Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу

Снежинки кружатся. Плавно кружатся пушинки, медленно опускаясь на землю, деревья, кусты. Дети подражают движениям снежинок, движения плавные, замедленные. Время выполнения - 3-5 мин.

Танец зверюшек. Каждый ученик - маленькая зверюшка. Каждая зверюшка исполняет свой танец, радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения - 3-5 мин.

Поглаживание шеи. И. п. - стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Поменять руки и выполнить то же левой рукой.

Дыхание в быстром темпе. Максимально глубокие вдохи и выдохи через нос в быстром темпе по 5-7 раз.

Часто первоклассники не всегда усваивают учебный материал, который им дается на уроках. Здесь может быть много причин, но есть наиболее характерные:

1. Отсутствие навыка максимально концентрировать внимание на объяснении учителя;

2. Объяснения учителя не интересны для него;

3. Отвлечение ребенка на посторонние проблемы (личные переживания, страх оказаться "плохим" в глазах окружающих, отклонения в состоянии здоровья).

Если внимание рассеивается во время работы, необходимо сначала убедиться, нет ли нарушений здоровья, вызывающих такое поведение. Если отклонений здоровья не выявлено, рекомендуется включить комплекс упражнений, требующий точности и повышенного внимания.

Винт. И. п. - стоя. Поворот корпуса влево, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении - вдох. Поворот корпуса вправо, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении - выдох.

Солнышко и тучка. Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3-4 с). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко - расслабиться, сделать глубокий выдох.

Игра с песком. Набрать в руки воображаемый теплый песок - глубокий вдох. Сильно сжать пальцы в кулак и задержать дыхание. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы, - медленный выдох. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти и пальцы.

Сосулька. Учитель читает: "У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет". Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают. Повторить 4-5 раз.

Насос и мяч. Каждый ученик - большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена. Учитель начинает "накачивать" мяч, сопровождая движения рук вверх-вниз со звуком "С-с-с". Мяч начинает надуваться, корпус выпрямляется, голова приподнимается, руки разводятся в стороны. Мяч надут. Учитель выдергивает шланг из мяча. Воздух выходит. Тело вновь обмякло. Повторить 2-4 раза.

Формирование осознания значимости своего учебного труда осуществляется в процессе всего пребывания ребенка в школе. Для формирования этого социально значимого качества личности трудно подобрать специальные физические упражнения. Здесь важен такт и педагогическое мастерство учителя. Чтобы ребенок осознал всю важность учебного труда, необходимо постоянно указывать ему на его достижения. Пусть они будут минимальными, даже мнимыми, но каждый учитель всегда найдет возможность за что-то похвалить ребенка. Похвала окрыляет, критика убивает желание трудиться. При этом не следует путать критику с необходимыми замечаниями, которые также должны быть сделаны тактично.

Грести на лодке. И. п. - стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки вперед-вверх. Одновременно с медленным выдохом наклониться вперед, руки, не сгибая, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить 4-6 раз.

Готовлюсь к урокам. Дети готовят необходимые книги, тетради, карандаши и кладут их в портфели. При этом они вслух проговаривают, что же они кладут. Учитель спрашивает, для чего необходим тот или иной предмет, поможет ли он усвоить новый материал.

Приведенные средства реабилитации первоклассники осваивают на уроках физической культуры. Все упражнения соответствуют возрастным возможностям первоклассников. Обучение упражнениям не занимает много времени. Закрепление материала и его использование осуществляется на общеобразовательных уроках, подвижных переменах, на занятиях в группах продленного дня, в домашних условиях. Последнее очень важно, и поэтому учитель должен познакомить родителей с основами использования рекомендуемых реабилитационных упражнений.

Приведенные упражнения имеют достаточно широкий спектр, и деление их по воздействию достаточно условно. Большинство из них могут формировать и внимание, и статическую выносливость, и снижать негативные проявления в поведении. Рекомендуется использовать их комплексно. Помимо их положительного "педагогического" воздействия, они прекрасно формируют "школу движений", что важно для первоклассника, и эффективно развивают основные двигательные качества - силу, быстроту, выносливость.


1.11 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками


В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности:

психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса;

развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы;

консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников;

психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы, при этом предпочтение в нашей системе отдано именно мини-групповой форме организации;

организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации. Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом могут быть выделены следующие основные этапы.

Первый этап - поступление ребенка в школу. Он начинается в марте-апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированное™ некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй "диагностический тур". Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в конце мая - начале июня.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания - это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации прежде всего проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

Второй этап - первичная адаптация детей в школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения

Организация педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.

Организация педагогической помощи детям испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же - методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

1.12 Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период


Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п.2.9 5. Санитарных правил 2.4 2 782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. №309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "... в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскур развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий. уроков-импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной' нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.

Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

Организация уроков математики.

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемешаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим" играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы/конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх, в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме).

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов.

Организация уроков окружающего мира.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.

1. Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде".

2. Разнообразие природы: экскурсии и. целевые прогулки "Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево"; подвижные игры, например, "Комнатные растения".

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, "Наш город (село)", "Дорога от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".

4. Здоровье: подвижные игры, например, "Чистота - залог здоровья".

Организация уроков музыки.

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

пластическое интонирование;

музыкально-ритмические движения;

свободное дирижирование;

игра на элементарных музыкальных инструментах;

разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства.

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока "Золотые краски осени");

экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства, например, для урока "Красота изделий народных умельцев")

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него "войти", изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда.

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как "Красота окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар". Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии. Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички".

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы", и т.д.

Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил", или урок-игру "Бумажная авиация", включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры-соревнования, например, на дальность полетов.

Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию "Искусство на радость людям" на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и пр.

Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.


2. Практическая часть


Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1 "В" класса МОУ СОШ №15 с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных цветов и степень детальности изображения.

В результате исследования я выяснила, что 13 человек из класса имеют высокий уровень адаптации. Эти первоклассники положительно относятся к школе, у них сформирована готовность к школе и готовность к школьному обучению, они проявляют интерес к учебной работе, общительны со сверстниками, воспринимают предъявленные требования. В школу идут охотно.

Школа изображена детально, количество этажей, дверей, окон соответствует реальности. Использовано от 2 до 5 цветов. Рисунок расположен на средней линии листа. Наличие детей и учителей рядом со школой и в самой школе. Изображение ребенком самого себя, идущего в школу по дорожке или поднимающегося по лестнице. Наличие пейзажного изображения, соответствующего действительности.

Средний уровень адаптации имеют 6 человек. Они положительно относятся к школе, но недостаточно выражена учебная мотивация, готовность к обучению, к систематическому соблюдению порядка и выполнению требований взрослых. Школа изображена схематично. Использовано от 5 до 7 цветов.

Низкий уровень адаптации также у 6 человек из класса. Первоклассники отрицательно относятся к школе, настроение подавлено, испытывают страх перед учителями, не имеют друзей, в школу ходят неохотно.

Школа изображена на краю листа, ниже центра. Использовано 1-2 цвета. Размер маленький, наличие штор на окнах, отсутствие людей или заменяющих их животных. Это свидетельствует о том, что ребёнок чувствует себя тревожно, ощущает враждебность со стороны окружающих, индифферентен к школе, к учебной деятельности, к новым условиям жизни.

Результаты исследования приведены в следующей диаграмме:



Таким образом, я выяснила, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей, но у некоторых неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма отмечаются лишь в начальном периоде (1-я учебная четверть), затем физиологические показатели улучшаются и повышается уровень работоспособности. Высокая работоспособность школьников данной группы сочетается с высокой учебной активностью, хорошей успеваемостью. Такие дети успешно справляются с основной своей задачей - учебной деятельностью - без ущерба для здоровья. Возможны и значительные индивидуальные колебания в сроках наступления адаптации: от 3 до 16 недель.

В то же время у части школьников на протяжении всего 1-го года обучения отсутствует четкая картина в изменениях показателей. Чаще всего отмечается разнонаправленность сдвигов, следовательно, адаптация у этих детей не приобрела достаточной силы и устойчивости и их лишь весьма условно можно причислить к адаптировавшимся за это время. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и физического развития. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям и учителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Значит, не давление, а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

В исследовании я достигла поставленной цели и выявила психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе. В результате исследования я пришла к выводу, что гипотеза подтвердилась: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.


Заключение


Таким образом, к концу первого полугодия заканчивается интенсивная педагогическая и психологическая работа по оказанию поддержки и сопровождению первоклассников в период адаптации. Первые итоги могут быть подведены и по результатам методической работы педагогов. Многим детям к этому времени уже была оказана необходимая психолого-педагогическая помощь, активная работа с ними также завершена. При этом, конечно, обязательно остаются ученики, работе с которыми не видно конца, так как они нуждаются в постоянных активных сопровождающих действиях со стороны взрослых. Итоги работы в первом полугодии могут быть обсуждены на специальных семинарах, педсоветах, совещаниях с администрацией. Чем больше сделано в этот период, тем менее трудоемкой и объемной будет работа в следующем полугодии, связанная в основном с оказанием помощи детям, не приспособившимся к новой социальной ситуации.

Во втором полугодии первого класса в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьезная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учетом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы - это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

Деятельность педагогов и психологов должна разворачиваться в следующих направлениях:

Психолого-педагогическая диагностика уровня содержания школьной адаптации первоклассников.

Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребенка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.

Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.

Организация педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности адаптации.

Организация социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.


Список литературы


1.     Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений - М.: ТЦ "Сфера", 1997

2.     Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003

3.     Обучение детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования / Под ред. О.А. Лосевой: Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР -М.: Педагогика, 1987

4.     Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 1986

5.     Ю.А. Копылов Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры. Журнал "Начальная школа" №9 2004

6.     А.С. Дмитриев Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. Журнал "Начальная школа + до и после" №8 2006

7.     Школа и психическое здоровье учащихся / под редакцией С.М. Громбаха, М: Медицина, 1988

8.     Письмо-дополнение к письму минобразования России от 25.09.200 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

9.     С.Ю. Юдина Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8 2004

10. Дети в школу собирайтесь: Книга для родителей и воспитателей детского сада / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булачева и др. - М.: Просвещение, учебная литература, 1996

11. Р.А. Данилина Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. Начальная школа №9 2002

12. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина, М., Педагогика.

13. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты