Причины, диагностика и коррекция одиночества личности

Причины, диагностика и коррекция одиночества личности










Дипломная работа


Причины, диагностика и коррекция одиночества личности


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества

1.2 Аспекты состояния одиночества личности

1.3. Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

1.4 Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациям

1.5. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

1.6 Зависимость переживаний состояния одиночества от возрастных особенностей личности

1.7 Выводы

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика экспериментального исследования одиночества личности

2.1.1 Одномерные системы измерения одиночества личности

2.1.2 Многомерные системы измерения одиночества личности

2.1.3. Использованные методики экспериментального исследования одиночества

2.2 Результаты экспериментального исследования одиночества личности

2.3 Методика коррекции состояния одиночества

2.4 Результат коррекции состояния одиночества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы. Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом и социального статуса. В современном нестабильном обществе проблема одиночества обозначилась довольно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В тоже время в настоящее время многими исследователями в различных странах отмечаются явные признаки кризисы не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.

Вопросы профилактики одиночества, подготовки молодежи к семейной жизни имеют большое значение как для здоровья и счастья личности, так и для экономического, социального и культурного развития общества. Начиная с самого раннего возраста следует развивать в ребенке чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и способность у читывать их специфические интересы.

Юность занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Данный возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований психики. Вступая в новый период жизни и деятельности, юноша занимает новую социальную позицию, именно в этой фазе развития формируется отношение к собственному “я”, отношение к све6рстникам, окружающим людям и обществу. От того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит становление социальных установок личности, вероятность возникновения и глубина переживания чувства одиночества.

Объект исследования – состояние одиночества.

Предмет исследования – индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества личности.

Цель работы – выявление индивидуально-психологических аспектов состояния одиночества личности, путем его психодиагностики и психокоррекции.

Гипотеза исследования:

- одним из основных факторов возникновения состояния одиночества является соотношение ожидаемой и получаемой оценки личности;

- склонность к состоянию одиночества является одним из важнейших конституционных свойств личности, мало меняющихся в онтогенезе;

- состояние одиночества в значительной мере является следствием предрасположенности, сформированной в детстве.

Задачи исследования:

- выявить влияние демографических и социальных факторов на состояние одиночества;

- выявить влияние личностных факторов на состояние одиночества;

- предложить методику и установить эффективность психокоррекции состояния одиночества.

Методы исследования:

- поиск, анализ, сопоставление и обобщение литературных данных;

- выявление притязаний с помощью моторной пробы Шварцланда;

- определение оценки и самооценки черт личности по Р.Б. Кэтеллу;

- завершение неоконченных предложений по разработанной методике;

- статистические методы обработки и представления результатов исследования (дескриптивный и корреляционно-регрессионный анализ).

Экспериментальная часть работы выполнена на протяжении 2002 и 2003 годов в городе Славянске Донецкой области. Выборка включала 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 61 года.

Научная новизна работы заключается в уточнении количественного влияния демографических, социальных и личностных факторов на состояние одиночества, а также в установлении связи состояния одиночества с неадекватностью оценок личности.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций по психодиагностике и психокоррекции состояния одиночества.

Структура и объем работы. Дипломная работа написана на русском языке, из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 60 страница, включает 8 рисунков, 5 таблиц, 60 источников литературы.



ГЛАВА 1. ТЕОРОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества


Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.

Герой рассказа Ги де Монпасана “Одиночество” в своем монологе говорит: ”Из всех загадок человеческого бытия я разгадал одну. Больше всего мы страдаем от одиночества, и все наши поступки, все наши страдания направлены на то, чтобы бежать от него… Иные ощущают это сильнее, другие слабее – вот и вся разница. С некоторых пор меня мучает жестокое осознание страшного одиночества, в котором я живу и от которого нет … ты слышишь? …нет спасения! Что бы мы ни делали, как бы мы не метались, какими бы ни был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий – мы всегда одиноки”.

О распространении одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество – эта многогранная и, по-видимому, комплексная проблема носит общечеловеческий характер и существует столько, сколько люди помнят себя. Она потому и вечна, что не зависит от общественно-экономических формаций, будучи присуща им всем. Однако если проблема одиночества непреходяща, то в чем видится ее острота именно сегодня?

При анализе одиночества необходимо развести одиночество и физическое состояние изолированности человека. Последнее есть поддающееся наблюдению состояние, регулированное и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции большей частью зависит от того каким значением человек наделяет это состояние. Предполагают, что изоляция должна быть мучительной, поэтому она и используется как форма наказания детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные инвалиды получали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для плодотворных открытий и, даже, саморазвития. Многим хочется время от времени “побыть одному”.

В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такое сведение упускает важнейшее обстоятельство – контекст переживаний одиночества. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообщении, в лоне семьи и даже среди друзей.

Чтоб обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтоб узнать одиночество, необходимо испытать его. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Есть доля правды в утверждении: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различного.» Одиночество уникально и невозможно дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество – только мое, никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений.

Различают экзистенциальный, культурный, социальный и межличностный аспекты одиночества, которые можно рассматривать как «иерархию масштабов» возникновения и проявления состояния одиночества.

Пример культурного одиночества – переживание иммигрантов. История США богата выражениями типа одиночества. В 19 веке многие переселенцы переезжали в эту страну группами, которые включали ближайших родственников, друзей и знакомых. Они были окружены любящими их людьми, но они были глубоко одиноки. Даже учреждение иммигрантами этнических коммун, не мешало людям говорить о своей отчужденности, отрыве от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утеряно. Понятие отчуждения не всегда адекватно отражает это переживание. Отчуждение представляет, главным образом, сложное отношение иммигрантов к их новой родине и не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вновь обрести основные идеи, нормы, учреждения, позиции и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира личности. Культурное отчуждение может быть часть или следствием неразрешенности одиночества именно в культурном измерении.

Другой пример культурного одиночества можно найти в характерной форме переживаний человека в современном мире. Современный человек в индивидуальном технократическом обществе чувствует бессилие и крайнюю безнадежность. Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения – в Японии, Америке. Это важный элемент в жизни молодежи, которая не может найти пристанище в культуре своей страны. Такой тип одиночества объединяет беды, неприятности людей, причиняя страдания культурным отчуждением и кризисом попыток идентификации. Культурные различия иногда разрушают социальные и межличностные связи. В таких случаях возникают сложные модели одиночества, как, например, в семьях и других общественных институтах, где существует так называемый «разрыв поколений». Одиночество в культурном измерении – частый «гость» мира ученных, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно если они видят свои расхождения с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой.

Социальное измерение одиночества. При изучении социального измерения одиночества понятия «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к обществу в целом. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, неприятие, остракизм, отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которое они считают очень важным и желательным для себя.

В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического (экзистенциального) и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены:

- когда человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или работу в понравившуюся ему фирму;

- когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социального нежелательными.

К перечисленным общим факторам, содействующим возникновению социального одиночества, добавляются и другие факторы, широко распространенные в современным обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня. Самые значительные из них – увеличивающуюся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Современные люди чрезвычайно заботятся о своем социальном положении. К беспокойству о социальном положении и лице добавляются сомнения, тревога относительно социальной идентичности и значения повседневных столкновений с другими людьми.

Существует много примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. На таких людей наклеиваются унизительные ярлыки преступников, неудачников, гомосексуалистов, предателей, неудобных чужаков. Однако острое социальное одиночество переживают люди, живущие не в «стороне», а на гране общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия имеют сомнительные достоинства, как принято считать, и в некоторых случаях подростки и женщины.

В современном обществе социальные факторы существенно отягчают состояние одиночества. Происходит отождествление успеха с общим признанием, социальное одиночество увязывается со стыдом человека: одиночество является индикатором неудачников, которые попали в разряд «руководимых другими», «руководимых извне». Последствия такого неразрешимого одиночества – тревога, раздражение, депрессия.

Межличностное измерение одиночества. Здесь предполагается измерение восприятие других людей, с которыми человек может установить отношение «Я – Ты», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы».

По временному признаку переживания личностью состояния одиночества различают хроническое, ситуативное и преходящее одиночество. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно проявляется в результате каких-либо стрессовых событий в жизни человека, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Переходящее чувство одиночества выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.


1.2 Аспекты состояния одиночества личности


Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Физическая изолированность не отражает, а часто и не является причиной одиночества, скорее, речь идет о нарушении связи внутреннего мира человека и его социального окружения. С другой стороны, беспрерывное взаимодействие и бесконечное общение тоже не противостоит одиночеству, а иногда и порождает его. Одиночество в толпе так же имеет место в нашей жизни, как и счастье в пустыне.

Философы, психологи и врачи, обсуждая проблему одиночества сталкиваются с определенными трудностями. Во-первых, конкретный смысл понятия «одиночество», как изолированность от людей, однобок и неточен. Такие чувства и эмоции, как страх, тревога, грусть, оторванность, ненужность, угнетенность часто определяются человеком как одиночество. Возможно все – это причины возникновения одиночества, возможность – следствия, возможно – его компоненты.

Во-вторых, одиночество – сугубо личностное переживание, к тому же имеющее весьма неопределенные внешние проявления – и психические и соматические. Поэтому получаемые данные – это описание человеком субъективных чувств и переживаний в связи с какими-то событиями, которые он определят или именует как «одиночество». В определенный период жизни благодаря книгам, кино и учителям в нашем сознании возникает образ того, что мы начинаем именовать одиночеством. Этот образ, как и само понятие, весьма индивидуально, многоаспектно, иерархично.

В-третьих, данных о дальнейшей жизни клиентов, прошедших курс коррекции чувства одиночества, либо не систематизированы, либо отсутствуют. Неясно, возвращается ли подобное чувство, чем оно провоцирует и как переживается.

Цель данной работы – обзор исследований наиболее завершенных методов диагностики и терапии и выделение общих для всех понятий, признаков, тенденций и походов в отдельную структуризированную форму с пониманием механизма и причин возникновения одиночества.

Вот некоторые отрывки из работ различных ученых и философов, позволяющие бегло проследить путь и направление, в котором начиналось и продолжается движение в исследовании одиночества.

«Человек одинокий, другой нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством…» (Екклесиаст. Ветхий завет (4.8). Драматизм утраты живительной связи человека с миром людей, пронизывает библейский текст. Отчаянье и безысходность заставляет искать способ преодоления одиночества – «диалог» с Всевышним.

«Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, скажем, матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, боюсь!» – «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». (З. Фрейд, 1916 – 1917). Это одно из немногих высказываний З. Фрейда по поводу одиночества. Хотя с этой темой отчасти переплетается его идея об «океаническом чувстве». З. Фрейд опираясь на тот факт, что индивид до рождения окружен материнскими водами, находясь в безопасности, комфорте и одиночестве, делает вывод: человек испытывает ностальгию по тому уютному состоянию. По его мнению сон, фантазия, медитация, (а это, несомненно, один из видов переживания одиночества) – это возвращение к утраченным истокам.

«Долгое отсутствие эмоциональных и физических контактов, может иметь для человека фатальный исход. И сенсорная, и социальная депривация одинаково пагубно влияют на людей, являясь причиной временных психических нарушений». И далее: «Постоянно присутствующее стремление к физическим и социальным контактам заставляет человека иногда довольствоваться едва уловимыми, символическими формами их проявления, что можно определить как потребность в признании» (Э. Берн «Игры в которые играют люди»). Данное утверждение Э. Берн использовал для объяснения понятия «сенсорный голод» и оно не совсем относится к исследованию одиночества, но по сути, является очень важной для дальнейшей работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты