Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

3.6 Текучесть кадров


Текучести кадров или дисквалификация не наблюдается. Это может свидетельствовать о том, что в организации соблюдены все условия для минимального комфорта сотрудников. А так же со стороны сотрудников не наблюдаются действия, из-за которых их могли бы дисквалифицировать.[40]

Текучесть персонала- движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником[41]. Текучесть может быть:

·                     Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;

·                     Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.

Различают так же естественную и излишнюю текучесть кадров.

Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Излишняя же текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.

Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятиях часто наблюдаются случаи "ухода отделами", когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.


3.7 Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов


Данную профессии выбирают если выпускник строительного вуза хочет работать не на строительной площадке, а в офисе, он, как правило, становится инженером-проектировщиком. Наиболее востребованы на сегодняшний день проектировщики объектов промышленно-гражданского строительства (ПГС), то есть зданий и сооружений. Для проектировщика с диплом строительного вуза по специальности ПГС — «Промышленное и гражданское строительство», наилучший вариант это строение аэродромов. Поскольку эта промышленность сейчас очень сильно развивается, возводится все больше аэропортов не только по все стране, но и по всему миру. Здесь отличная заработная плата, отличный карьерный рост, а так же условия для работы. Данную профессию выбирают люди с аналитическим складом ума, скрупулезные, пунктуальные, внимательные.

В работе рассматриваются инженеры-проектировщики института «Аэропроект». В анкете был задан вопрос, почему они выбрали именно это место работы. И по анкетным данным критериями были названы: [42]

1.                  Работа по профессии. Тут имеется ввиду, что все сотрудники «Аэропроект», которые проходили анкетирование, заканчивали учиться в МАДИ, по профессии строитель автомобильных дорог и аэродромов. И это была одной из немногих возможностей устройства на работу именно по профессии, которую они получили в ВУЗе.

2.                  Статус компании. Многие испытуемые указывали этот пункт, говоря, что это государственная компания (многие исходили только из таких побуждений при выборе места работы).

3.                  Попал из-за распределения. Как уже говорилось, студенты МАДИ идут работать, после окончания ВУЗа, в «Аэропроект», так как подписан договор между двумя этими организациями. И выпускникам предлагают пойти работать в это учреждение.

4.                  Удобства. Многие в своих ответах указывали причину выбора данного места работы из-за территориальной расположенности самой организации.

5.                  Заработная плата. Одним из важных показателей является заработная плата. Многие указали, что она достаточно высокая, что и послужило критерием выбора.

Так же можно сказать, исходя из полученных данных, все, кто отвечал на анкеты, работают свыше 2 лет и очень довольны своей работой. По поводу условий работы 18 человек назвали их хорошими, 2 идеальными, 1 воздержался.


3.8 Требования к выполняемой работе


В настоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющая целью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом. Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественным процессом развития и демократизации рынка труда[43].

Система сертификации должна охватить практически всех квалифицированных работников, занятых на предприятиях всех форм собственности. Причем для специалистов, занимающихся видами деятельности, сопряженными с риском для жизни и здоровья людей, сертификация должна быть обязательной, а для остальных, то есть персонала, деятельность которого приводит только к экономическим последствиям – добровольной. К квалификации инженерно-технического персонала предъявляются весьма высокие и разнообразные требования[44]. Предложения по построению системы сертификации инженерно-технического персонала в России, разработаны сотрудниками АНО «РОСП». Данные предложения выносятся на обсуждение с целью создания системы ГОСТов, устанавливающих порядок сертификации персонала по профессиональным и должностным требованиям. Квалификация специалиста характеризуется не только академическими знаниями и умениями, которые формируются в вузе, но и его практическим опытом, кругозором и личностными качествами, которые должны быть учтены при сертификации. К этому следует добавить, что процесс сертификации естественно ограничен во времени и принципиально не может включать исчерпывающую проверку всех знаний и навыков специалиста. Поэтому система сертификации должна быть ориентирована на проверку именно тех свойств специалиста, которые обеспечивают качественное выполнение его обязанностей. Сертификационные требования могут быть разбиты две группы:

– профессиональные, обуславливающие способность обеспечивать необходимое качество результатов своего труда и требуемый уровень производительности;

– должностные, характеризующие способности и подготовленность к управленческой деятельности.

Для систематизации требований, предъявляемых к специалистам, целесообразно ввести универсальную систему уровней соответствия установленным профессиональным и должностным требованиям. Так предлагается ввести три уровня профессиональных требований (инженер III, II, I категорий) и три уровня должностных требований («исполнитель», «руководитель нижнего уровня» и «руководитель верхнего уровня»). При этом, должностной уровень «исполнитель» не требует сертификационного подтверждения.

Систематизация профессиональных требований должна соответствовать уровню профессиональных задач, решаемых специалистом. Так для инженеров может быть использован следующий подход[45]:

– Инженер III (начальной) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования деталей аэродромов под руководством более опытных специалистов. Специалист, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (бакалавр, специалист или магистр).

– Инженер II (средней) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования сложных задач самостоятельно или под руководством. Инженер, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и стаж работы не менее 3 лет на инженерной должности по своей специальности.

– Инженер I (высшей) категории имеет квалификацию, достаточную для разработки сложных построений. Специалист, обладающий квалификацией на таком уровне, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и опыт работы по своей специальности не менее 5 лет.



4 Психограмма

4.1 Общая характеристика труда

Фотография рабочего дня

Анализ эмпирических данных показал: все респонденты работают по графику 5/2[46]. 17 человек из 21 приходят на работу к 8:30 и уходят в 17:30. Троя приходят к 8:00 и так же заканчивают в 17:30 и 1 приходит к 7:30 и заканчивает 17:00. Обед у опрошенных начинается в 12:00 и заканчивается в 12.45, но 5 из опрошенных заканчивают его в 13:00. Со слов респондентов, иногда им приходится задерживаться на работе. Летать в командировки:

1. прибытие на место строительство аэродрома (командировки могут осуществляться по все России)

2. Затем, размещение в гостинице ( командировки длятся как минимум 3 дня)

3. В течении командировочных дней выполняется проверка выполняемой работы. Временный рамки рабочего дня не согласованы, все зависит от строящегося объекта и уровня его выполнения.

4. Заметки по поводу строительства

5. Отбытие обратно в Москву

6. Подготовка отчета.

В рабочий день входит: первоначально, постановка целей дня, затем, проверка выполненной работы, затем, выполнение личных заданий.

Инженер-проектировщик аэродромов получает задание от главного инженера проекта. В соответствии с этим задании он собирает исходные данные. Затем, на основе исходных данных и задания на проектирование инженер-проектировщик разрабатывает необходимый комплект чертежей. После разработки он отдает ее на проверку главному специалисту и смежным специалистам. Затем, устраняет полученные замечания и выпускает полученные чертежи. После, полученные чертежи комплектуются в книге и материал передается заказчику.

Динамические факторы труда. Работоспособность/утомляемость

Проанализировав ответы респондентов на вопросы анкеты, можно сделать выводы о наличии утомляемости и напряжения у инженера-проектировщика аэродромов в процессе деятельности и влияния этого на работоспособность. Семнадцать респондентов ответили, что утомляемость высокая, из них 3 человек дали пояснения : «полный рабочий день за компьютером сказывается плохо на здоровье человека», «работа на износ», «очень устают глаза от компьютеров» [47]. Двое ответили, что утомляемость не высокая, так как работа с компьютером чередуется с общением по службе, совещаниями, командировками. Один сказал, что это вопрос для каждого индивидуальный, и 1 сказал, что утомляемость средняя. Высокая утомляемость влияет и на работоспособность. В связи с высокой утомляемостью сотрудники могут медленнее, не качественнее выполнять работу, что может привести к ухудшению работы организации в целом.

Для повышения работоспособности компания мотивирует сотрудников инженерно-проектировочного отдела, куда входит возможность получения нового опыта, оплата труда, интересные проекты. Примерно одинаково, по мнению специалистов, на работоспособность влияют эргономичность рабочего места, удобный график работы и социально-психологический климат в коллективе[48].

4.2 Приобладающие типы мышления


Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49].

Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?»

Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа)

1.                  Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а только потом переносить на проект

2.                  Наглядно-действенный. Позволяет оперировать с образами предметов, при создании чертежа.

3.                  Абстрактно-логический. Позволяет в голове логически представить будущий проект.

4.                  Наглядно-образный. Позволяет, взглянув на уже имеющийся набросок чертежа, в принципе представить каким может быть объект и как его расчертить дальше.

5.                  Категориальный. Этот вариант никто не выбрал

Большинство выбрало аналитический склад ума, что соответствует профессии инженер-проектировщик аэродромов.

4.3 Требования к психических процессам

Профессиональные особенности познавательных процессов.

Профессия инженер-проектировщик требует высокого уровня внимания, ответственности. На этих людях лежит большая ответственность за сооружение аэродромов. Им необходимо высчитать каждую деталь, что бы построенный ими комплекс не принес проблем в процессе эксплуатации[50].

Требования к безошибочности этой профессии очень высоки[51]:

1.   Требования к безошибочности очень высоки в связи с большими объемами денежных затрат на строительство аэродромов.

2.   Требование высокое, потому что от этого будет зависеть, насколько будет безопасным конечный результат в ходе эксплуатации ВС ГА.

3.   Высокие, на основании работы инженера- проектировщика строятся сложные здания и сооружения

4.   Требования высокие в связи с действующими нормативами, а так же критериями безопасности.

5.   Высокие, ошибки приводят к финансовой, административной, уголовной ответственности.


4.4 Требования к эмоционально-волевой сфере


Типичный уровень нервно-психической напряженности труда

Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярной теории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества. Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, что действительно важно; Остальное - это опасения, которые не оправдываются или рефлексия, пишет один из мировых журналов. На количество тревог и стресса также влияет наш образ жизни и сфера деятельности. Несмотря на личную устойчивость к беспокойству, существует "тревожность внушаемая", а точнее диктуемая избранной профессией и связанным с ней жизненным ритмом. Рейтинг самых стрессовых профессий возглавляют журналисты - 44% из них постоянно находятся в состоянии нервного перенапряжения[52]. Таковы итоги опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru[53] в апреле 2008 года среди 7400 представителей различных профессий. А вот инженеры оказались довольно устойчивыми к стрессу: только четверть из них считает, что часто подвергается стрессу. По признанию представителей этой профессии, практически единственное, что может вывести их из себя, это глупость окружающих: "Испытываю стрессы особенно часто, когда сталкиваюсь с глупостью и навязчивостью".

Из полученных данных, собранных анкетированием, только5 человек испытывают стресс и напряжение постоянно, а оставшиеся 19 иногда.[54]

Так же, испытуемым был предложен вопрос, если они ответили, что испытывают стресс,

4.5 Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям с заболеваниями: деформация пальцев рук; заболевания вестибулярного аппарата; органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (ограничивающие подвижность рук, радикулит, остеохондроз...). Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Выраженные дефекты зрения.

По данным анкетирования только 1 человек указал медицинские противопоказания: снижение уровня зрения, заболевание суставов спины, ног, варикоз, остеохондроз. Один написал, что противопоказания есть, но он их не знает. И остальные 19 человек написали, что медицинских противопоказаний нет.[55]


4.6 Профессионально-важные качества

Из полученных анкетных данных можно сказать, что основными положительными качествами являются: усердность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность[56]. Это проявляется по отношению к работе. Сама работа по себе, проектирование аэропортов, несет большую ответственность, помимо того, что нужно рассчитать все так, что бы объекты эксплуатировались как можно дольше, так же нужно позаботиться в дальнейшем о жизнях людей, которые будут заниматься эксплуатацией. А самыми нежелательными качествами для инженера-проектировщика аэродромов являются: бюрократизм, педантичность, назойливость и ненадежность. Скорее всего это складывается из-за отношения к выполнению работы в команде. Но каждый инженер ответственно относится к делу, и не может позволить себе халатности по отношению к работе.

Испытуемые, на вопрос «укажите основные качества, которые Вам помогают в работе» написали:

1.                  Ответственность-3

2.                  Усердность-4

3.                  Внимательность-2

4.                  Желание самосовершенствоваться-2

5.                  Исполнительность

6.                  Трудолюбие-3

7.                  Усидчивость

8.                  Честность

9.                  Принципиальность

10.             Дисциплинированность

11.             Общительность

12.             Коммуникабельность-3

13.             Добросовестное отношение к работе

14.             Аккуратность

15.             Понимание с полуслова

16.             Ум

17.             Выносливость-2

18.             Амбициозность

Рядом с ответами написано число людей, упомянувших это качество. Качества, без рядом стоящих цифр, были упомянуты по одному разу.

Так же их вниманию был предоставлен вопрос, «какие качества Вам мешают». Респонденты дали следующие ответы[57]:

1.                 Назойливость2

2.                 Высокомерие

3.                 Безразличие

4.                 Лень

5.                 Некомпетентность

6.                 Ненадежность-2

7.                 Неусидчивость

8.                 Педантичность-3

9.                 Честность

10.            Раздражительность

11.            Ответственность

12.            Бюрократизм-3

13.            Нервность


5 Общая характеристика профессии


Мы провели профессиографическое исследование профессии инженер-проектировщик аэродромов и постарались получить полное представление об этой профессии. Таким образом, проанализировав данные из литературы, а также данные анкетирования, мы смогли сделать следующие выводы.

Профессия инженер-проектировщик аэродромов на данный момент является не очень популярной профессией, поскольку это узкая отрасль профессии инженер-проектировщик. На данный момент не так много строительных фирм занимается строительством аэродромов. В основном все проекты разрабатываются в государственном учреждении, «Аэропроект».

Но с развитием популярности и усовершенствования аэропортов, данная профессия так, же будет подниматься выше по рейтинговой лестнице.

На данный момент средняя заработная плата инженера-проектировщика аэродромов составляет 50 тысяч рублей.

Для того что бы стать инженером-проектировщиком аэродромов, необходимо иметь следующие специальности: специальность «строительство и эксплуатация автомобильных

дорог и аэродромов», специальность «инженер-строитель», специальность «Проектирование зданий», специальность «Система проектирования», специальность «Проектирование зданий и внутренней среды».

Основной функцией инженера-проектировщика аэродромов является разработка чертежей, в соответствии с руководящими и нормативными документами. Целью является выпуск проектной документации для обеспечения строительно-монтажных работ. Объектом инженера-проектировщика является законные и нормативные документы РФ в области строительства, а так же чертежи. Предметом является- инфраструктура аэродрома. Задачей это обеспечение качественной проектной документации строительства.

Основное свое время инженер - проектировщик на работе тратит на создание и проектирование чертежей. Он занимается этим как на бумаге, так и на специальных компьютерных программах. Иногда инженер уезжает в командировку для проверки соответствия выполнения строительных бригад намеченного чертежа. Но в основном это офисная работа, занимающая много времени.

Это очень тонкая и сложная работа, где огромнейшие сооружения указываются на бумаге вплоть до миллиметров. Поэтому, специалист должен обладать отличным зрением и не иметь деформацию пальцев рук, иначе он не сможет выполнять свою работу.

Инженер-проектировщик не работает над проектом в одиночку. Для проекта одного здания создается несколько чертежей, над которыми работают разные инженеры- проектировщики, отвечающие каждый за свою направленность. Но вместе с тем, инженер, создавая очередной чертеж, делает это один. Не могут 2 человека заниматься одновременно проектировкой. В связи с этим идет определенная очередность выполнения чертежа.

Важные качества инженера-проектировщика это усердность, трудолюбие, коммуникабельность.

Профессия инженер-проектировщик сама по себе очень утомляющая. Но ее «разбавляют» совещания, командировки, взаимодействие с другими работниками этого проекта. Но если учесть, чем занимается инженер-проектировщик аэродромов, получается это забвенческая, монотонная профессия. Специалист сидит за чертежным листом, а что еще более неблагоприятней, за компьютером и создает очередной чертеж определенного сооружения, а точнее только определенной части. Он все высчитывает, вымеряет, а так же все строительства и не только, нужно соотнести с условиями заказчика, другими словами «работа не на один день». От такой работы ухудшается зрение, начинает болеть спина, ноги. Но противовес всем вышеприведенным негативным последствиям – это интерес работника, а так же мотивационная сфера, в качестве достаточно высокой заработной платы, специальных льгот, бонусов и так далее.



Список литературы

1. Исследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано около 887 900 вакансий и 795 200 резюме. Период исследования: январь 2008г.-август 2009г. Регион: Москва. #"#">#"#">#"#">#"_Toc259723265">_____________________________

 


Приложение 2. Результаты анализа ответов на вопросы анкеты

Рисунок 1. Средняя заработная плата респондентов

Рисунок 2. Образование инженера-проектировщика аэродромов


Рисунок 3. Процесс работы инженера-проектировщика аэродрома

Рисунок 4. Условия работы и критерия

Рисунок 5. Люди, с которыми приходится общаться


Рисунок 6. Утомляемость данной профессии

Рисунок 7. Тип мышления инженера-проектировщика аэродромов

Рисунок 8. Испытывает ли инженер-проектировщик напряжение во время работы


Рисунок 9. Качества, которые помогают в работе

Рисунок 10. Нежелательные качества в профессии

Рисунок 11. Медицинские противопоказания


Рисунок 12. Квалификационные и должностные обязанности


[1] Кузнецов С. И.Большой толковый словарь Русского языка - М.: Норинт, 2008

[2] См. там же.

[3] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970-С.176

[4] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5]  Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998

[6]  Приложение 1.

[7] Приложение2, рис.1.

[8] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970

[9] Михайлов В.Д., Михайлова Т.М. Инженерный труд в условиях  постиндустриального общества. М.: Амфора – 2000

[10] Энциклопедия «80 лет – гражданская авиация России» – М.: Воздушный транспорт, 2003

[11] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] См. там же

[14] Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

[15] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998

[16] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998

[18] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Приложение 2, рис. 12

[20] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] См. там же

[22] История гражданской авиации – М.: Воздушный транспорт, 1995

[23] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998

[24] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998

[26] Иловайский И.В. Инженерное дело: маленькая энциклопедия - Нс.: Грот,1999

[27] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998

[28] Приложение 2, рис. 2

[29] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] МАДИ, курс, читаемых лекций.

[31] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998

[32] Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов» «Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992

[33] Приложение 2, рис. 6

[34]Воронин А.А. «Техника и мораль». Вопросы философии, 1994

[35] Приложение 2, рис. 5

[36] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998

[37] Харитонов А.И.. Бизнес-планирование авиаремонтного и эксплуатационного производства в гражданской авиации вчера, сегодня, завтра – М.: Воздушный транспорт, 2005.

[38] Приложение 2, рис. 1

[39] Исследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано около 887 900 вакансий и 795 200 резюме. Период исследования: январь 2008 г.- август 2009 г. Регион: Москва. - #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41]  Иванов В.Н. Московский авиационный узел – М.: Воздушный транспорт, 2002

[42] Приложение, рис. 4

[43] Кухарчик Н.Н. Персонал: «роскошь» или капитал. Бергколлегия, 2004, № 6(21), с.34-35.

[44] Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов» «Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992

[45] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970

[46] Приложение 2, рис.3

[47] Приложение 2, рис.6

[48] Михайлов В.Д., Михайлова Т.М. Инженерный труд в условиях  постиндустриального общества. М.: Амфора – 2000

[49] Приложение 2, рис.7

[50] Строительные нормы и правила- 32-03-96-аэродромы

[51] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)  #"#_ftnref52" name="_ftn52" title="">[52] Ретинг самых стрессовых профессий по мнению Super-Job.ru

#"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Super-Job- #"#_ftnref54" name="_ftn54" title="">[54] Приложение 2, рис.8

[55] Приложение 2, рис.11

[56] Приложение 2, рис.9

[57]  Приложение 2, рис.10


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты