Преподавание истории психологии

Вообще, причины дезадаптации можно разделить на субъективные и объективные.

К субъективным относятся:

– Несформированность мотивации обучения, негативное отношение к школе.

– Несформированность навыков учебной деятельности.

– Неспособность произвольной регуляции психических процессов т поведения.

– Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни.

К объективным причинам дезадаптации относят: неправильное отношение учителя к ученику, неправильная организация учебного процесса и деятельности.

У младших школьников проявлениями дезадаптации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др.

Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Именно это нарушение лежит в основе собственно учебных затруднений, плохой дисциплины, неумения самостоятельно работать в классе и дома и т.п.

Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности начального обучения низкий уровень развития познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника.

Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожность или, в более тяжелых формах, школьный невроз или дидактоскалогении. Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку. Это связано с тем, что, к сожалению, в педагогической практике ошибка заслуживает порицания или наказания: она не расценивается как нечто неизбежное в процессе усвоения новой деятельности, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность.

На сегодняшний день среди многочисленных проблем, связанных с обучением в школе, проблема адаптации ребенка к школе занимает все большее место.

Существует внешний и внутренний критерии адаптированности. Результатом внешнего критерия является достижение социально желаемого поведения в среде – соответствие требованиям среды. Внутренний критерий предполагает общее психологическое благополучие – субъективную удовлетворенность, чувство комфорта, связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, с проблемой самовыражения. Оптимальным вариантом является согласованность адаптивности по этим двум критериям.

Дезадаптация по внешнему критерию проявляется в отклоняющемся поведении, а по внутреннему – в эмоциональном напряжении, невротических состояниях. Внутренней целью детей с дезадаптирующим поведением становится избежание или разрушение, что ведет к снижению успеваемости, ухудшению здоровья. Следовательно, основной задачей становится повышение уровня образованности детей, преодоление стрессов, сохранение психофизического здоровья.

3.4 Диагностика процесса адаптации

– Я предлагаю Вам рассмотреть программу, которая предназначена для предупреждения школьной дезадаптации, направлена на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, неготовых к овладению учебной деятельностью на уровне гимназии, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня (см. таблицу)

В связи с вышесказанным, представляется вполне логичным необходимость психологической диагностики школьной адаптации среди учащихся 1-х классов.

3.4.1 Программа обследования

– Программа обследования включает в себя два этапа: групповое и индивидуальное обследование.

Цель группового обследования: определить уровень адаптации учащихся 1-х классов к условиям гимназии.

Цель индивидуального обследования: определить причины, затрудняющие адаптацию.

В программу группового обследования вошли следующие методики (данный перечень психолог демонстрирует с помощью эпипроектора):

1. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

2. Пиктографический тест «Школа».

3. Анкетирование учащихся для определения школьной мотивации.

4. Анкетирование родителей первоклассников.

В программу индивидуального обследования вошли методики:

1. психологический анализ учебной деятельности;

2. «Беседа о школе»;

3. модифицированный вариант теста Векслера;

4. детский личностный опросник Кеттела;

5. пиктографический тест «Моя семья»;

6. пиктографический тест «Несуществующее животное».

– Поговорим о первом пункте группового исследования. Наблюдение рекомендуется проводить на двух, трех и четырех уроках, и, соответственно, двух переменах между ними /иногда и после уроков/.

– Как вы считаете, в чем сложность данного метода диагностики? (Сложность в организации наблюдения состоит в том, что приходится следить одновременно за поведением более 25 учащихся).

– В связи с этим разработана схема наблюдения, позволяющая определить индивидуальные особенности каждого ученика.

Регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей, например:

1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ерзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встает из-за парты.

2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, что-то рисует на парте, занимается посторонними делами.

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то все время дерется, конфликтует с другими детьми и т.п.

– Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, речевые особенности, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам, неудачам и проч. Путем наблюдения выбираются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные и замкнутые, малоподвижные; дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определенного типа эмоций; социально-смелые, легко вступающие в контакт и робкие застенчивые. Кроме того, рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках и т.п., а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Отбор детей для второго этапа индивидуального наблюдения производится согласно заключениям первого этапа. Фиксируются согласно протоколу психологического анализа учебной деятельности учащегося на уроке особенности проявлений познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоций, речи.

– Пиктографический тест «Школа» должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 г. А.М. Шуберт. Полученный материал /свыше 10 тыс. рисунков/ показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка – его умом, зрительной памятью, запасом знаний /что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка/, сколько его эмоционально-волевой сферой – тоном настроения, интересами, активностью и т.п.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданий теме.

2. Сюжет.

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Законченность рисунка.

– Схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» представлена перед Вами (данная схеме (приложение 4) как раздаточный материал должна достаться каждому педагогу).

3.4.2 Анализ детских рисунков

– Сейчас мы с Вами потренируемся анализировать рисунки детей с помощью представленной перед Вами схемы.

Далее психолог демонстрирует педагогам рисунки первоклассников и в форме беседы проходит анализ рисунков.

3.4.3 Анализ анкет

– Давайте рассмотрим анкеты, для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (у каждого педагога на столе лежит лист с анкетой.

– Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов. Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое н надежное разделение детей на группы с высокой, средней и ннзкой мотивацией.

– Различия между выделенными группами детей были оценены и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25–30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20–24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15–19 баллон – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают. игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом. поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

– Следующий этап диагностики – анализ анкеты для родителей (приложение 6).

– Как вы считаете, какие трудности можно встретить при работе с родителями?

3.4.4 Методика «Беседы о школе»

– В программу индивидуального обследования вошла методика «Беседы о школе», разработанная Т.А. Нежновой. Педагог спрашивает ребенка, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы» (приложение 7).

– Классификация ответов проходит следующим образом. Все ответы разделяются да две категории – А и Б. Преобладание в ответах ребенка категория А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

– Как вы считаете, какова цель данных методик.

– Что даст педагогу диагностика вышеперечисленных процессов?

4. Игра для педагогов

Цель игры: Определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.

Участники игры:

Ведущий – психолог.

Учителя первых классов.

Учителя вторых классов.

Эксперты – администрация школы.

Правила игры:

1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Эксперты подводят итог высказанным мнениям (2 минуты).

2. В игре нет зрителей, все участники.

3. Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.

4. Нельзя повторять ранее сказанное.

5. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

1. Знакомство с участниками игры. Участники игры делятся на группы: в первую группу входят учителя первых классов, во вторую – учителя вторых классов.

2. Знакомство с правилами игры. Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили.

3. Разминка

Ведущий. Предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Участники игры предлагают свои варианты.

4. Игра

Ведущий. Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать педагогу? Попробуем разобраться. Итак, первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?»

На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах и сдают их экспертам, которые анализируют и обобщают ответы.

Ведущий. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольников?»

После высказывания мнений эксперты обобщают ответы.

Ведущий. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске – плакат с компонентами психологической готовности.

Психологическая готовность к школе:

•интеллектуальная;

•мотивационная;

•волевая;

•коммуникативная;

•развитие мелкой моторики руки.

Каждой группе раздаются карточки с педагогической ситуацией и вопросами. Время на подготовку 3 минуты. Далее выступает представитель от каждой группы. Остальные группы, если есть желание, дополняют их ответ.

Ведущий. Ситуация такая. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок».

Внимание! Вопросы. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру? Какими знаниями должен обладать ребенок 6–7 лет?

Ведущий. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (интеллектуальная готовность).

Ведущий. Четвертый вопрос для учителей первых классов. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу. Внимание! Вопросы. Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Представитель первой группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод.

Ведущий. Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (мотивационная готовность).

Ведущий. Пятый вопрос для учителей вторых классов. Ситуация. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Внимание, вопросы: что послужило причиной неуспехов в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?

Представитель второй группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод.

Ведущий. Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

После информации ведущий зачитывает обобщенные качества «идеального» первоклассника (волевая готовность).

Ведущий. Ситуация. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». Внимание, вопросы: права ли мама в своих волнениях? Каковы ваши рекомендации по формированию коммуникативной готовности?

Ведущий. Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

После информации ведущего зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (коммуникативная готовность).

После игры психолог анализирует портрет «идеального» первоклассника, составляет памятку для педагогов и родителей будущих первоклассников.

5. Обмен опытом

– Какие приемы и методы адаптации младших школьников применяете вы в собственной практике?

– В чем возникают трудности при исследовании данного аспекта?

– Как вы их преодолеваете?

6. Рефлексия

В заключении, предлагаем поделиться своими чувствами, мыслями о нашей совместной работе, скажите то, что Вам, хочется сказать группе или ее участнику. Что понравилось и нет, что получилось и не очень, хотелось бы Вам продолжать такую работу и что конкретно? Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи (Приложение 8). Спасибо!


3. Анализ результатов проведенной лекции

В результате проведения лекции по теме «Адаптация и дезадаптация младшего школьника» педагогами были заполнены анкеты обратной связи.

Анализ результатов данных анкет позволил понять, в каком направлении необходимо вести работу с педагогами в начальной школе, какие аспекты требуют особого внимания, а какие уже прочно усвоены педагогами.

Далее мы рассмотрим наиболее важные моменты по анкете обратной связи.

Из 20 участвовавших в лекции педагогов свою включенность в процесс по десятибалльной шкале 15 человек оценили на 9 и 10 баллов. И лишь 5 человек отметило свою включенность на уровне 8 баллов, что также говорит о достаточно высоком уровне включенности. Если же говорить о процентном соотношении, то можно заметить, что все 100% слушателей лекции отметило свою включенность в процесс высоким уровнем показателей, что дает возможность предположить о интересе со стороны педагогов к данной тематике и вообще к работе с психологом школы.

Анализируя показатель анкеты под номером 2, необходимо заметить, что в основном педагоги отмечают живой интерес к теме лекции при уравновешенном состоянии и нормальном самочувствии. Это дает возможность предположить, что психологу удалось настроить контакт с педагогами в процессе лекции, сделать совместное времяпровождение приятным и полезным.

Данное мнение подтверждает и анализ показателя под номером 3 данной анкеты. В основном педагоги говорят о том, что они всю лекцию были включены в процесс и постоянно пытались ответить на вопросы, задаваемые психологом, понять всю важность рассматриваемого аспекта.

В 4 пункте анкеты 11 педагогов отметили, что их давно интересовал данный аспект, и они очень рады были ознакомиться с методами диагностики детей младшего школьного возраста.

Т. к. перед лекцией педагоги заранее знали ее тему, то, естественно, каждый, идя на встречу с психологом, подготовил свои вопросы. Тут надо заметить, что 17 педагогов на вопрос №4 ответили утвердительно. Это дает возможность предположить, что материал лекции наиболее полно раскрыл рассматриваемую проблему.

Необходимо отметить, что при анализе пятого пункта анкеты, замечательным стало то, что все 20 участвовавших в лекции педагогов заполнили данный пункт конкретными новыми понятиями, которые они узнали. Это показатель того, что, несмотря на довольно большой выбор материала по данному аспекту в любой психолого-педагогической литературе, тема выбранной лекции остается довольно актуальной. Психологу удалось представить материал по теме в новом необычном ракурсе для педагогов школы.

Анализ седьмого пункта анкеты говорит о том, что среди педагогов современной школы присутствует большой интерес к психологическому аспекту образования. Перечень тем, интересующих педагогов, довольно большой. И он касается не только вопросов психологии и диагностики, но и вопросов коррекции и развития.

Анализируя последние пункты анкет, необходимо отметить позитивный настрой педагогов, их активное участие в предложенном процессе, их высокий уровень включенности и отдачи.

Таким образом, можно предположить, что:

– В результате проведения лекций повысится интерес педагогов к данному аспекту и снизится уровень дезадаптации среди младших школьников, раскроются новые личностные ресурсы учителя, выработка новой жизненной и профессиональной стратегии.

– Это позволит повысить уровень творческой активности учащихся и педагогов, активизировать их совместную деятельность.

– Повышение интереса к формированию и развитию саногенного мышления, собственной психологической грамотности педагогов и учащихся школы.




Список использованных источников


1.        Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1998.

2.        Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М., 1998.

3.        Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. – М., 1989.

4.        Гиперцинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. – Л., 1982.

5.        Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

6.        Ляулис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2000.

7.        Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

8.        Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.

9.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

10.    Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии. – М., 1990.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты