Проблемы биологической и социальной природы в психике

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Заключение.

Человек существуетза счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

—производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда),

—изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты,

—может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);

—свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.


Специфика биологии человека.


Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде. Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим усло­виям.                                                    

Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что "человек -  грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологиче­ским фактором". Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрица­тельным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литера­туре, становятся социальные проблемы регуляции жизнедея­тельности человека как вида. Это  -  экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демогра­фическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лече­ния наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее на­правленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным,  человек имеет преимущество в том, что его биологическая орга­низация в целом характеризуется универсальной приспособлен­ностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельно­сти в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно но­вой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогене­за, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его сущест­вования. Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни на всех уров­нях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался глав­ным образом в связи с проблемами типов высшей нервной дея­тельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о чело­веческих задатках и способностях. Следуя учению И. П. Пав­лова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын  развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвиж­ность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам).


Исследования позволили вы­явить интеркорреляционный механизм развития индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторич­ных (психофизиологические мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей од­ного уровня и отношения разноуровневого порядка, что .сви­детельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер. На различных возрастных этапах и у разных эле­ментов, входящих в структуру индивида, она выражена неоди­наково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельст­вует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе­мы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств  видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавлива­ются в фоновых исследованиях. Проявление структурированно­сти первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умствен­ную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнитель­ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы­сокий уровень эмоционального и интеллектуального напряже­ния. Специфичность этих связей выражена в том, что для раз­ных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохи­мический, а для нейротизма и экстраверсии  - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение  нейродинамических  и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной организации различаются по своему смы­слу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей — энергетического — заключа­ется в том, чтобы стимулировать функционирование индивид­ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со­циальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорре­ляционную структуру. Структурные новообразования представ­ляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требовани­ями деятельности, а также социальной среды, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темперамент­ных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего  развития индивидных свойств и для направленного их формирования.

В период от 8 лет до 21 года на­блюдается уменьшение количества связей показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количе­ство связей между показателями основных свойств нервной си­стемы, а в 14—20 происходит увеличение интеграции показа­телей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и

разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при меру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций  В данном конкретном случае наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее выраженными.

Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит социализация естественных форм психики и индивидной организации в целом, ее физических и нейродинамических характеристик. Эффекты социализации носят множественный и разнообразный характер, выражаясь как в количественных, так и в качественных изменениях индивидных показателей.

Но не только изменения уровневых показателей функций и их взаимосвязей характеризуют развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций приводят к возникновению новых качественных образований с новыми свойствами. В концепции социогенеза и формирования высших психических функций Л. С. Выготского была разработана проблема новообразований как процесса преобразования натурального ряда функций в общении посредством овладения речью и другими средствами социального развития.

Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях. Един­ство биологического и социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с воз­растом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социали­зации. Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, кото­рые выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют процесс не толь­ко функционирования, но и развития самих индивидных свойств в соответствии с задачами и целями социальных и индивиду­альных программ. В процессе социализации наиболее выра­женными оказываются изменения в составе и механизмах пси­хофизиологических функций. Эффекты социализации вторич­ных свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер.

Наряду с уровневыми изменениями, происходят дина­мические структурные преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальности, опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, по­знания и деятельности, постольку на высшем уровне индивид­ной организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедея­тельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познаватель­ных функций образуется социальная перцепция.

В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те качества, которые формируются в процессе ста­новления человека как личности и как субъекта деятельности. Поэтому наряду с рассмотрением различного рода преобразо­ваний индивидных связей в процессе общения и деятельности (первый аспект) важно изучать влияние личности и субъекта деятельности в качестве опосредствующих вторичных факторов социализации естественных форм психики (второй аспект).

Проблема соотношения биологического и социального на индивидном уровне связана с исследованием различных путей способов социализации индивида (третий аспект), что имеет первостепенное значение в изучении онтогенеза естественны форм психики как потенциалов индивидуального развития человека. Важность данного направления исследований связан с тем, что “с момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важные чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности форме игры и т. д.)”.

Еще одно существенное направление в разработке проблемы социального и биологического выходит за рамки индивидной организации и состоит в выяснении ее роли в качестве основы формирования личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Комплекс проблем, касающихся взаимосвязей индивида и других подструктур человека, включает рассмотрение не только генетических, но и структурных отношений, и характеристику в различные периоды жизненного цикла, что дает возможность ближе подойти к пониманию психического развития как целостного феномена в системе онтопсихологической науки.

Социальное в развитии человека и его психики



Специфика и сложность психического развития человека как целостного, системного, динамического образования состоит в том, что оно представляет собой биосоциальный феномен.

В общетеоретическом, философском плане дилемма биосоциального в человеке решается с точки зрения соотношения выс­ших и низших форм движения материи. Являясь элементом био­логической видовой интеграции и членом общества, человек включен в системы разного уровня организации. Системный под­ход позволяет исследовать проблему взаимодействия биологиче­ского и социального с позиции  иерархических отношений двухуровней организации. Более высокий социальный уровень вклю­чает и подчиняет себе биологический, который, в свою очередь, является основой социального. При соотношении этих двух уров­ней происходит диалектическое снятие (но не устранение) биологического более высоким, социальным, уровнем. В соответ­ствии со структурами и законами высшей, более сложной социальной системы осуществляется преобразование качеств низшего уровня, в определенных пределах сохраняющего свою са­мостоятельность.

Рассматривая процесс развития социального в человеке, сле­дует заметить, что в социологической, психологической и педа­гогической литературе понятия “социализация” и “социальное развитие” употребляются как синонимы для обозначения разных проявлений этого процесса. Однако, учитывая качественные раз­личия в социальном развитии, целесообразно использовать по­нятие “социализация” применительно к развитию индивида в ус­ловиях общества, когда в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или находящихся на стадии. созревания механизмов жизнедеятельности. Более общим явля­ется понятие “социальное развитие”, которое включает процесс социализации индивидной подструктуры человека и формирова­ние его как личности и субъекта деятельности.

Социальное развитие означает формирование человека, как личности, включение его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций.

К наиболее сложным, целостным психологическим эффектам социального развития относятся характеристики личности, такие, как высшие формы мотивации, включая ценностные ориентации, интересы,  целостные эффекты, структуры личности, ее характер.

В то же время социальное развитие выражено в становлении человека как субъекта деятельности,   общения, познания.

Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни в различных направлениях. Социальное развитие начинается еще в раннем детстве, поскольку ребенок с момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует. Вначале процесс социального развития выражается главным образом в социализации индивидных форм, в подготовке в дальнейшем формированию сложных форм психики. Но для того, чтобы социализация осуществлялась эффективно, необходимы также предпосылки в виде естественных форм познавательной деятельности, темпераментных особенностей, сферы естественных потребностей, опыта невербального эмоционального общения, ориентировочно  - исследовательской активности различных нейродинамических характеристик. Их специфика состоит в том, что у ребенка сразу же после рождения эти формы носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в социальной среде. Кроме того, сами естественные формы поведения, как  yжe подчеркивалось выше, носят исторический характер.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты