Природа внимания и его роль в педагогическом процессе

Природа внимания и его роль в педагогическом процессе

Ростовский государственный строительный университет

кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

 

реферат

 

 

 

на тему: “Природа внимания и его роль в педагогическом процессе”.

 

 

Выполнила: Кильп О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2000

Содержание

1. Очерк теорий внимания.                                                      3

2.Психология внимания.

2.1. Внимание и его свойства.

2.1.1. Функции и эффекты внимания.                             7

2.1.2. Свойства внимания.                                                8

2.2. Типы и виды внимания.

2.2.1. Существующие классификации.                            11

2.2.2. Непроизвольное внимание.                                    12

2.2.3. Произвольное внимание.                                        16

2.2.4. Послепроизвольное внимание.                               18

2.3. Физические проявления внимания.                             18

2.4. Рассеянность.                                                                19

3. Внимание в педагогическом процессе.

3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного внимания.                                                                       21

3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий.                                                                                        25

Список литературы.                                                            28.

1. Очерк теорий внимания.

Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Права автора первой научной системы психологии и, одновременно, основания психологии внимания принадлежат В. Вундту (ассистенту Г. Гельмгольца).

В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным исследованиям. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.

Изучение внимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. Особую группу образуют исследования психофизиологических показателей внимания. К авторам, работы которых имеют фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе.

На вопрос о природе внимания разные мыслители отвечали весьма различно, их мнения могут быть сведены к следующим основным учениям.

Внимание как результат двигательного приспособления.

Эффект внимания состоит в том, что некоторое ощущение или идея получает особую интенсивность и ясность сравнительно с прочими ощущениями и идеями; притом эта особая интенсивность и ясность находятся до известной степени, в нашей власти, т.к. мы можем по желанию переносить внимание с одного предмета на другой. Этот волевой характер внимания навёл на соображение, что во внимании мы имеем мускульное движение. Что касается ощущений, то ясно, что их сила и ясность зависят от положения воспринимающего органа в отношении к внешнему раздражению и что движения, приспособляющие этот орган к условиям наилучшего восприятия, должны иметь следствием усиление и уяснение ощущения. Что касается идей или воспоминаний, почти в каждую из них входит в том или ином виде двигательный элемент, так что восстанавливая это движение, мы тем сообщаем и всей идее особую интенсивность. Таковы характеные черты моторной теории внимания (Мэн де Бирон, Фриз, Бэн, Феррьер, Льюис, Уиэн).

Внимание как результат ограниченности объёма сознания.

Сущность теории (Гербарт, Гамильтон) состоит в том, что если одно из представлений особенно интенсивно, то прочие тем самым вытесняются из сознания. Интенсивность представления объясняется силой впечатления и степенью восприимчивости к нему субъекта. Объём сознания определяется известным числом представлений или числом их и степенью противоположности.

Внимание как результат эмоции (Броун, Милль, Вайтц, Горвиц).

Как говорил Дж. Милль: не потому представление интенсивно, что оно сосредоточило на себе наше внимание, но внимание есть не что иное, как выражение интенсивности или интересности представления. Т.к. интересными состояниями являются для нас эмоции или разнообразные чувствования удовольствия и неудовольствия, то внимание есть результат именно эмоций или эмоциональной окраски данного представления; чем эта окраска резче, тем представление интереснее для нас, тем внимательнее мы к нему.

Внимание как результат апперцепции (Лейбниц, Вольф, Кант, Гербарт).

Теория понимает апперцепцию в акте самосознания, который состоит в приведении в связь вновь воспринятого с тем, что уже осело в душе из предыдущих опытов. Интенсивность рассматривается как первичный эффект внимания. Апперцептивное внимание обусловлено возникновением соответственных воспоминаний.

Внимание как усиление нервного раздражения (Декарт, Бонн, Мюллер, Мейнерт, Леман).

Усиление нервной раздражительности есть результат волевого удержания представления, Леман объясняет изменённую раздражительность рефлекторным приливом крови к месту раздражения.

Внимание как особая активная способность духа.

Различают две формы этой теории - одну старую, представителями которой были шотландские психологи Рид и Стюарт, и другую, новую, поддерживаемую американскими психологами Джемсом и Бальдвином. Согласно первой теории, внимание рассматривается как влияние воли на разумение. При этом сам Рид признаёт, что невозможно понять, каким образом воля направляет наши мысли: это факт, но факт столь же непостижимый, как тот, что воля приводит в движение наше тело.

Согласно второй теории, внимание есть чисто духовная активность и что воля прямо влияет на силу данных представлений и это влияние есть первичное, дальнейшим образом не разложенное психическое действие. Общей чертой этих теорий является утверждение, что волевые движения должны быть объясняемы из волевого внимания, а это последнее не объяснено.

Теория первого подавления (Рибо, Марилье, Феррьер).

Исключительное преобладание одного представления над другим объясняется тем, что лежащий в основе первого физиологическтй нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего и является факт особой концентрации сознания.

2. Психология внимания.

2.1. Внимание и его свойства.

2.1.1. Функции и эффекты внимания.

Внимание невозможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности. В основу самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта.

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона и свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

На современном этапе под вниманием понимают направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания следующие:

- функции отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

- функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий;

- функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, оттесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления есть основной эффект внимания, отсюда происходят второстепенные эффекты:

- это представление благодаря его большой сознаваемости становится для нас раздельнее, в нём мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания);

- оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект);

- в некоторых случаях впечатление делается для нас сильнее: слабый звук, выслушиваемый с вниманием, кажется несколько громче (усиливающий эффект).

2.1.2.Свойства внимания.

Выделяют качества внимания: концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте; объём - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно (у взрослого 4-6), объём зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязь) и профессиональные навыки самого субъекта; переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; с переключением связаны два разнонаправленных процесса - включение и отключение внимания; переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием , и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте, устойчивость определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

Сосредоточение внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в одном направлении. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и её следствием.

Никто не может непрерывно сосредотачивать внимание на не изменяющемся объекте мысли, объект внимания должен изменяться. Объект зрения с течением времени становится невидим, объект слуха перестаёт быть слышим, если мы будем неподвижно направлять на него внимание.

Внимание, будучи предоставлено самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому, как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание вопреки нашей воле переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определённом объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нём всё новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону. Эти слова применимы и к вниманию в области интеллектуального разнообразия.

Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приёма информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

Важной особенностью объёма внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.

Углубления в деятельность, иногда доходящие до уровня полной поглощённости, отстранение от внутренних и внешних помех, попытки схватить вниманием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях, сопровождаются особым чувством активности, эмоциональная окраска которого может быть как положительной, так и отрицательной (интерес и даже наслаждение или напротив, тягостное и даже мучительное напряжение). Это переживание может быть большим или меньшим, приятным или неприятным, но так или иначе, оно свидетельствует о какой-то работе, дополнительной к основному потоку желанной или вынужденной деятельности. Одни задачи требуют значительного внимания или умственной энергии, другие же решаются легко, без усилия и не требуют затрат. Общий объём усилий внимания, которым мы располагаем и распоряжаемся по собственному усмотрению, ограничен. Мы можем увеличивать своё внимание лишь до определённого предела. Особенно ярко ограниченность внимания проявляется в ситуациях одновременного выполнения двух или более действий. Если внимания требуют две задачи, то одновременно они рассматриваются хуже, чем по отдельности. Поэтому внимание представляет собой как бы личный, имеющийся у каждого человека определённый капитал, который следует расходовать бережно и эффективно. Сумма усилий, затрачиваемых на выполнение какой-то новой и сложной деятельности, уменьшается по ходу практики и тренировки практически до нуля.

2.2. Типы и виды внимания.

2.2.1. Существующие классификации.

Исходя из разных свойств внимания, различают разные типы внимания: 1) широкое и узкое внимание в зависимости от объёма; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.

Можно указать следующие виды внимания, если оно относится: а) или к восприятиям (внимание чувственное), б) или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное).

Внимание может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственным - в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе без всякого отношения к чему-нибудь постороннему, а опосредованным - когда объект внимания лишь путём ассоциации связан с непосредственным вниманием, носит название апперцептивного внимания.

Также внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным. Мы делаем сознательные усилия для направления нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь интересом. Непроизвольное внимание при восприятии бывает апперцептивным в том случае, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным по природе, связано с такими впечатлениями предшествующим опытом и воспитанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внимания.

Различие внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят ещё у Аристотеля. Однако, полное и всесторонне описание всех разновидностей и свойств произвольного и непроизвольного внимания было проведено только в 18 столетии. Обсуждение волевого характера внимания продолжалось и позже. Так, у. Гамильтон упрекал Т. Рида и Д. Стюарта за то, что они рассматривали только произвольную форму внимания. В отличие от них он говорил о трёх видах внимания: первый - простой, жизненный и непродолжительный акт, второй - определяемый желанием акт, который несмотря на непроизвольность, может быть задержан нашей волей, третий - акт, намеренно детерминированный волей.

2.2.2. Непроизвольное внимание.

Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное. Первая форма - основная. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации.

В случае непроизвольного внимания замечается сосредоточение всего тела на объекте внимания (внимание требует объекта, это не чисто субъективное изменение, это познание, известное состояние ума), глаза, уши, иногда руки сосредотачиваются на нём, все движения приостанавливаются. Личность захвачена, т.е. все стремления данного лица, вся его энергия направлены к одному и тому же. Приспособление физическое или внешнее служит признаком приспособления психического, т.е. внутреннего.

В случае внимания произвольного приспособление тела часто бывает неполное. Перерывы в приспособлении физическом свидетельствуют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захвачена лишь отчасти и только по временам.

До сих пор, пока мы ещё не имеем дела с воспитанием и различными искусственными мирами, внимание непроизвольное является единственно существующим. У большинства животных и у маленьких детей не наблюдается иной формы внимания.

Как человек, так и животное непроизвольно обращают своё внимание только на то, что его касается, что интересует его, что вызывает в нём состояние приятное, неприятное, смешанное. Т.к. стремления наши глубоко лежат в нас самих и выражают сущность нашей личности, наш характер, то из этого следует, что и характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или по меньшей мере, его стремления.

Побудительные причины непроизвольного внимания находят в особенностях его объектов - специфических характеристиках впечатлений органов чувств, мыслей, образов памяти и воображения.

К числу особенных воздействий извне, вызывающих непроизвольное внимание, относится сила раздражителей (по Павлову две сигнальные системы - внешние раздражители и слово), например, яркий свет, громкий звук.

Вызывают непроизвольное внимание также движения, изменения в предметах, их новизна, контрасты, внезапность. Состояние неожиданности или изумления есть усиление непроизвольного внимания. Чувство неожиданности или в резкой форме изумление, есть толчок, вызванный чем-либо новым и непредвиденным, что заставляет эти предметы рассматривать со вниманием.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекают громкие звуки, яркий свет, сильные боли и едкие запахи, резкие вкусы, холод и жар, интенсивные точки и т.д. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. С другой стороны, внимание привлекает внезапное, новое, неожиданное и странное - всё, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Диапазон и сила чувств, испытываемых человеком в случаях вынужденного внимания довольно велики. Если субъект сопротивляется отвлечению, то внимание сопровождается удивлением или неудовольствием. Если же намеренно или по обыкновению он остаётся пассивным, погружаясь в процесс переживаний, то характер эмоций определяется содержанием объекта внимания. Привлечение внимания может перейти в развлечение, доставляющее в одних случаях удовольствие и наслаждение, в других же - отвращение и ужас, а иногда смесь того и другого.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты