Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА



Кафедра метапсихологии и теории психоанализа

Факультет психоанализа





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента Строганова Павла Евгеньевича

ТЕМА: Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе





Научный руководитель:

д.ф.н., профессор Лейбин

Валерий Моисеевич








Москва. 2010 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА

1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”

1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия

2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ

2.1 Примитивные защиты

2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение


Актуальность. Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.

Религия - занимает в жизни человека одно из основных мест и мало что может сравниться с ней по значимости. Исследования религии занимают важное место в отечественной науке, так как Россия религиозная и многоконфессиональная страна. Большую роль эти исследования имеют в связи с распространением деятельности так называемых “тоталитарных сект” и направлений, использующих методы психологического воздействия на сознание людей. Феномены массового сознания своими корнями уходят в происхождение религиозного миросозерцания.

В начале и середине двадцатого века выдающийся австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своих работах описал механизмы возникновения религии, ее формирования и эволюции. Попутно на историческом материале он разворачивает принцип психологического анализа событий. Его психологическая реконструкция исторических событий поражает точностью, логикой и глубоким постижением смысла религиозных феноменов. Разработка современного аналитического аппарата на основе учения

З. Фрейда применительно к религиозным феноменам одна из задач стоящих перед психоаналитиками, работающими в области прикладного психоанализа.

Важным фактором для практикующего психоаналитика является понимание механизма возникновения невротических образований. Изучение формирования религии позволяет глубже понять эти механизмы, изучить их на примере возникновения религии. В клинической практике встречаются пациенты для которых религиозное и магическое мышление является основной формой миросозерцания и понимание как работают механизмы защиты в данном случае очень важно для анализа воспроизводимого материала. Умение узнавать действие защит в рассказе пациента повышает эффективность анализа.

В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.

Объект исследования: религия как продукт человеческой психики.

Предмет исследования: основные механизмы формирования религиозного мировоззрения и способы Эго-защиты, встречающиеся в религиозных феноменах.

Цель исследования состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих возникновение и функционирование религиозного мировоззрения. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1) На основе имеющегося теоретического материала проследить основные линии возникновения религиозного мировоззрения;

2) Понять природу религии с точки зрения классического психоанализа;

3) Выявить последовательность формирования фаз религиозного мировоззрения;

4) Провести параллель между последовательностью формирования религиозного мировоззрения и фазами формирования психического аппарата человека;

5) Описать основные типы Эго-защит, присущие религиозному мировоззрению;

6) Произвести накопление теоретического материала для дальнейших исследований.

Гипотезы исследования:

1) Религия - есть невротическое образование, в основе которой лежат первоначальные конфликты, происходившие в человеческом сообществе и именно религия как способ защиты от этих конфликтов привел к возникновению культуры и принципов, благодаря которым человеческая орда постепенно превратилась в цивилизацию;

2) Человек в своем онтогенезе проходит стадии филогенеза. Это верно и по отношении к психическим явлениям. Поэтому изучая поведение и психику людей на ранней стадии развития можно судить о принципах мышления людей, живущих в прошлые эпохи, зная какая религия была у них ведущей. Обратное тоже верно, изучая принципы религиозных доктрин можно лучше понять механизмы психического функционирования человека находящегося в той или иной фазе формирования психического аппарата и объектных отношений.

Теоретико-методологической основой работы явились работы З.Фрейда “Тотем и табу” и “Моисей и монотеизм”, а также ряд других его работ. Были использованы работы Анны Фрейд, Нэнси Мак-Вильямс, Ж.Лапланша, Ж-Б.Понталиса, Р.Гринсона. Из отечественных исследователей работы В.М.Лейбина, А.М.Руткевича.

Механизмы порождения феномена религиозного мировоззрения наиболее существенным образом отражены в работах З.Фрейда показавшего, как оно возникает и действует конкретной теоретико-методологической основой работы явились психоаналитический подход З.Фрейда к описанию религии и теория объектных отношений отчетливо структурирующая фазы человеческой психической эволюции.

Методы исследования включали:

- анализ имеющихся источников психоаналитической литературы основных определений касающихся возникновения и формирования религии;

- наблюдения за религиозными явлениями на практике и в общении с носителями разных учений.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем

- впервые сделана попытка систематизировать взгляды З.Фрейда на религиозные феномены;

- впервые более четко сформулирована идея о последовательности возникновения фаз религиозного мировоззрения и их тождественности онтогенетическому развитию;

- дано описание Эго-защитных механизмов на примере религиозных явлений.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

- в контексте исследования религиозных феноменов развивается концепция З.Фрейда и представителей психодинамического направления о возникновении религиозного мировоззрения;

- показывается системность и единство массовых и индивидуальных психических феноменов.

Практическая значимость состоит в том, что:

1.   Накоплен основной методический материал для дальнейшего сравнительного анализа с другими представителями психоаналитической концепции;

2.   Построена линия анализа религиозных феноменов в соответствии с уровнем их организации;

3.   Описаны основные способы психической защиты используемые в магическом и религиозном мировоззрении.

 


1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З.ФРЕЙДА


Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З.Фрейда о происхождении и развитии религии.

Само слово религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа, а также глагол регулировать, связывать, управлять), определяется в Советском энциклопедическом словаре, как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов или Бога, “священного”, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного; “фантастическое отражение в головах людей тех высших сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных” (Ф.Энгельс) [33, c.1117].

Данное определение Ф.Энгельса отражает взгляд на религию с позиции материалистического мировоззрения. С точки зрения идеалистического мировоззрения религия - это свод правил, набор ритуалов, заповедей, а также собрание аксиоматических текстов данных человеку или группе людей высшим духовным существом, или сознанием с целью образования устойчивой связи. Реальность Бога является абсолютной, а существование мира, человека лишь относительным от факта божественного бытия. В рамках этих двух мировоззренческих подходов к религии и развиваются религиоведческие и теологические изыскания мыслителей.

Вопрос о природе религии и ее сущности безусловно волновал З.Фрейда, который занимал материалистическую позицию. Психоанализ задумывался им как естественнонаучная дисциплина раскрывающая природу человеческой психики в виде формул и строящаяся по образу, и подобию естественных наук. Соответственно и опирался он на материалистические учения своих предшественников и современников.

В своих работах Фрейд использует работы Джеймса Фрезера, известного исследователя архаических культур, Чарльза Дарвина, а также Вильгельма Вундта, Герберта Спенсера, Эндрю Ланга, Эдуарда Бернетта Тайлора, ученых занимавшихся изучением проблемой становления и развития религии.

З.Фрейд в отличие от культурологического, исторического, биологического, антропологического подходов к проблеме в качестве метода изучения использует психоаналитическое учение о психике и на его основе анализирует религиозные феномены. Это революционный для своего времени подход низводит эти феномены до продуктов психического и также позволяет проникнуть в суть их возникновения.

Анализ З.Фрейдом религиогенеза развивает его мысли о культурогенезе. Рассуждения тех, кто осмысливал культурогенез до Фрейда не выходили за пределы замкнутого круга. Сознание рождается только как результат труда. Но для деятельности требуется интеллект. Речь возникает внутри общности. Но какая сила побуждает жить сообща и искать общение? Все эти силы сцепления, перемешаны. Непонятно как они порождают друг друга. Генез культуры связывался с эволюционным процессом, с трудовой теорией (обезьяна в человека, через труд). Критика З.Фрейда этих рассуждений строилась на вопросе, как стадные животные могли превратиться в социальный организм, предполагавший нравственные принципы объединения? З.Фрейд отмечает, что человек обладает свойством которого нет в животном мире. Но это качество не прирожденно человеку, не соприродно ему. Оно возникает случайно, но не бессмысленно потому, что в самой природе человека заложена возможность такого благоприобретения. Речь идет о совести как даре, выделившем человека из царства животных.

Основатель психоанализа раскрывает происхождение культуры через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом или ведущих к его гибели. Для удержания их от “выхода наружу” требовалась энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда и создает цивилизацию [8, с. 9].

“...Слово “культура” обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двумя целями: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми” [9, с. 144]. Религия, как часть культуры возникает вместе с ней на заре формирования организованной человеческой общности и играет важнейшую роль в становлении человеческой цивилизации как механизм регуляции совместного поведения и отношения к миру.

З.Фрейд в своей работе “Моисей и монотеизм” дает следующее определение религии: “...Религиозные явления следует понимать лишь по образу знакомых нам невротических симптомов личности - как возвращение давно забытых важных событий в первобытной истории человеческой семьи - и что именно такое происхождение обуславливает их принудительный характер, что соответственно они оказывают воздействие на индивида благодаря силе исторической истины, содержащейся в них” [5, с. 194]. И там же “...наша работа приведет к заключению, которое низведет религию до невроза человечества и объяснит ее огромную силу так же, как и нервное навязчивое состояние у наших отдельных пациентов” [5, с. 191].


1.1 Взгляды З.Фрейда на возникновение религии

в работе “Тотем и табу”


По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.

В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию развития человеческого миросозерцания: “Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцаний, в которой анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной, нам не трудно будет проследить судьбу “всемогущества мыслей во всех этих фазах” [8, с. 109]. Таким образом, Фрейд структурирует развитие мировосприятия по трем фазам, каждой из которых свойственно свое отношение к миру, а именно персональное могущество.

“В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной он уступил его богам, но не окончательно отказался от него, потому, что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям” [8, с. 109].

Первой большой работой Фрейда, посвященной проблеме возникновения религии была “Тотем и табу”, написанная в 1912 году. В ней З.Фрейд рассматривает истоки возникновения тотемизма, анимизма и табу, праосновы религии. Попробуем обозначить основные этапы этой работы.

Вначале Фрейд используя этнографические зарисовки, объясняет происхождение инцеста. Попутно дается определение тотемизма. “...Что же такое тотем? Чаще - животное идущее в пищу, безвредное или опасное, внушающее страх, реже растение или сила природы (дождь, вода), находящиеся в определенном отношении ко всей семье. Тотем считается праотцем всей семьи” [8, с. 21]. Далее указывается, что лица одного тотема связаны священными отношениями, тотем передается по наследству, члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в брак. За нарушение законов тотема ждет наказание, часто смерть. Нарушивший предписание сам испытывает сильное чувство вины и страх наказания. В комментарии Фрейд высказывает мысль, что “...запреты тотема прежде всего направлены против инцестуозных вожделений сына” [8, с. 25].

Таким образом, одна из функций тотемизма, контроль за половым влечением к родственникам и З.Фрейд очень подробно рассказывает об этом. Сам запрет выражается многозначным словом “табу”. С одной стороны табу это священный (или нечистый) признак лиц или вещей: и род ограничения вытекающий из этого признака, а с другой стороны это святость (или нечисть), происходящая вследствие нарушения этого запрещения. Источник табу - сверхъестественная сила (Mana), наделяющая вещи разнообразными качествами. Цели табу - это защита и охрана людей от разнообразных опасностей. В основе запрещения лежит теория, что при контакте сила Mana переходит на объект и в зависимости от своего качества делает человека святым или нечистым. З.Фрейд отмечает, что табу животных состоящее главным образом в запрещении убивать и употреблять их в пищу составляет ядро тотемизма.

З.Фрейд пишет далее: “Самое близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения не мотивированы и происхождение их загадочно... Самое большее, о чем могут сказать больные, страдающие навязчивостью, - это о неопределенном чувстве, что из-за нарушения запрета пострадает какое-нибудь лицо из окружающих” [8, с. 47]. Главным запрещением невроза, как и табу, является прикосновение. Сходство невроза и табу выражается в следующих пунктах:

1) в немотивированности запретов;

2) в их утверждении благодаря внутреннему принуждению;

3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного;

4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей вытекающих из их запретов.

Механизм образования невроза и табу выглядит общим: в начале появляется сильное чувство наслаждения от прикосновения, этому наслаждению извне противопоставляется запрещение. Следствием запрещения явилось то, что влечение - наслаждение от прикосновения, подвергается вытеснению в бессознательное. Имеет место незаконченное положение, создается психическая фиксация и из постоянного конфликта между запрещением и влечением возникает все остальное. Первоначально оба; и наслаждение, и запрещение относятся к собственным гениталиям. Формируется двойственное отношение индивида к объекту или определенному действию. “Закон невротического заболевания требует, чтобы эти навязчивые действия все больше шли навстречу влечению и приближались к первоначально запрещенному действию [8, с. 52].

Сам факт того, что табу существует, говорит о том, что первоначальное наслаждение от совершения этого запрещенного также существует. И самые старые и важные запреты табу не убивать животного тотема и избегать полового общения с товарищем по тотему другого пола, вероятно, представляют самые древние и самые сильные соблазны людей. Человек, нарушивший табу сам становится табу, поскольку его пример “заразителен”, вводит других в искушение последовать его примеру, возбуждает зависть, вызывает желание подражать. Поэтому его необходимо изолировать от соблюдающих табу. “Способность табу к перенесению отражает доказанную при неврозах склонность бессознательного влечения переходить ассоциативным путем на все новые объекты” [8, с. 55]. Обобщая можно сказать, что табу подобно навязчивому запрету невротика, наложено авторитетом извне и направлено против сильных желаний людей. В основе соблюдения табу лежит воздержание.

Далее в своей работе З.Фрейд разбирает различные ситуации связанные с частыми случаями табуирования, табу врагов, властителей, мертвецов. И во всех случаях проявляется изначальная амбивалентность желания и запрета. Уменьшение этой неопределенности приводит к исчезновению табу. “...Понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести. Не расширяя понятия, можно говорить о совести табу и о сознании вины за нарушение табу. Совесть табу представляет собой, вероятно, самую древнюю форму, в которой мы встречаемся с феноменом табу” [8, с.89]. И там же: “Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна” [8, с.90]. Отметим, что в характере невротиков также проявляется излишняя совестливость, как реакция на бессознательное желание и через это развивается сильное чувство вины. Чувству вины присуще многое от природы страха. Состояние, которое описывается, как “совестливый страх”, “страх божий”. Если желания подвергаются вытеснению, их либидо превращается в страх. Мотивы осуждения также остаются скрытыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты