Проблемы ценностных ориентаций в подростковом возрасте

В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Хотя, в крупных сетевых газетах такое недопустимо.

В качестве примера можно привести политическую сетевую интернет-газету "Полит.Ру", зарегистрированную в Министерстве печати РФ. Издается "Полит.Ру" “Объединенным Гуманитарным Издательством”.

Газета возникла в недрах одного из самых известных проектов раннего русского Интернета Zhurnal.ru и ставило с самого начала не политические, а гуманитарные цели. Сотрудники не испытывали особого пристрастия к политике как таковой и не мыслили становиться политическими журналистами. Им было интересно попытаться рассказать о канве событий не с позиции "игрока информационного рынка", "делающего" информацию, а с позиции рядового потребителя информационного политического шума, пытающегося найти в нем осмысленный сюжет. Однако оказалось, что политика в русской сети – предмет интеллектуального спроса. Как ни странно, в сегодняшней России люди много думают о политике, несмотря на компроматы, пиары, заговоры и информационные войны последнего десятилетия. Поэтому создатели интернет-издания захотели противопоставить модным словосочетаниям с термином "технология" (политическая, информационная) - идеологию. Идеология - это потребность человека выяснить свои личные взаимоотношения с текущей историей собственной страны.

"Полит.Ру" - это редакционный коллектив. Те, кто пишут, звонят, придумывают, редактируют, создают технологический механизм. Отличие состоит в том, что "Полит.Ру" - это еще и сообщество. Читатели часто становятся авторами или корреспондентами, а редакция, в свою очередь, - их адептами или критиками.

Авторы не утверждают, что их информация объективна, т.к. по мнению редакции, объективность — это придуманный способ обмана, которому мы пытаемся противопоставить собственную заинтересованность в событиях и персонажах. Поэтому политику газеты определяет фраза - мы рассказываем новости такими, какими сами их видим, а ваш выбор - принять или отвергнуть наше видение.


1.7 Радио


Радио является фоновым средством массовой информации. Слушать свою любимую радиостанцию, либо вещание другой страны, скорее всего, станет человек, который ищет в Интернете какую-либо информацию, пишет письма, или, если это молодой человек, разговаривает со своими знакомыми. Для прослушивания программ полюбившейся вам радиостанции, надо лишь иметь доступ в Internet и знать электронный адрес станции. Далее вы слушаете, и, само собой, оплачиваете пребывание в сети. К тому же, здесь уже не обойдется маленьким транзисторным приемников, безусловно, требуется компьютер, в результате чего, радио становится не таким уж бесплатным делом. Так что, пока трудно себе представить человека, который специально слушал бы радио через Internet.

Однако радиостанции все равно стремятся в глобальную сеть, и не только потому, что это дань моде. Вещание через Интернет стирает границы: вести передачу можно из Риги, а слушатели будут находиться в США, Великобритании или в другой стране. Здесь приобретают особое значение серьезные правовые и законодательные аспекты, потому что законодательные базы разных стран отличаются, и то, что не разрешается радиостанции на одной территории, может быть разрешено радиостанции, находящейся в другом месте.

Также, выход в Интернет – это, прежде всего, возможность познакомить молодую аудиторию с местным радиовещанием, до которого они не доходят. К тому же опыт некоторых радиостанций показывает, что, как только радиостанция выходит в Интернет, происходит резкое омоложение состава ее слушателей.

Прелесть Интернета для радиостанций заключена еще и в том, что:

Во-первых, Интернет делает возможным проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что она экономически не оправдана. Интернет важен прежде всего как средство коммуникации с теми слушателями, которые находятся вне зоны приема какой-либо радиостанции.

Во-вторых, Интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы.

В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, более визуальной, с другой - более доступной, потому что человек во время эфира может что-либо не расслышать.

Интернет можно рассматривать как средство для промоушна (раскрутки) радиостанции и как новое средство массовой информации и коммуникации. Как средство глобальной коммуникации Интернет выглядит заманчиво. Но в силу разных технических особенностей в Интернете в развивающихся странах нельзя наладить качественный уровень вещания. Поэтому Интернет представляется пока довольно перспективным путем развития промоушна радиостанции, т.к. по Интернету люди общаются друг с другом и устанавливают деловые связи. Поэтому, многие радиостанции просто выкладывают в Интернете свои визитные карточки.

К тому же, если человек находится в зоне приема и у него есть возможность слушать радио с помощью приемника, то с вероятностью 90% он будет слушать радио обычным способом. Качество звука, вне всякого сомнения, на приемнике лучше, чем на лучшем сайте, хотя, конечно, развитие технологий не стоит на месте. Но здесь надо учитывать, что, например, в нашей стране компьютеры есть у малого количества людей. Поэтому пока что Интернет как средство вещания в нашей стране не подходит, хотя рекламный рынок Интернета безграничен, и даже по самым скромным оценкам получаются очень большие суммы.

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков


Специфическим объектом исследования является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Интерес к данному объекту исследования определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно — в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование ценностных ориентаций молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.


2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу


Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение А) и было анонимным. Ваши ценностные ориентации

Инструкция: Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:

а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры: 1 — самое главное в моей жизни; 2 — чуть менее чем 1; 3 — чуть менее чем 2;

б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 14) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.


Место

Список ценностей (ценности-цели)

 

1. Активная, деятельная жизнь.

 

2. Здоровье (физическое и психическое)

 

3. Интересная работа

 

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

 

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

 

7. Хорошие, верные друзья


8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)

 

9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе

 

10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)

 

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

12. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

 

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

 

14. Свобода как независимость в поступках и действиях

 

15. Счастливая семейная жизнь.

 

16. Творчество (возможность творческой деятельности)


17. Равенство (братство, равные возможности для всех)


18. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в 9 А классе общеобразовательной школы № 59 г.Челябинска. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу:


№ уч-ся

Номер ценности-цели (по списку)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

13

8

7

9

6

7

7

11

8

7

7

6

7

7

11

18

8

6

4

1

3

2

5

1

1

2

1

2

2

1

1

1

2

3

2

2

1

1

8

14

10

12

12

10

5

3

6

14

8

9

10

11

7

3

13

11

5

15

17

5

18

4

17

6

9

3

12

18

18

15

16

4

5

17

18

16

12

4

8

11

13

11

4

18

12

1

10

13

3

1

14

14

1

3

3

14

2

15

4

7

9

3

2

11

12

6

4

11

5

17

15

5

12

8

9

5

3

2

16

3

12

14

7

6

13

3

16

17

9

8

12

14

13

16

13

11

8

11

8

15

5

15

15

14

12

18

8

15

17

15

5

10

4

15

12

13

10

12

8

10

18

18

2

14

8

18

2

16

6

4

14

6

10

14

3

15

15

16

16

14

16

3

16

9

9

18

9

16

15

11

3

16

13

10

17

13

9

15

18

8

15

11

4

10

10

10

9

8

9

7

6

4

17

14

6

17

7

5

17

16

17

5

12

16

12

3

16

15

5

9

18

16

8

16

13

12

16

9

9

10

14

15

12

7

7

7

7

17

11

16

14

3

14

18

8

4

10

11

5

12

13

5

4

11

9

6

2

1

1

1

2

2

1

6

1

5

4

2

2

3

1

1

4

2

2

10

7

9

6

18

5

11

17

10

4

12

8

13

14

6

6

10

13

12

18

18

17

15

9

18

14

13

13

13

17

15

17

6

8

11

14

17

18

11

12

6

7

5

4

10

4

9

3

5

7

6

4

13

13

18

10

7

Сумма 1,2,3-го мест

18

2

1

6

3

4

2

2

1

1

1

15

1

Сумма 17, 18-го мест

1

7

1

1

1

2

3

1

2

2

4

2

2

8

1


Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:


Цi (%) = (Ri / 3n) * 100 %,


где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности;

Ri — суммарное количество выборов i-той ценности;

n — объем выборки (количество учащихся),

3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.


2.2 Анализ результатов


При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осознанием своей неповторимости и уникальности.

Выводы


Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.

Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.

Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте, приходящемся на VI—XI классы общеобразовательной школы. Именно в этот период школа и родители должны переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.

В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ориентаций подростков мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценностей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и действительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и деятельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Молодой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на саморазвитие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на достижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни. Если успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориентации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на деньги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы повышения своего социального статуса.

В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентаций современной украинской молодежи находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции.

Литература


1.       Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вфсших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2.       Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psychology.ru/lomonosov/ tesises/ek.htm

3.       Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук: [Электронный ресурс]. — СПб, 2000. – Режим доступа: http://selfmoney.narod.ru/buren.htm

4.       Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социс, 2002, № 1, С. 96—105.

5.       Дробницкий О. Г.. Ценность // Большая Советская Энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 3 электрон.опт.диск (CD-ROM).

6.       Зимбардо Ф. Ляйеппе М. Социальное влияние – СПб.: Издательство «Питер», 2999. – 448с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

7.       Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед., 1998, № 12.

8.       Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.

9.       Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: с ил. – (Психол. наука - школе).

10.   Киссель М. А.. Ценнстей теория. Ценность // Большая Советская Энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 3 электрон.опт.диск (CD-ROM).

11.   Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования, 1998. №8. С. 31 – 45.

12.   Майерс Д. Психология /Пер. с англ. ИюА. Карпиков, В.А. Старовойтова; Худ обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 848с.: ил.

13.   Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2002. – 752с.: ил. – (Сери я «Мастера психологии»).

14.   Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. — М., Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1999. С. 54—58.

15.   Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс, 2001, № 2, С. 87—92.

16.   Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

17.   Столяренко Л.Д. Основы психологии 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672с.

18.   Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников, 2001, № 8. С. 10—13.

19.   Яновская М. Эмоциональное обогащение процесса воспитания // Воспитание школьников, 1991, №3, С. 21 – 30.

20.   Реклама за рубежом /Ред. Б.Г. Карпова, сост. И.С. Сидельников. – М.,1997.-134с.

21.   Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994

22.   Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995

23.   Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Учеб.пособие. –М., 2005.

24.   Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004

25.   Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие. – М., 2005.

26.   Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И, Пидкасистого. – М., 2004.

27.   Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

28.   Мудрик А.В. Социализация человека. – М, 2005.

29.   Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Санкт-Петербург, 1993.

30.   Саши В.А. Психологический практикум. – М., 2001.

31.   Фельдштенйн Д.И, Психология становления личности. – М., 1994.

32.   Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. – 590с.

33.   Психологический словарь. — М.: Педагогика, 1983.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты