Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами

·                    посещение семей, с целью выявления среди них социально – неблагополучных.

Взаимодействие с общественными организациями

В школу могут постоянно приглашаться представители различных общественных организаций с целью просвещения учащихся и их семей (специалисты отдела образования, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.).

Работа с педагогическим коллективом

·                    Групповые беседы;

·                    Анализ методической литературы;

·                    Круглые столы;

·                    Диспуты;

·                    Решение практических задач;

·                    Тренинги;

·                    Семинары;

·                    Конференции;

·                    Практические занятия по обмену опытом.

·                    Выработка рекомендаций в работе с данной категорией детей (Приложение 7).

Информационное обеспечение

·                   подбор методической литературы в помощь учителю по работе с семьей и учащимися, в помощь родителям в воспитании детей.

Таким образом, в работе с учащимися, родителями и педагогами школы используются различные формы социально – педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера. Схематично все изложенные формы социально – педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера можно отразить в модели (Приложение 8).

Как мы видим, для эффективной реализации предложенного варианта социально - педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера, необходим комплексный подход в работе с учащимися и их родителями, причём данная работа должна быть сконцентрирована не только на уровне классного руководителя и социального педагога, но и других специалистов, работающих с детьми, школьного врача, педагога-психолога, и администрации школы при тесном сотрудничестве с представителями организаций и учреждений, занимающихся вопросами семьи и детства.


Заключение


С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования характеров. Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, к себе. Это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика – и это важно понять и почувствовать. [2,c.4]

 Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

 Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.

 Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов все это говорит об актуальности данной проблемы.

Как показало изучение данной проблемы, несмотря на то, что в настоящее время нет однозначных толкований понятия «акцентуаций характера». Понятие «акцентуации характера» разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.

Обобщая результаты исследования можно сделать выводы:

1.                 Наличие закономерностей в формировании характера в связи с возрастным этапом не означает, что это формирование полностью зависит от возраста. Существуют индивидуальные отклонения, которые всегда надо иметь ввиду. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека, и не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной жизни, будничной деятельности.

2.                 Сходство между классификациями А.Е. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, анализ психологических характеристик в общих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости.

3.                 Основной причиной проявления акцентуаций являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью.

4.                 Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения.

5.                 Отличительной особенностью современной отечественной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.

6.                 Для выявления и определения типа акцентуации характера существует множество диагностических методик таких как: опросник Шмишека, методика анкетирования, метод экспертной оценки, метод наблюдения и др.

7. Для эффективной реализации социально - педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера, необходим комплексный подход в работе с учащимися и их родителями, причём данная работа должна быть сконцентрирована не только на уровне классного руководителя и социального педагога, но и других специалистов, работающих с детьми, школьного врача, педагога-психолога, и администрации школы при тесном сотрудничестве с представителями организаций и учреждений, занимающихся вопросами семьи и детства.

Проведя исследование, мы можем отметить, что поставленные цели и задачи нами реализованы и наша гипотеза подтвердилась частично.


Библиография


1.                 Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических

 исследований Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

2.                 Волков П.В. Люди с трудным характером. - М.: Академический проект, 2001.-64с.

3.                 Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: Издательство Московского университета, 1982.-320с.

4.                 Громов М.Д., Игнатьев Е.И., Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 1974.-304с.

5.                 Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 1997.-528с.

6.                 Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М.: Академия, 2003.-464с.

7.                 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн.: Хелтон, 1998.-399с.

8.                 Каменская Е.Н. Основы психологии. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005.-224с.

9.                 Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник психолога по жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480с.

10.             Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.-336с.

11.             Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.-424с.

12.             Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.-583с.

13.             Матвеева О.А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям школьного возраста //http://www.oim.ru/reader.asp.whichpage=1&mitip=1&word=&pagesize=15&Nomer…

14.             Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2006.-607с.

15.             Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-208с.

16.             Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000.-512с.

17.             Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М.: Гардарики, 2003.-432с.

18.             Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.-174с.

19.             Пуни А.Ц. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1984.-255с.

20.             Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.-416с.

21.             Столяренко Л.Д. Психология. – СПб.: Лидер, 2004.-592с.

22.             Тарабакина  Л.В. Психология человека. – Педагогическое общество Россия, 1998.-112с.


Приложение 1


Методика исследования акцентуаций характера


Определить тип акцентуации характера или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических методик, в частности опросника Шмишека, который содержит 97 вопросов и позволяет выявить 10 типов акцентуированных характеров.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствующим номером следует поставить знак «+» («Да»), если нет — знак «-» («Нет»). Не следует долго думать над вопросами, поскольку правильных или неправильных ответов не существует.

Текст опросника

1.Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2.Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3.Легко ли Вы плачете?

4.Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке — правильно ли все сделано?

5.Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6.Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7.Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8.Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?

9.Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10.Вы человек серьезный?

11.Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12.Предприимчивы ли Вы?

13.Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14.Мягкосердечны ли Вы?

15.Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16.Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17.Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18.Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20.Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21.Любят ли Вас Ваши знакомые?

22.Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24.Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25.Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26.Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27.Хвастаетесь ли Вы иногда?

28.Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29.Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30.Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31.Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32.Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной деятельности?

33.Легко ли Вы впадаете в гнев?

34.Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35.Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены счастьем?

36.Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37.Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38.Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39.Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40.Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете за нее?

41.Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42.Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43.Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44.Вы очень общительный человек?

45.Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46.Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47.Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48.Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49.Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50.Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51.Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде ли? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52.Очень ли Вы любите животных?

53.Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54.Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55.Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56.Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57.Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58.Очень ли Вы любите веселиться?

59.Вы всегда говорите то, что думаете?

60.Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61.Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62.Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63.Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не удачах людей, которые Вам неприятны?

64.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65.Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня?

66.Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать или давать списывать товарищам?

67.Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68.Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69.в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70.Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь утром встать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71.Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72.Часто ли у Вас бывают головокружения?

73.Часто ли Вы смеетесь?

74.Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном к нему отношении?

75.Вы человек живой и подвижный?

76.Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77.Вы страстный любитель природы?

78.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79.Пугливы ли Вы?

80.Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81.Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82.Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83.Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84.Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85.Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86.Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87.Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88.Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89.Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90.Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91.Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты