в воздухе, «парящая» |
Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, низкий энергетический уровень, недостаток надежной опоры, «витание в облаках» |
26 |
|
Нижний край листа |
Тяготение к депрессии, пессимистический настрой, зависимость. |
23 |
|
Центр листа |
Эгоцентричность, хорошая адаптивность, умение направлять свой жизненный путь |
3 |
|
Фигура смещена вправо |
Фантазии о будущем, ориентированность вовне |
13 |
|
Фигура смещена влево |
Значимость переживаний связанных с прошлым опытом, ориентированность на себя |
45 |
|
|
|
||
Излишняя симметрия |
Эффект ригидности, механистические признаки, стремление к совершенству, скованность, эмоциональная холодность, неустойчивость. |
3 |
|
Выраженное нарушение симметрии |
Телесная неуклюжесть, чувство нескоординированности, общей физической неадекватности |
58 |
|
Чрезмерное подчеркивание средней линии |
Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. |
45 |
|
|
|
||
Нечеткая, паутинообразная линия |
Неуверенность, робость, незащищенность |
45 |
|
Толстая, жирная линия. |
Значимость личностных границ, энергетичность, безопасность. |
3 |
|
Линии неодинаковой яркости |
Напряжение |
|
|
Разрыв контура |
Сфера конфликтов* |
16 |
|
Подчеркнутая линия |
Тревога, незащищенность, сфера конфликтов, регрессия. |
23 |
|
Сильный нажим, прорывание бумаги |
Повышенная напряженность, тревога |
10 |
|
Неровный, неодинаковый нажим |
Циклотимичность, импульсивность, нестабильность |
42 |
|
Стирания |
Тревога, выраженная неудовлетворенность, беспокойство, конфликт. |
23 |
|
Штриховка |
Тревога , выход агрессии |
16 |
|
|
|
||
Фигура изображена в профиль |
Интеллектуальная зрелость, интравертированноть. |
0 |
|
Фигура изображена в анфас |
Эгоцентрированность, тенденции к демонстративному поведению |
100 |
|
Голова в профиль, туловище в анфас |
Социальная напряженность, чувство вины в связи с социальными контактами, возможно определенной степени нечестности. |
0 |
|
|
|
||
Тема не обозначена, фигуры недифференцированы, аморфное, схематическое изображение |
Уклонение от телесных проблем, незрелость, переживание дезинтеграции образа тела |
77 |
|
Изображение полное, детализированное, имеет определенную тему |
Аутоидентификация с рисунком, образ тела интегрирован, поиск адаптации |
23 |
|
Приложение 5
Интерпретация содержательных характеристик рисунка
Деталь рисунка |
Интерпретация признака |
частота встречаемости в % |
|
Социальные черты - части лица |
|||
Большая голова |
Рационализм, преувеличение значения интеллекта в отношениях, агрессивность, чрезмерный контроль телесных функций |
42 |
|
Маленькая голова |
Переживание чувства социальной и интеллектуальной неадекватности. |
19 |
|
Лицо затемнено, затушевано |
Неуверенность, значимость социального принятия |
6 |
|
Чрезмерно выделенные черты лица |
Компенсация в фантазии неадекватности и слабости самоутверждения, образ социально доминантного индивида. |
19 |
|
Рот слишком большой, выделенный |
Оральный эротизм, речевая несдержанность |
10 |
|
Изогнутый, чувственный рот |
Инфантильность, зависимость |
13 |
|
Рот изображен резкой, грубой линией (щель) |
Вербальная агрессия, сверхкритичность, садистические черты. |
13 |
|
Большие, подчеркнутые глаза |
Выраженная любознательность, подозрительность, экстравертированность. |
32 |
|
Маленькие глаза |
Поглощенность собственными переживаниями. |
35 |
|
Закрытые глаза |
Стремление отгородиться от мира, телесный нарциссизм |
10 |
|
«Невидящие», «пустые» глаза |
Мир представляется как недиференцированная стимульная масса, эмоциональная незрелость, эгоцентризм, враждебность |
32 |
|
Уши подчеркнуты |
Значимость мнения окружающих, зависимость от внешней среды |
26 |
|
Волосы сильно заштрихованы |
Повышенная тревожность |
19 |
|
Нос с прорисованными ноздрями |
Агрессивность, склонность к сексуальной агрессии |
6 |
|
Нос – «пуговка» |
инфантильность |
13 |
|
Шея толстая, короткая |
Уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса |
10 |
|
Шея «отрезана» от тела жирной горизонтальной линией |
Разделение между телом (импульсы) и головой (функция контроля). |
52 |
|
Шея тонкая, длинная |
Плохой контроль над телесными импульсами, телесная слабость. |
32 |
|
Отсутствие шеи |
Незрелость, регрессивные тенденции, отсутствие способности к произвольной регуляции побуждений |
10 |
|
Контактные черты |
|||
Кисти рук затемнены, имеют расплывчатые очертания |
Недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность. |
13 |
|
Кисти сильно заштрихованы |
Чувство вины по отношению к агрессивным импульсам или мастурбаторной активности. |
3 |
|
Руки прижаты к туловищу |
Напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями |
36 |
|
Руки за спиной |
Чувство вины, неуверенность в себе, желание контролировать злость, нежелание межперсональных контактов |
23 |
|
Руки длинные, слабые |
Зависимость, потребность в опеке, недостаток мотивации достижения |
48 |
|
Руки слишком крупные |
Сильная потребность в социальных контактах, переживание чувства неадекватности, склонность к импульсивному поведению. |
10 |
|
Короткие руки |
Недостаток амбиций |
10 |
|
Сильно заштрихованные пальцы |
Чувство вины, возможно воровство или мастурбационная активность |
3 |
|
Пальцы – «шипы», обведены петлей, «обрублены» |
Подавленная агрессия, враждебность. |
10 |
|
Ноги широко расставлены |
Откровенное пренебрежение, неподчинение или игнорирование |
6 |
|
Ноги акцентированы |
Грубость, черствость |
6 |
|
Ноги прорисованы слабо |
Неустойчивость, отсутствие чувства безопасности |
29 |
|
Ступни мелкие |
Скованность в межличностных отношениях, сильная зависимость от среды |
61 |
|
Различные части тела |
|||
Туловище чрезмерно крупное |
Наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей |
19 |
|
Плечи чрезмерно широкие угловатые |
Озабоченность силой и властью, переживание чувства вины, чрезмерная защитная позиция, враждебность в отношении окружающих |
3 |
|
Подчеркнутая линия талии |
Напряжение, связанное с контролем телесных импульсов, блокирование переживаний области сексуальности |
32 |
|
Талия, сильно стянутая поясом |
Ненадежность контроля, опасность аффективных вспышек. |
3 |
|
Рассогласованность головы, туловища, ног |
Хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. |
55 |
|
Одежда |
|||
Неадекватное выделение пуговиц |
Зависимость от матери, инфантильность |
23 |
|
Неадекватное выделение карманов |
Зависимость, инфантильность |
10 |
|
Хронологические характеристики |
|||
Возраст нарисованного человека соответствует реальному |
Проекция образа себя на рисунок. |
26 |
|
Возраст нарисованного человека младше реального |
Эмоциональная фиксация на более младшем возрасте |
39 |
|
Возраст нарисованного человека старше реального |
Идентификация с образом родителя (своего пола) |
35 |
|