Причины подростковой агрессивности

Причины подростковой агрессивности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Вятский государственный гуманитарный университет"

Исторический факультет

Кафедра психологии







Курсовая работа по психологии

на тему:

"Причины подростковой агрессивности"





Работу выполнил студент 2 курса

заочной формы обучения

специальности 050401.65 История

Ревякин Олег Петрович






Киров 2009

Оглавление


Введение

1. Понятие агрессивности

2. Причины подростковой агрессивности

3. Методы решения проблемы подростковой агрессивности

3.1 Профилактика агрессивности и смена приоритетов

3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка

3.3 Работа педагогов

Заключение

Список литературы


Введение


Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современности. Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду. Агрессивность подростков неотъемленная черта современного общества. Конец XX начало XXI вв. ознаменовались резким ростом агрессивного поведения и преступности среди молодёжи. Подростки занимаются рэкетом, входят в состав организованных преступных организованных преступных формирований от уголовной направленности до военно-политической (экстремистской).

Изменение общественно-политического устройства нашего государства, повлекло за собой расслоение населения по имущественному принципу и как следствие раскол общества на два потенциально враждебных лагеря. Открытость границ и отмена цензуры в СМИ породили проникновение в массовое сознание различных религиозных учений резко противоположной направленности и порой крайне деструктивного содержания. Беспрепятственное распространение в конце 80-х, в 90-х годах прошлого столетия вполне на первый взгляд безобидных западных культов хиппи и Панков породили рост наркомании, а увлечение оккультными науками и распространение литературы на эту тему вылилось в появление сатанинских сект с настоящими человеческими жертвоприношениями. Политическая борьба партий так же вызывает взаимную вражду между рядовыми членами общества. Время от времени мирные манифестации заканчиваются массовыми беспорядками погромами. Разогретая алкоголем молодёжь, подстрекаемая "взрослыми дядями" имеющими свои корыстные цели часто ни чего не имеющими общего с народными интересами, идёт расправляться со своими мнимыми врагами: иностранными студентами и уличными торговцами. При этом, поддавшись инстинкту толпы не задумываясь о том, что их настоящие враги сидят в роскошных апартаментах и ездят на шикарных Авто в сопровождении охраны, а порой занимают государственные должности.

Милиция в это время избивает взбесившихся пьяных студентов и садит их в каталажки, вместо того чтобы искать настоящих виновников всего, что происходит в обществе. Люди, видя несправедливость, ещё больше ожесточаются. Зло порождает зло.

Но, тем не менее, нельзя утверждать, что феномен агрессивности порождение последних десятилетий. Агрессия, как индивидуальная, так и коллективная сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Это семейные конфликты, и межплеменная, религиозная и национальная рознь. Борьба за ресурсы и жизненное пространство, как между государствами, так и между отдельными корпорациями.

По мнению большинства исследователей, способность к агрессии, есть неотемлимое свойство личности, обеспечивающее реализацию защитных механизмов. Она необходима для защиты индивида в неоднозначных ситуациях. На протяжении всего существования жизни на земле выживал тот вид живых существ, который был агрессивнее своих конкурентов и умел противостоять враждебным силам.

В то же время проявление агрессии может быть адекватно – как механизм защиты, так и, неадекватно – как средство беспричинного насилия по отношению к другому субъекту, порой только лишь ради развлечения (свойственно только человеку).

Агрессия является объектом исследования в различных областях знаний: философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др. До сих пор эта проблема остаётся актуальной и открытой для исследования.

Особенно интересны причины проявления актов неадекватной агрессии. Люди, казалось бы, занимающиеся одним делом и имеющие общие интересы и убеждения порой готовы уничтожить друг друга. Особенно это заметно в замкнутых коллективах (армия, места лишения свободы, интернаты). Попытка найти причины и объяснить агрессивные действия затрудняются их неоднозначным толкованием, как в среде обывателей, так и в профессиональных коллективах. Это мешает выработать эффективные меры воздействия направленные на ликвидацию агрессивного поведения.

Проблема агрессивности мало изучена теоретически. Ей занимались многие, как отечественные, так и зарубежные учёные, но единого мнения по данному вопросу до сих пор нет. Можно даже больше сказать: количество мнений по данному вопросу равно количеству исследователей. Настолько эта проблема сложна и многогранна. Имеет неоднозначность решений, схем анализа и приоритетов объяснений.

В центре внимания исследователей лежат также аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы её усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Как уже говорилось выше актуальность проблемы агрессии в современном российском (и не только) обществе возрастает. Мы уже привыкли к когда-то шокирующим известиям о массовых убийствах и актах терроризма, бродяжничестве, наркомании и алкоголизме (особенно среди молодёжи).

В 80-х годах прошлого столетия на телеэкранах страны появился итальянский сериал "Спрут", повествующий о злодействах итальянской мафии. Советские телезрители смотрели его как страшную сказку о заграничной жизни. И скажи в то время кому ни будь из обывателей, что через десять лет на улицах Москвы и других русских городов будет то же самое, ни кто бы не поверил, а говоривший это оказался бы пациентом ближайшей психушки. Тем неменее мы наблюдаем воочию сбывшиеся пророчества этого "психа". Экраны наших телевизоров заполнили отечественные сериалы, сюжет которых, уже намного круче сюжета саги о комиссаре Корридо Катании. И всё это воспринимается в порядке вещей.

В такой обстановке растут и воспитываются наши дети. Некоторые современные дети не знают кто такой Чебурашка и Кот Матроскин, зато им хорошо знакомы Ботмэн и Ниндзя-черепашки.

Мы спрашиваем себя, почему в обществе растёт насилие? И в то же время включаем детям мультфильмы с подобными персонажами. Традиционные формы работы семьи, школы, правоохранительных органов, общественных организаций по предупреждению правонарушений среди подростков не дают желаемых результатов. А почему? Да потому вероятно, что они сами основаны на насилии (особенно это касается наших правоохранительных органов).

Чтобы найти решение проблемы агрессивности нам необходимо всесторонне изучить и понять все существующие её аспекты и причины.

В данной работе мы рассмотрим проблему подростковой агрессивности, причины её возникновения, проявление, виды и факторы их провоцирования. А также постараемся найти пути борьбы с этой проблемой.

Объектом исследования являются подростки. Предмет – проявление агрессии в поведении подростков среднего и старшего возраста. Проблема – увеличение проявлений подростковой агрессии и отсутствие целенаправленной профилактики её снижения. Цель – выявление причин и фактов, влияющих на проявление и увеличение подростковой агрессии. Способы выявления агрессивных подростков.

Задачи:

– анализ понятия подростковой агрессивности;

– дать характеристику подростковой агрессивности, как возрастной и психолого-педагогической проблемы;

– найти способы профилактики агрессивного поведения подростка;

– найти на основе анализа уровня агрессивности особенные и типичные черты поведения агрессивного подростка;

Методы: анализ теоретических источников.

1. Понятие агрессивности


Что же такое агрессия и агрессивность? Для начала разберёмся, что же означают данные понятия.

Агрессия происходит от латинского слова "aqqressio" – нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии даётся два определения:

1.    "Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства".

2.    "Открытая неприязнь, вызывающая враждебность".

В этом же словаре даётся определение слову агрессивный:

1. Наступательно-захватнический.

2. Враждебный и вызывающий.

3. Оказывающий вредное воздействие.

В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б.Г. даётся определение:

Агрессия – это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу.

Агрессивность – устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде.

Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная.

Аффективная – краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход.

Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства.

Импульсивная – агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов.

Экспрессивная – ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим.

Целенаправленная – агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого.

Целенаправленная – осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.

У подростков с тяжелыми формами агрессии (сверхценно-бредовой и импульсивной) с детства отмечаются страхи, носящие беспредметный либо бредовой характер. Такие страхи возникают внезапно, без причины. Характерен немотивированный страх темноты. Появляется ощущение "угрозы", страх смерти. Могут возникать иллюзии, рудиментарные галлюцинации: так, подросток, проявляющий садистскую агрессию к родителям и бабушке (угрожал их "зарезать", "запрещал" матери дышать и т. д.), в более раннем возрасте испытывал страх темноты, стоявший в комнате стул принимал за "маньяка". (Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.)

Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб.

Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесных оскорблений и применения физической силы. (Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)

Агрессивные действия – деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения.

Формы проявления агрессивных действий:

Физическая – нанесение телесных повреждений;

Вербальная – словесное проявление агрессивности.

Прямая и косвенная аутоагрессивная – самообвинение, самоунижение, самоубийство.

Враждебная – причинение вреда.

Инструментальная – использование агрессии для достижения какой либо цели.

Существует ряд теорий агрессии.

1.Теория инстинкта (З.Фрейд) – в основе лежит врождённая способность к агрессии.

2. Теория побуждения – подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.

3. Теория смещённой агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии проецируя её вовне, например если вас обидел сильный, то проще отыграться на слабом, чем вступить в борьбу с обидчиком (под данную теорию попадает проблема армейской дедовщины).

Когнитионая (познавательная) теория – предполагает наличие когнитивно-аффективного маховика. Характер интепритации (толкования) человеком, чьих либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. Например, в общественном транспорте в "час пик" мужчина очень тесно из-за давки прижался к женщине, она может отнестись к этому неадекватно, посчитать его за маньяка и оказать сопротивление расцарапать лицо или ударить по голове сумочкой.

Теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например вплоть до XIX века среди дворянства бытовало мнение, что их честь находится на кончике шпаги и находились субъекты, которые даже в невинной шутке усматривали оскорбление и дело кончалось дуэлью. Или другой пример ребёнок будучи ещё совсем маленьким понимает, что дракой легче добиться своих прав или навязать своё мнение сверстникам. Данная теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

По мнению Э. Фрмма существует два вида агрессии:

1.                 Злокачественная, представляющая собой жестокое и детруктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

2.                 Доброкачественная – появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность минует, доброкачественная агрессия затухает.

В данной главе мы рассмотрели понятие агрессии и агрессивности, а так же выделили несколько теорий агрессивности. По мнению большинства специалистов "теория социального научения" даёт больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

Агрессивные действия могут выступать в качестве.

– средства достижения значимой цели;

– способа психологической разрядки, как в форме атаки на "козла отпущения" так и в виде собственного участия или наблюдения за агрессивными фильмами и играми;

– способы удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.


2. Причины подростковой агрессивности


Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических – половое созревание и психологических – появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты