Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

I  Введение .


    Профориентация учащихся на современном этапе.


  На современном этапе определены  основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,

Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

            Реализация современных требований, предъявляемых    к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним  относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе  подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко,Луганск).

            Однако , несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана  на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

            О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные  противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

            Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его  кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных  воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

            Анализ накопленного опыта в области теории и практики  профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

            Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

            Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью  целей , задач  и единством функций. Организационно – функциональная подсистема  - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

            Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.

            Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием  самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

            Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.

            Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций  по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона.

            Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.

            Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

            Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом :  « Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».

            Предметом исследования является духовная культура учащихся.

            Задачи , которые мы поставили перед  собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно воздействовать в процессе профориентации.

3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы , оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.

4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры личности в процессе профориентации.

            Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует  поднимать до уровня «духовной потребности» , связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются  черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.


II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.


            Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует  более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. « Чем богаче  подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем больше различных сторон  он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».

            Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

            История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к  XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма , где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда , именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической  диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения  культуры- материальной и духовной.

            Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие  на  все факторы формирования духовной культуры – от  социально – экономических  отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

            Формирование культуры личности , включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой , происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность человеческого существования не даёт  оснований говорить о возможности формирования духовного мира  по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности , её  духовного мира.

            Объективные условия формирования культуры  подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного , профессионального  и индивидуально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных  условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное  формирование духовного мира личности согласно заданной модели.

            Этим объясняется значение комплексного , системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную систему.

            В своей работе «Духовная жизнь общества»  А.К.Уледов даёт определение духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу , связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.

            Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет  собой единство таких компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.

            По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и трудового воспитания.

            Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности.

            « Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических  наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).

            Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати  снижение шло на протяжении всех лет Советской  власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник  может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от  первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются  особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования ».


III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.


            Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На  основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени  воспитанности учеников  их цели могут быть направлены на решение близких  и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических  целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

            Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

 (  интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат  деятельности ребенка.

            Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе  должна быть не имитационной  вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.

            Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами  и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

            Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

            Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты