Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе

Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.

Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклассников, снижает уровень негативизма.

Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.

Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.

У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.

Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Е.Э.Смирнова пишет: «неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона». Все это увеличивает тревожность, нейротизм и даже озлобленность подростков, что, в свою очередь, является «благодатной» почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе [цит. по 11, с.376].

Кроме явных лидеров и аутсайдеров, подростковые сообщества включают в себя среднестатусных членов, обычно составляющих большинство. Система ценностей и обычаи референтной группы в значительной степени формируются этой категорией; даже лидеры группы часто вынуждены адаптироваться к их образу мышления. Особенностью данного статуса является его неустойчивость. Он характеризуется затруднённым продвижением вверх по внутригрупповой статусной лестнице и облегчённой мобильностью движения вниз по статусной лестнице. Основные усилия среднестатусных подростков сосредоточены на том, чтобы удерживаться «на плаву», не скатится в аутсайдеры и, по возможности, продвинутся вверх, войти и закрепиться среди неформальных лидеров сообществ. Нельзя не отметить, что именно эта категория учащихся наиболее многочисленна. М.Ю.Кондратьев пишет: «Более того, в ряде случаев направленная активность именно среднестатусных подростков оказывает решающее влияние не только на характер внутригрупповых межличностных отношений, но и на особенности взаимосвязи юного сообщества в целом с широким социумом» [цит. по 24, с.152].

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны.

По данным Я.Л.Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [цит. по 8, с. 23].

По данным Б.Н.Волкова, старшие подростки выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства [цит. по 8, с.24].

В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.) [цит. по 8, с.24].

Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М.А.Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г.Г.Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам «безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%» [ цит. по 9, с.43].

Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я.Л.Коломинский, учителям «свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения» [25, с.301].

В.Ф.Пирожков, посветив изучению механизмов возникновения и закономерностей функционирования криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи около 30 лет, проведя большое количество лонгитюдных исследований, как с криминальными подростками, так и с подростками из обычных подростковых объединений, утверждает, что существует широкий круг факторов, так или иначе влияющих на статус несовершеннолетнего и молодого человека, его положение в групповой иерархии.

В.Ф.Пирожков предлагает классификация факторов (рис.2), влияющих на статус и положение личности в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи [37].


Рисунок 2. Факторы, влияющие на статус и положение личности

в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи


Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Г.Крайг, Д.Бокум отмечают, что сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, а так же боязнь быть отвергнутым являются главными движущими силами в общении подростка. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [28, с.671].

В.Казанская пишет о подростках: «склонны считать, что статус – важное основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим». Если подростка увидят в обществе лидера, то по его мнению, и его статус возрастает[24, с.124].

Статус лидера весьма привлекателен для большинства подростков. На его обретение могут повлиять разные факторы; например, более быстрое, чем у сверстников, половое созревание подростка сильно повышает его статус в группе. Несомненно, личные качества лидера играют решающую роль в достижении и удержании этого статуса. Разумеется, лидер должен пользоваться авторитетом и популярностью. Совершенно необходимы также уверенность в себе, неподверженность стрессам и, особенно, «социальное чутье» - способность разбираться во взаимоотношениях между членами группы. Многие качества лидера определяются направленностью группы.

Н.П.Аникеева считает, что подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способностями, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников, действуя, например, по пресловутому принципу «сила есть – ума не надо». Неблагоприятное положение большинства «трудных» в школьном классе является следствием и причиной отклонений в их духовном и нравственном развитии. В классах с низким уровнем развития межличностных отношений «трудные» могут занимать лидерские позиции и оказывать значительное отрицательное влияние на формирование групповых норм.

Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определённое положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у подростков в том случае, когда высокие притязания в какой-то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Чувство неудовлетворённости, переживаемое ими, проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины [7, с.21].

Таким образом, в неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Статус подростка в коллективе оказывает влияние на развитие его личностных качеств, формирование характера, часто является причиной определенных форм поведения.

II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ


2.1 Методы, процедура и объект исследования


Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:

1. Опросник Басса-Дарки - предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Испытуемым было предложено 75 утверждений, на которые надо было ответить «да» или «нет». Ответы оценивались по 8 шкалам:

▪ Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

▪ Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

▪ Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

▪ Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

▪ Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

▪ Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

▪ Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

▪ Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Так же авторами были выделены категории агрессивность и враждебность. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Индекс враждебности включает в себя шкалы «Обида» и «Подозрительность». Индекс агрессивности включает в себя шкалы «Физическая агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия».

2. «Hand-тест» - проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э.Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3.Пиотровским и Б.Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н.Курбатовой [Курбатова Т.Н., Муляр 0.И. Проективная методика исследования личности «hand-тест». Методическое руководство. Санкт-Петербург, «ИМАТОН», 2001].

В теоретическом обосновании «Hand-теста» его авторы исходили из следующих положений. Превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым стала вносить определяющий вклад в развитие мышления. Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, как рука, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.

Рука помогает человеку в выполнении множества функций. Существуют факты, подтверждающие ее активную роль (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и сексуального. В детские годы рука - главный источник аутоэротического удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь.

Таким образом, авторы считают, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.

В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение». «Открытое агрессивное поведение» описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности.

Учащимся предъявлялись в определенной последовательности 9 карточек в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?». Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять».

3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Автор методики Дж.Морено. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.

Подросткам четырех классов было предложено ответить на вопросы:

1. К кому из своих одноклассников обратился бы ты за помощью в решении трудной задачи или объяснении непонятного задания?

2. Представь, что ты собрался организовать свой бизнес. Кого из своих одноклассников взял бы ты в партнеры?

3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

4. Кого бы ты взял с собой в помощь, чтобы он помог договориться с учителем в решении твоих проблем (не ставить двойку, не делать запись в дневник, отпустить с урока или др.)?

При этом учащимся предлагалось ранжировать по степени значимости выбранных одноклассников.

4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.Н.Мясищева, идеи Б.Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания. В частности, расхождение между чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты