Профессиональная деятельность педагога-психолога

Опорная часть (ноги, лапы, постаменты) - ощущение стабильности или нестабильности. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и к форме.

Солидная опора - основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию.

В противном случае - поверхностность суждений, легкомысленность выводов, неудовлетворенность положением. При отсутствии или почти отсутствии ног - иногда импульсивность принятия решений.

Однотипность, однонаправленность, повторяемость ног ("сороконожка") - конформность суждений и установок, стандартность и банальность при принятии решений.

Разнообразные формы и положения ног - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, нонконформизм, творческое начало в норме или инакомыслие (ближе к патологии).

Обратить внимание на характер соединения ног под корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Руки - коммуникативная сфера личности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Если руки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могут замещаться крыльями.

Крылья - самораспространенность человека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, "соучастие" как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий.

Щупальца могут иметь функциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе), потом дается соответствующая интерпретация.

Хвост - выражает отношение клиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности). Если хвост направлен вправо - это отношение к внешним проявлениям (действиям, поступкам); влево - к внутренним (мыслям, решениям). Если хвост направлен вверх - отношение положительное; вниз - отрицательное.

Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на пышные, длинные, разветвленные.

Для обследуемых данного типа характерны активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Часто взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; их протест всегда действенный (они поступают, а не говорят). Побег из дому, противоправное поведение в группе, алкоголизация - все это обследуемый совершает в компании, где предпочитает быть лидером.

Если обследуемый рисует животное, уподобляя его человеку (постановка животного в положение прямохождения, представление его в человеческой одежде, похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки), то это свидетельствует об его инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Общая характеристика обследуемых данного типа: при неудачах обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают, но никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают, как все (имеются в виду члены компании). Умеют не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно. Доверчивы, преданны социуму.

Вмонтирование механических частей в живую ткань (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности - рукоятки, клавиши, антенны) наблюдается у шизоидных личностей.

Обычно изображенное несуществующее животное такого же пола, как и обследуемый. По крайне мере это подразумевается. Если же это не так - у клиента возможны проблемы в сексуальной сфере. Для уточнения пола животного можно задать вопрос, как размножается это животное или где находятся его половые органы. Прорисовка детородных органов (половых органов, вымени, сосков, груди) говорит о сексуальных проблемах.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИ НАРИСОВАННОГО.

Домашние животные. Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции "приручить" свою жизненную энергию.

Собака - тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

Кошка - потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) - тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование.

Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, - отождествление себя с "кормильцем" или "кормилицей", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно).

Вьючное животное - негативное отношение к персонажу ("на мне все ездят"). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу - восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.

Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным причинам.

Выбором конформного образа, например, голубя - "символа мира", обследуемый хочет выразить, что он - очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями.

Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) - представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.

Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), - восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные - сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.

Стилизованные и фантастические животные - персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т.д.) - отказ от анализа своих проблем.

Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО.

Чебурашка - реальное - конкретность мышления, ориентация на реальные проблемы.

Летучий кот - функциональное - прагматизм, реалистичность.

Хомосапиенслон - латинские (книжно-научные) элементы - демонстративность (разума, эрудиции), акцентированность на деталях.

Чертенок - иронично-шутливое, уменьшительно-ласкательное - соответствующее отношение к окружающему.

Картошка - банально-повторяющееся - инфантилизм.

Громоздилопаук - длинное - абстрактность мышления, склонность к фантазированию.

Бозол - поверхностно-звуковое - легкомыслие.

 

3. Обработка данных по приложению №1

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Испытуемый обижен.

СЕМАНЕСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Анализируем положение рисунка на листе. Рисунок расположен в центре листа - это символизирует норму (необходимо помнить, что норма - это понятие относительное).

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Идеомоторный аспект.

Прерывностей линий нет, степень нажатия средняя. Наличие штриховых линий - тревожность.

Пространственно-символический аспект.

Так как деталей на рисунке достаточно большое количество и направленность линий чаще всего снизу вверх, то можно сказать, что испытуемый не экономит энергию (ребенок находится в состоянии нормы).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Голова - центральная смысловая часть фигуры. Голова по отношению к остальному туловищу нарисована равномерно.

Интерпретация направленности головы.

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению).

Как правило, такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.

Интерпретация деталей.

Глаза - символ присущего человеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой.

Ресницы - показатель истериодно-демонстративных манер;

Заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии у них женских черт. (Испытуемый чрезмерно болтлив) коммуникабельность и высокий уровень интеллекта создают немало трудностей для адаптации в социуме. Часто данной группе клиентов присуща игровая форма поведения.

Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Клиент может осуществлять положительное влияние на группу. Испытуемый разумно оценивает получаемую информацию и легко входит в доверие к собеседникам.

Рот - открытый рот без подрисовки губ и я зыка означает легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.

Подобие прически - чувствительность, подчеркивание своего пола.

Защита. Языки пламени острые, направлены вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет (родители, учителя).

Опорная часть - ощущение стабильности. Испытуемый изобразил достаточно устойчивую опору - основательность, удовлетворенность положением. Однотипность, однонаправленность, повторяемость ног означает комфортность суждений и установок, стандартность и банальность при принятии решения.

Крылья - самораспространенность человека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, "соучастие" как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий.

Хвост - выражает отношение испытуемого к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности). Хвост направлен вверх - отношение положительное.

Рисунок изображен такого же пола что и обследуемый (норма).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИ НАРИСОВАННОГО.

Домашние животные. Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции "приручить" свою жизненную энергию.

Корова, служащие источником питания, - отождествление себя с "кормильцем" или "кормилицей", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО.

Огненный конь - функциональное - прагматизм, реалистичность.

 

4. Проективная методика "Три дерева"


Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи

Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед.

В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.

Если ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, это говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями.

Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева".

Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни.

При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т.д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.


+

цвет

-

любовь, страсть эротическое начало, вдохновение

красный

агрессия ненависть опасность

разум, дисциплина порядок, верность

синий

безумие иррациональность

открытость активность свобода, слава, сила

желтый

ревность, зависть жадность, лживость мания, бред

Зрелость личности радость энергия, сила

оранжевый

вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны

витальное начало рост надежда

зеленый

яд, болезнь незрелость

равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние

фиолетовый

внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия

материнство плодородие земля

коричневый

грязь гной кал

достоинство торжественность

черный

смерть траур грех

чистота гармония

белый

привидение траур

 

серый

неясность туман депрессия


После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

Какое дерево самое большое?

Какое дерево самое маленькое?

Какое дерево самое молодое?

Какое дерево самое старое?

Какое дерево самое красивое?

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо". Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

 

5. Обработка данных по приложению №2


Состав семьи: семья находится в составе 3-х человек (мама, папа и сам ребенок).

По цветовым факторам было выявлено отношение к матери:

Красный - символизирует любовь (это показывает то, что испытуемый подписав дерево во-первых употребил уменьшительно-ласкательное слово "яблонька", во - вторых подписал красным цветом, синим то к кому больше относится из семьи (разум, дисциплина порядок, верность). На дереве имеются цветы красного цвета.

Листья зеленого цвета - витальное начало, рост, надежда.

Коричневый - материнство, плодородие, земля. .

По мнению испытуемого хрупкое и красивое растущее дерево - это символизирует крепкие, доверительные отношения к матери.

Отношение к отцу:

Коричневый - материнство, плодородие, земля. .

Зеленого цвета - витальное начало, рост, надежда.

Дерево могучее, несокрушимое. Глава семейства - это можно увидеть по масштабу по отношению к остальным. В дальнейшей беседе было определено, что ребенок уважает отца, всегда говорит о нем с гордостью.

Отношение к себе - у ребенка присутствует энергичность, это показывает наличие желтого цвета в рисунке дерева.

По рисунку видно, что в семье установлена иерархия. Папа занимает главенствующую позицию, следом идет любящая мама, которая всегда готова помочь советом.

Вывод: дружная семья, не имеющая ни каких отклонений.

 

6. Тест эгоцентрических ассоциаций


Исследование эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментатора.

Особенностью данного задания является то, что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве "подставной" цели может быть названа проверка скорости письменной речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный стимульный материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания,

Инструкция испытуемому: "Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется".

Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом.

Тестовый бланк

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дальше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

12. На самом деле...

13. Только...

14. Настоящая проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

18. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через двенадцать...

24. В прошлом...

25. Дело в том, что...

26. В настоящее время...

27. Самое лучшее...

28. Принимая во внимание...

29. Если бы не...

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно...

34. Если бы даже...

35. До сих пор...

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего...

40. Только с тех пор...

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.

Обработка результатов.

Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.

Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него.

Это могут быть местоимения "я", "мне", "мой", "мною", "моих" и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружочком.

Анализ результатов.

Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в вуз представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности.

Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек

Пол

Уровень эгоцентрической направленности

очень низкий

низкий

средний

высокий

очень высокий

Первокурсники, обучающиеся первый семестр:

мальчики

0-1

2-7

8-22

23-30

31-40

девочки

0-1

2-7

8-22

23-29

30-40


Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции.

Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.

В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность - это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в защите своего "Я", в том числе и психосексуальной потребностью.

Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности.

Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам.

В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.

Поскольку определение величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.).

Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики.

В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

Для коррекции эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие Б тренингах сенситивности, общения, децентрации.

Своевременная коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне - конформность и социальная пассивность.

 

7. Обработка по приложению № 3


Испытуемый мальчик 13 лет - уровень эгоцентрической направленности средний. Видно в приложении №3 указано 9 предложений с собственными местоимениями.


Заключение


Практика обучения показывает, что осознание целевых направлений учебной дисциплины обязательно должно произойти на начале изучения. Принимая данную необходимость, мы особое внимание уделяем организации проведения первого занятия. Поэтому "урок - введение" строится на подключении творческой инициативы и активизации креативных способностей студентов. Ключевыми моментами первого занятия становятся вопросы проблемного поиска:

что изучает данная учебная дисциплина?

в чем профессиональная необходимость ее изучения?

каков механизм ее изучения? (как она изучается?).

К началу изучения дисциплины у многих студентов уже складывается

профессиональный стереотип педагогических действий. Это происходит благодаря личному (школьному), реже практическому, опыту. Ломка профессионального стереотипа предполагает осознание понимания взаимосвязи стартовых умений, формирующихся на занятиях психолого-педагогического практикума.

Изучение психолого-педагогического практикума приводит к убеждению о возможности реализации задач профессионального самопознания и саморазвития. Ведь если подходить к определению профессиональной компетентности как совокупности индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности ребенка, то без активизации рефлексивности и процесса саморазвития педагогическая готовность не может рассматриваться как профессиональная.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты