Преодоление фиксации клиента на психотравме

Преодоление фиксации клиента на психотравме

Содержание


Введение

1. Характеристика психических травм и последствий их перенесения

2. Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» травма психическая определяется как «эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этом эмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела

Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Психотравма также отражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.


1. Характеристика психических травм и последствий их перенесения


Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия.

Острая психотравма относительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степени вытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьи с предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителями или товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобные состояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует не на врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

Хроническая психотравма. Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакая воспитательная работа, что имеет место в социально не­благополучных семьях, когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным (первичным) симптомам синдрома ПТСР относятся:

нарушение сна;

патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

неспособность вспомнить – амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.

Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.

Длительность первичных симптомов — по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:

депрессию,

тревогу,

импульсивное поведение,

алкоголизм (токсикоманию),

соматические проблемы,

нарушение чувства времени,

нарушение ЭГО-функционирования.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряд других. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.

В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний.

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после — преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе, которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Наиболее эффективным методом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированная психотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точки зрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений.

Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующие воздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А. Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под термином психическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции


2. Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации


Изо всего многообразия методов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов преодоления фиксации клиента на психотравме.

Гештальт-терапия утверждает, что люди испытывают трудности в выражении и проживании своих чувств, поскольку окружающие не склонны принимать их, отвергая как опасные. В результате формируются когнитивный контроль и защитные механизмы, направленные на то, чтобы справиться с теми чувствами, которые переживаются, но не должны переживаться с точки зрения тех, кто вокруг. И тогда организм тратит свою энергию на контролирование опыта, избегание контакта с собой и со средой. Таким образом, подавляется эмоциональное самовыражение и поиск ответа на жизненные ситуации, происходит удерживание от присутствия в настоящем моменте. Однако в психотерапевтической работе важно, по нашему мнению, соблюдать границу контакта, чувствовать ресурс, возможности клиента выносить сильные траурные эмоции, а не стремиться, во что бы то ни стало поощрять эмоциональное отреагирование. Возможно и применение техник для проживания эмоций в символической форме (при нехватке ресурса, самоподдержки организма), как, например, при использовании символдрамы, а также при помощи техники "зеркало" и режима "playback" в психодраме. Говоря далее о блокировании чувств способами социального контроля, можно сказать, что это может обусловливаться следующими моментами: 1) интроецированными культурными традициями, предписывающими относиться к трауру определенным образом; 2) стремлением избежать собственных эмоциональных переживаний, активирующихся при идентификации с горюющим; 3) нехваткой в опыте окружения знаний о том, какая именно помощь в данном случае может быть эффективна. Необходимо также отметить то, что восстановление саморегуляции «горюющего организма» возможно при возрастании самоподдержки, особенно если важную роль поддержки в среде для него играл ушедший (здесь потребуется дополнительная психотерапевтическая работа на «взращивание» «взрослого» психологического состояния, причем прогноз будет осложнен при инфантилизации личности), а также при возрастании поддержки из среды.

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми

Гештальт-терапия, представляет собой терапевтический подход, который помогает человеку достичь самоинтеграции и научиться направлять свою энергию на развитие и самоактуализацию.

Гештальт-терапия, созданная под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала, возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход гештальт-терапии противопоставляется традиционному подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.

Ключевым понятием в гештальт-терапии является понятие гештальта.

В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Гештальт – это также функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Термин предложен гештальт-психологией и первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось ограничивать от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт.

Гештальт-психология — это направление психологической мысли, которое возникло в начале XX века. Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые были применены в 40-е годы XX века.

С точки зрения Гештальт-терапии только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами, сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность.

Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди них были выделены:

тяготение частей к образованию симметричного целого;

группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

прегнантность – тенденция каждого психического феномена принять более определенную отчетливую и завершенную форму.

Основные положения гештальт-терапии

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

-Человек представляет собой целостное социо-био-психологическое существо.

-Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

-Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

Здесь и сейчас — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет сделать более интенсивным процесс осознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты