Проблема метода в бихевиоризме
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В г. Братске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
тема: «ПРОБЛЕМА МЕТОДА В БИХЕВИОРИЗМЕ»
Выполнила:
Проверила:
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие бихевиоризма. История возникновения……………….6
Вывод…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Метод условных рефлексов………………………………………...20
2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных
рефлексов …………………………………………………………...21
2.2 Методы, применяемые для получения условных
двигательных рефлексов………………………………………….23
2.3 Психологическое применение условных рефлексов………………..27
Вывод…………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….33
Введение
Актуальность проблемы: Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии, в частности, для психологии педагогической. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.
Актуальность исследования обусловлена проблемой, которая стоит в самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психология в гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики. Новой системе не придется делать педагогические выводы из своих законов или приспособлять свои положения к практическому применению в школе, потому что в самой основе ее заключено разрешение педагогической проблемы, и воспитание – ее первое слово. Самое отношение психологии и педагогики, следовательно, существенно меняется и именно в сторону огромного увеличения и роста взаимного значения, связи и поддержки обеих наук.
Целью исследования в работе является индивидуальное приобретение опыта поведения, понятие поведенческого опыта, понятие психических функций.
Объектом исследования является группа индивидов, к которым применяется метод условных рефлексов в психологии.
Предметом исследования является психология поведения человека в условиях лабораторных наблюдений.
На основании данных, полученных методом условных рефлексов, сформулирована гипотеза: «Не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. А также, следует ли называть такие методы методами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных рефлексов)».
Теоретико – методологические предпосылки: Существует множество направлений, которые основываются на столь различных принципах, что данные одного направления несоотносимы и не интерпретируются в рамках другого. Этот феномен определяется сложностью предмета исследования, его пограничным положением в системе наук о человеке. Психологическая наука в своем развитии пока еще находится на этапе своего становления, что выражается в отсутствии единства по ряду принципиальных вопросов. Классификация методов отражает взгляды на предмет психологии и существенно отличается от распространенных классификаций в современной науке.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что существует необходимость целостного подхода к изучению психики. Акцентирование целостности человека, его реакций в любых наблюдаемых проявлениях является следствием обнаруженной ограниченности атомистического взгляда на природу психического, который был столь характерен для предшествующего периода развития психологии.
Практическая значимость работы заключается в исследовании поведения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают, что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. У человека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно после появления вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченных реакций. У людей между стимулом и реакцией нередко проходят годы.
Структура и объем курсовой работы: данная работа размещена на страницах печатного текста, содержит 5 (пять) рисунков, список литературы, используемый в работе в количестве источников.
Глава 1. Понятие бихевиоризма. История возникновения.
Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5)
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества». (9)
Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R), в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.
«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». (9) Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон про-
изводит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8)
Наблюдение за новорожденным привело к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивидууму. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически, и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.
Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.
В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.
К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризм является типичной американской психологией, несмотря на то что, может быть большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6). Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистически атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятельности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Окружающие условия так влияют на нас, что в данный момент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строго соответствующий и обусловленный образ действия». (8). При этом не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на животных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке человека. Человек «...представляет собой животное, отличающееся словесным поведением». (8)
Скрытую основу бихевиоризма составляет отождествление психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштейна, игнорирование сознания, психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскую концепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрицание психики. В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получает в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться с манипулированием личностью. (9)
Методы психологии по своим подробностям очень разнообразны.
II. Методы условных рефлексов.
а) Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов.
б) Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов.
Вывод:
Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего («ментального») плана поведения и др., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. (5)
Глава 2.Метод условных рефлексов
В различных методах условных рефлексов мы имеем специальный пример применения инструментов при производстве психологических наблюдений. При помощи этих методов могут быть контролируемы многие явления реакций, которые нельзя наблюдать нижеописанными методами словесных отчетов. Простым наблюдением невозможно установить: усиливается ли при виде пищи действие слюнных желез или наоборот. Эти методы рефлексов были общеупотребительными в русских лабораториях в течение ряда лет. Данные, полученные такими методами, не совсем новы, но техника методов была весьма несовершенной до появления трудов Павлова и Бехтерева. Методы могут прилагаться как к мускулам, так и к железам. Они, в общем, зависят от следующих обстоятельств: каждый основной рефлекс тела имеет собственный стимул, его вызывающий. Выше мы обсудили некоторые из основных рефлексов. Мы можем несколько забежать вперед и упомянуть здесь о некоторых из них. Если дотронуться до коленного сухожилия маленьким перкуционным молотком, то при этом наблюдается хорошо известный толчок ноги. Если стимулировать электрическим током подошву ступни или ее большой палец, то ноги отдергивается назад или палец поднимается. Если уколоть или обжечь палец, то он оттягивается назад. Подобным же образом, если рот стимулируется пищей и в особенности кислотой, слюнные железы начинают усиленно выделять свои секреты. Будем называть стимулы, вызывающие прирожденные или основные рефлексы, нормальными или адекватными, стимулами рефлексов. Перед нами вопрос: можно ли получить другие стимулы, которые затрагивали бы такой основной или прирожденный рефлекс — можем ли мы перенести или заместить стимул не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. На самом деле можно спорить о том, следует ли называть такие методы методами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных) рефлексов. Термин "условный рефлекс", по-видимому, прочно укрепился в литературе, а потому мы на нем и остановимся. Далее, мы иллюстрируем этот метод, взяв несколько простых лабораторных положений. (7)
Страницы: 1, 2