Проблема метода в бихевиоризме

Проблема метода в бихевиоризме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В г. Братске

 






КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине  «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


тема: «ПРОБЛЕМА  МЕТОДА  В  БИХЕВИОРИЗМЕ»

 






Выполнила:


Проверила:                                                                              




 

 

 

Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Понятие бихевиоризма. История возникновения……………….6

                                                                                                                          

Вывод…………………………………………………………………………….11

Глава 2. Метод условных рефлексов………………………………………...20

           2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных

                 рефлексов …………………………………………………………...21

           2.2 Методы, применяемые для получения условных

                двигательных рефлексов………………………………………….23

             2.3 Психологическое применение условных рефлексов………………..27

Вывод…………………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………….33






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        

          Актуальность проблемы: Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии, в частности, для психологии педагогической. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

Актуальность исследования обусловлена проблемой, которая стоит в самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психология в гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики. Новой системе не придется делать педагогические выводы из своих законов или приспособлять свои положения к практическому применению в школе, потому что в самой основе ее заключено разрешение педагогической проблемы, и воспитание – ее первое слово. Самое отношение психологии и педагогики, следовательно, существенно меняется и именно в сторону огромного увеличения и роста взаимного значения, связи и поддержки обеих наук.

Целью исследования в работе является индивидуальное приобретение опыта поведения, понятие поведенческого опыта, понятие психических функций.

Объектом исследования является группа индивидов, к которым применяется  метод условных рефлексов в психологии.

Предметом исследования является психология поведения человека в условиях лабораторных наблюдений.

На основании данных, полученных методом условных рефлексов, сформулирована гипотеза: «Не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. А также, следует ли называть такие методы методами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных рефлексов)».

Теоретико – методологические предпосылки: Существует множество направлений, которые основываются на столь различных принципах, что данные одного направления несоотносимы и не интерпретируются в рамках другого. Этот феномен определяется сложностью предмета исследования, его пограничным положением в системе наук о человеке. Психологическая наука в своем развитии пока еще находится на этапе своего становления, что выражается в отсутствии единства по ряду принципиальных вопросов. Классификация методов отражает взгляды на предмет психологии и существенно отличается от распространенных классификаций в современной науке.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что существует необходимость целостного подхода к изучению психики. Акцентирование целостности человека, его реакций в любых наблюдаемых проявлениях является следствием обнаруженной ограниченности атомистического взгляда на природу психического, который был столь характерен для предшествующего периода развития психологии.

Практическая значимость работы заключается в исследовании поведения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают, что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. У человека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно после появления вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченных реакций. У людей между стимулом и реакцией нередко проходят годы.

Структура и объем курсовой работы: данная работа размещена на страницах печатного текста, содержит 5 (пять) рисунков, список литературы, используемый  в работе в количестве источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие бихевиоризма. История возникновения.

 

         Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5)

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психоло­гию за субъективизм, называя «... сознание с его струк­турными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представ­лением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом би­хевиоризма он провозгласил изучение поведения объек­тивным путем и с целью служить практике. «Бихевио­ризм полагает стать лабораторией общества». (9)

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных пред­посылок Дж. Уотсон называл исследования по психоло­гии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на ан­тропоморфизм, а не на психологию как науку о созна­нии». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врож­денные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R), в ответ на внеш­ний стимул (S), посредством которой индивид приспо­сабливается. Это совокупность изменений гладкой и по­перечно-полосатой мускулатуры, а также изменения же­лез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно ши­роко: оно включает любую реакцию, в том числе и вы­деление секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате пове­дение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

«Основная задача бихевиоризма заключается в нако­плении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызва­на». (9) Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон про-

изводит классификацию всех реакций по двум основа­ниям: являются ли они приобретенными или наследст­венными; внутренними (скрытыми) или внешними (на­ружными). В результате в поведении выделяются реак­ции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мыш­ление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при стра­хе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описы­ваемые чисто объективно в терминах стимулов и реак­ций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообраще­нии и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вы­званы стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покрас­нение; если стимул приводит к приспособлению организ­ма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8)

Наблюдение за новорожденным привело к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследствен­ных форм поведения, таких как ползание, лазание, драч­ливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образова­ния. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и лю­дей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талан­тов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и на­учение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заучен­ное действие. Его основу составляют элементарные движе­ния, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала пре­обладают случайные пробующие движения, много оши­бочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстре­лов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются пери­оды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологи­ческим пределом, свойственным индивидууму. Удачные дви­жения связываются с большими изменениями в организ­ме, так что они лучше обслуживаются и физиологически, и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. В проти­воречие с установкой на отказ от изучения ненаблюда­емых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обу­словливания. Называя все наследственные реакции без­условными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием об­разования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо ре­акции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуж­дения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничи­ваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.


 В бихевиоризме процесс образования навыков и на­учения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой не­управляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона поло­жила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

        К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризм является типичной амери­канской психологией, несмотря на то что, может быть большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что ис­ключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6). Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или дея­тельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, ни­как не обеспечивается его механистически атомистичес­кой позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятель­ности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследст­вие механицизма в трактовке поведения человек в би­хевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Ок­ружающие условия так влияют на нас, что в данный мо­мент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строго соответствующий и обусловленный образ действия». (8). При этом не учитываются качествен­ные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на жи­вотных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке че­ловека. Человек «...представляет собой животное, отли­чающееся словесным поведением». (8)

Скрытую основу бихевиоризма составляет отождест­вление психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштей­на, игнорирование сознания, психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскую концепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрица­ние психики. В то же время исторической заслугой Уот­сона является исследование поведения и острая поста­новка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управ­ления поведением человека, нацеленность научного ис­следования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реаги­рующему организму реализация этой задачи получает в бихевиоризме направление, дегуманизирующее чело­века: управление начинает отождествляться с манипули­рованием личностью. (9)

Методы психологии по своим подробностям очень разнообразны.

               II. Методы условных рефлексов.

а)      Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов.

б)      Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов.

Вывод:

Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего («ментального») плана поведения и др., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. (5)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Метод условных рефлексов

В различных методах условных рефлексов мы име­ем специальный пример применения инструментов при произ­водстве психологических наблюдений. При помощи этих методов могут быть контролируемы многие явления реакций, которые нельзя наблюдать нижеописанными методами словесных отчетов. Простым наблюдением невозможно установить: усиливается ли при виде пищи действие слюнных желез или наоборот. Эти мето­ды рефлексов были общеупотребительными в русских лаборато­риях в течение ряда лет. Данные, полученные такими методами, не совсем новы, но техника методов была весьма несовершенной до появления трудов Павлова и Бехтерева. Методы могут прила­гаться как к мускулам, так и к железам. Они, в общем, зависят от следующих обстоятельств: каждый основной рефлекс тела имеет собственный стимул, его вызывающий. Выше мы обсудили неко­торые из основных рефлексов. Мы можем несколько забежать вперед и упомянуть здесь о некоторых из них. Если дотронуться до коленного сухожилия маленьким перкуционным молотком, то при этом наблюдается хорошо известный толчок ноги. Если стимулировать электрическим током подошву ступни или ее боль­шой палец, то ноги отдергивается назад или палец поднимается. Если уколоть или обжечь палец, то он оттягивается назад. Подоб­ным же образом, если рот стимулируется пищей и в особенности кислотой, слюнные железы начинают усиленно выделять свои секреты. Будем называть стимулы, вызывающие прирожденные или основные рефлексы, нормальными или адекватными, стимулами рефлексов. Перед нами вопрос: можно ли получить другие стимулы, которые затрагивали бы такой основной или прирож­денный рефлекс — можем ли мы перенести или заместить стимул не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы нахо­дим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вы­зывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. На самом деле можно спорить о том, следует ли называть такие методы методами условных реф­лексов или методами, замещающих (подставных) рефлексов. Тер­мин "условный рефлекс", по-видимому, прочно укрепился в литературе, а потому мы на нем и остановимся. Далее, мы иллюстрируем этот метод, взяв несколько простых лабораторных положений. (7)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты