Причины страхов младших школьников и способы их коррекции

"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

·                   когда остаёшься один;

·                   падения;

·                   заболеть, заразиться;

·                   умереть;

·                   того, что умрут твои родители;

·                   каких – то людей;

·                   мамы и папы;

·                   того, что они тебя накажут;

·                   Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Невидимок, Скелетов – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей;

·                   опоздать в школу;

·                   перед тем как заснуть;

·                   страшных снов;

·                   темноты;

·                   волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

·                   машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);

·                   бури, ураганов, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

·                   когда очень высоко (страх высоты);

·                   глубины;

·                   замкнутого пространства;

·                   воды;

·                   огня;

·                   пожара;

·                   воин;

·                   больших улиц, площадей;

·                   врачей (кроме зубных);

·                   крови;

·                   уколов;

·                   боли;

·                   неожиданных резких звуков;

Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 26 детей 9 – 10 лет, из них 12 мальчиков и 14 девочек.

Полученные данные представлены в виде таблице:

Среднее количество страхов.



возраст

девочки

мальчики

9 лет

10

7

10 лет

10

7


Мы видим, что по сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше.

В исследовании был использован тест: Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "ДА" или "НЕТ".

Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилию и класс. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ "+" если вы согласны с ним, или "- если не согласны.

Вопросы:

1.                 Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.                 Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.                 Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.                 Снится ли тебе временами, что учитель в ярость от того, что ты не знаешь урок?

5.                 Случалось ли, чтоб кто – нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6.                 Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?

7.                 Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.                 Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупою ошибку?

9.                 Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.            Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11.            Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.            Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13.            Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правили, не выбирают?

14.            Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.            Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16.            Сильно ль ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17.            Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.            Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.            Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.            Похож ли ты на своих одноклассников?

21.            Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22.            Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?

23.            Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24.            Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по – дружески?

25.            Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами одноклассников?

26.            Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.            Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.            Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.            Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто – нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.            Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребятам относятся с особым вниманием?

31.            Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что – то, что тебя задевает?

32.            Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?

33.            Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников на обращают на тебя внимание?

34.            Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.            Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36.            Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37.            Волновало ли тебя когда – нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.            Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39.            Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40.            Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что о тебе в это время другие?

41.            Обладают ли способные ученики какими – то особыми правами, которых нет у других ребят?

42.            Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?

43.            Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.            Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?

45.            Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46.            Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.            Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.            Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49.            Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50.            Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51.            Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52.            Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53.            Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.            Снилось ли тебе, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55.            Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.            Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57.            Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.            Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например на 58 вопрос ребёнок ответил "да" в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ "нет" Ответы несовпадающие с ключом - это тревожность

При обработке подсчитывается.

·           Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой.

·           Число совпадений по каждому из пяти факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также как в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющее наличие тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.


Факторы

Номера вопросов

1 Общая тревожности в школе.

2, 4, 7, 12, 16,21, 23, 26, 28, 46, 47. 48, 49. 50, 51, 52, 53. 54. 55. 56. 57, 58.

Е = 22

2. Страх ситуации проверки знаний.

2, 7, 12, 16, 21, 26.

Е = 6

3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

3, 8, 13, 17, 22.

Е = 5

4. Проблемы и страхи а отношении с учителем.

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.

Е = 8

5. Низкая физическая сопротивляемость стрессу.

9, 14, 18, 23, 28.

Е = 5


Ключ к вопросам.

1.                  

2.                 –

3.                 –

4.                 –

5.                 –

6.                 –

7.                 –

8.                 –

9.                 –

10.            –

11.            –

12.            +

13.            –

14.            –

15.            –

16.            –

17.            –

18.            –

19.            –

20.            –

21.            +

22.            –

23.            +

24.            –

25.            +

26.            +

27.            –

28.            –

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты