Профессиональное выгорание менеджера

Первый шаг к преодолению выгорания - разобраться с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Допустим, вы стремитесь к процветанию своей компании - это цель. А смысл - зачем вы это делаете, зачем вам процветание компании. Если поднадоевший бизнес тянется ради того, чтобы обеспечить благосостояние семьи, то это прямой путь к выгоранию. Личностного, своего смысла в этом мало, он заменен смыслами других людей. Вы играете социально одобряемую роль кормильца семьи, но своя жизнь, свои интересы уходят, для них не находится ни места, ни времени. Это тюрьма, а в тюрьме жить нельзя.

Самый распространенный способ справиться с ситуацией - попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.

Например, один из физиков-ядерщиков, продолжающий работать в этой области, несмотря на то, что отрасль утратила прикладное значение для государства, бессмысленность своей работы объяснил тем, что на самом деле это промысел божий, который позволил человечеству остановиться на какой-то грани, за которой была его гибель. Такое изменение точки зрения позволяет продолжать заниматься делом, смысл которого утрачен. Т.е. одно дело посмотреть на ядерную физику с точки зрения определенного политического режима, другое - с глобальной точки зрения, жизни на Земле в целом. Так часто поступают люди, которые находят выход, т.е. они просто придумывают иное смысловое оправдание, создают иную систему ценностей.

Другой способ - уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. Человек делает так называемую горизонтальную карьеру. Например, Березовский. Та страстность, с которой он стремится делать политику, говорит о том, что произошло разочарование в одной деятельности, в другой, не увлекает больше ни одна из них, а политика - новая неосвоенная область, в которой играть интересно. Человек пытается найти для себя новые смыслы в новой деятельности. На макроуровне ищет применение своим знаниям, умениям, навыкам.

Третий способ - не оставляя данного бизнеса, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей. Например, Сорос. Он выделяет такие виды деятельности, которые он может поддержать, но при этом пытается выступать в роли эксперта, определяющего наиболее значимые и приоритетные компании в развитии интеллектуальной и индустриальной составляющих цивилизации. И таким образом пытается заставить свой капитал работать на созидательную деятельность иного рода, глобального масштаба.

Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания. Например, врач-стоматолог, должен действовать по определенным стандартам. И чтобы не погрязнуть в рутине, он начинает находить в своей работе какие-то зацепки, которые развивают его коммуникативные навыки. Он учится так вести себя с пациентом, чтобы помочь ему преодолеть страх, боль, нащупывает такие тонкие механизмы, которые позволяют ему снять у пациента напряжение. Врач каждый раз с удовольствием идет на работу, потому что каждый раз он находит определенный новый прием. Для руководителя частной компании - это может быть шлифовка мастерства управления. Он пытается понять, а что же такое механизм управления, какие они бывают. Для этого человек начинает активно читать, узнает, какие методы можно применить здесь, в данной ситуации, постепенно переходит к внедрению новых методов на практике.

Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек пребывает в иллюзии, что он все познал и всего уже достиг, то стоит начать проводить ревизию рамок (оценить адекватность набора стереотипов, устоявшихся мнений по одному и тому же вопросу). В ее ходе надо попытаться установить разницу между миром, в котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его профессиональной деятельности. И тут появляется особый вкус к мастерству.

И хотя универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания не существует, все же эта проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное - зачем, с какой целью?

 

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Во время работы по профессии типа «человек-человек» сотрудник находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных со спецификой данного типа профессий, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.


Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

 

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».

Текст опросника

1.   Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2.                   Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3.                   Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4.                   Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5.                   Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.

6.                   От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

7.                   Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8.                   Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9.                   Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10.            Моя работа притупляет эмоции.

11.            Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12.            Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13.            Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14.            Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

15.            Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.            Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17.     Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18.     Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19.            Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20.            Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21.            Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22.            Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23.            Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.


24.     При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25.            Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.            Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27.            Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28.     У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.

29.            Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30.            В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31.     Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32.            Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33.            Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34.            Я очень переживаю за свою работу

35.            Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.

36.            При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.            У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38.            Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39.            Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40.            Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41.            Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42.            Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

43.     Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.     Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.

45.     Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46.     Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47.            На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.     После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

49.     На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

50.            Успехи в работе вдохновляют меня.

51.            Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52.            Я потерял покой из-за работы.

53.            На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

54.            Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55.     Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56.            Я часто работаю через силу.

57.     Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58.            В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59.            Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60.            После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61.            Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62.            Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63.            Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64.     64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65.     Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

66.     Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67.            Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68.            Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69.            Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.            Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.

71.            Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72.            Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73.            Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.            Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.

75.            Моя карьера сложилась удачно.

76.            Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77.            Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.            Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79.            Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80.            Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81.            Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82.            Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83.                     Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84.                     Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация данных

1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.

                                                                                                 Лист обработки

Фаза стресса

Симптом

Значение


1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Напряжение

2

Неудовлетворенность собой


3

«Загнанность в клетку»


4

Тревога и депрессия


1

Неадекватное эмоциональное реагирование

Резистенция

2

Эмоционально-нравственная дезориентация


3

Расширение сферы экономии эмоций


4

Редукция профессиональных обязанностей


1

Эмоциональный дефицит

Истощение

2

Эмоциональная отстраненность


3

Личностная отстраненность (деперсонализация)


4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

Ключ

 НАПРЯЖЕНИЕ

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

1+

2

13+

3

25+

2

37-

3

49+

10

61+

5

73-

5

Неудовлетворенность собой

2–

3

14+

2

26+

2

38-

10

50-

5

62+

5

74+

3

«Загнанность в клетку»

3+

10

15+

5

27+

2

39+

2

51+

5

63+

1

75-

5

Тревога и депрессия

4+

2

16+

3

28+

5

40+

5

52+

10

64+

2

76+

3

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

5+

5

17-

3

29+

10

41 +

2

53+

2

65+

3

77+

5

Эмоционально-нравственная дезориентация

6+

10

18-

3

30+

3

42+

5

54+

2

66+

2

78-

5

Расширение сферы экономии эмоций

7+

2

19+

10

31-

2

43+

5

55+

3

67+

3

79-

5

Редукция профессиональных обязанностей

8 +

5

20+

5

32+

2

44-

2

56+

3

68+

3

80+

10

ИСТОЩЕНИЕ

Эмоциональный дефицит

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

9+

3

21+

2

33 +

5

45-

5

57 +

3

69-

10

81+

2

Эмоциональная отстраненность

10 +

2

22 +

3

34-

2

46+

3

58 +

5

70+

5

82+

5

Личностная отстраненность (деперсонализация)

11 +

5

23 +

3

35+

3

47+

5

59+

5

72+

2

83 +

10

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12+

3

24 +

2

36+

5

48 +

3

60+

2

72+

10

84+

5


Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов

9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся симптом

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»

В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы

По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени

36 и менее баллов фаза не сформировалась,

37-60 баллов - фаза в стадии формирования,

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза

При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы

·      какие симптомы доминируют;

·      какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,

·      объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,

·      в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.


































Список используемой литературы:

  1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ред. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снеткова В.М., СПб., «Речь», 2003
  2. Журнал Стоматолог №7 200215.01.2003/Психическое «выгорание», Н. Е. Водопьянова
  3. Журнал Персонал/ 26.01.2004  Профессиональное "выгорание" руководителей?
  4. "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: БЕСПОКОЙСТВО ЗА РАБОТНИКОВ И БОССОВ РАСТЕТ" (ИНТЕРВЬЮ С CARY CHERNISS, экспертом по профессиональным стрессам)
  5. Интернет-ресурсы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты