Практический психолог и эффективность кадров

Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.

Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или мень­шего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз  профессионально-трудовая  деятельность  (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые пос­ты — места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).

Одним словом,  мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой про­изводится нечто, составляющее предмет  потребления в об­ществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61—68), то есть труд в принципе произво­дителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).

Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепро­фессиональной подготовки), а именно особенное и уникаль­ное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь  к вопросу метода, Климов  признает, что текст описания профессии, повест­вующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и ус­ловиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представ­лен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц та­кого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.

Вот почему в качестве первого и простейшего метода по­лучения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов  прибегает к анализу профессиограмм как докумен­тов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксирова­ны, объективированы свойства субъекта деятельности и об­ласти приложения его сил. Поскольку авторы профессио­грамм, рассматриваемых  как исходный, уже «собран­ный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они экспер­ты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, до­пустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных ме­тодических принципа:

·        принцип незнания «собирателем материала» общего за­мысла и гипотез исследования;

·        принцип использования экспертных оценок, или сужде­ний компетентных судей. Этим вторым пунктом  работа Климова  несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом»,  который применяется в социальной психологии (27).

Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методичес­кая уловка, которая, как он надеется, поможет  лучше почувст­вовать и заметить особенности и перспективы совершенство­вания собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).

Образ мира, «представление мира» это — «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «об­разом мира», нельзя выспросить человека, а нужно рекон­струировать этот образ по косвенным источникам, в частнос­ти по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.

Климов предлагает следующую методику анализа  профессиограмм:

1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые едини­цы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» — «мир», «универсум»), на котором субъект профес­сионального труда подается читателю.

2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще­ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка­тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про­текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет­воряющий исследователя (27).

Также говоря о программе рассмотрения образа мира про­фессионала  Климов полагает полезными следующие ее пунк­ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям — продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным — без внешнего стимула — высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).

1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

§        в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,

§        в жизни своей контактной группы на работе,

§        в жизни своего широкого (незримого) профессионального

§        сообщества,

§        в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес­ки волнующих событий:

§        в существовании природы на Земле,

§        в существовании нашей планеты, ее природных регионов,

§        в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен­ное).

4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю­чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со­бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).


Тип «человек — человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):

 Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны­ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо­настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив­ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос­ти в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это преж­де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен­ности разных народов.

Международные отношения — это прежде всего деловые — политические, торгово-экономические, общекультурные — взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памят­ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду­ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь­ное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае­мый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе­ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро­ваны при этом представления о разновидностях людей (и де­ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от­личаемые люди).

Чтобы дать  более полное представление о харак­тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей — «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего­ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от­формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:

Внешние проявления работы — это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз­начается общими понятиями — «обеспечивает», «пресекает» и пр ).

Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо­ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво­вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.

Нормативное — это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.

Люди: это и подопечные, и нетрезвые водители, и прооперированные больные, и просто «лица» и пр.

Обстоятельства работы — это психологический климат, си­туации нервно-психического напряжения, необходимость быст­ро переключаться с одного вида деятельности на другой, ра­бота в вечерние часы и выходные дни.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать не­которую упорядоченность общественным процессам сообраз­но поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в про­фессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и даже одежды

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются  сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас­смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен­ной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобно­му для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, по­нятности содержания высказываний, реплик.

Самое главное в области познавательных процессов пред­ставителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная  душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характе­ра человека, к его поведению, умение или способность мыслен­но представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо­жет стать все лучше и лучше.

Требуется и очень важна способность сопереживать друго­му человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен­ность эмоционального склада личности сводится к способнос­ти заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведе­нию, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчи­вость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспоко­енность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение к снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, об­раза мыслей.

Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моде­лировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, на­оборот, объединений.

Особенности саморегуляции представителей рассматривае­мого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершен­ствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, разви­тия, заставлять себя быть в курсе текущих общественных со­бытий. В противном случае рушится взаимопонимание с окру­жающими. Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вмес­те с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа яв­ляются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физи­ческие недостатки, как это ни печально, нерасторопность, из­лишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так».

Приведенные ниже пять обобщенных характеристик следует рассматривать как самое ориентировочное, «контур­ное» приближение к интересующей нас действительности. Задача профессиоведения на будущее состоит не в том, чтобы их «шлифовать» и пр., а в том, чтобы строить множество более конкретных характеристик определенных профессий и профессионалов, которые никогда не могут во всем согласо­вываться с типовыми представлениями. Для информационного обеспечения практики профессионального самоопределе­ния и руководства развитием человека как субъекта профес­сиональной деятельности нужна не только «контурная карта мира профессий», но и некая постоянно совершенствуемая, обновляемая энциклопедия или «база данных» вполне кон­кретных описаний профессий, специальностей, занятий и со­ответствующих нормативных, идеальных вариантов типов профес­сионалов.

Выше была приведена очень обобщенная, типовая характеристика субъекта деятельности в разнотип­ных профессиях. Но типовое, как отмечалось, не во всем сов­падает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему может и противоречить. Вот почему, по замечанию Климова,  «совершенно необхо­димо учиться и уметь провести специальное изучение частно­го случая — профессионала или профессии, которые нас в данный момент могут интересовать. Для этого нужна, прежде всего, некоторая схема-программа (перечень вопросов, кото­рые полезно не упустить при рассмотрении частного казуса)» (23, с.179).

 Вывод.

Во французской школе возникла и развивалась концепция социальных представлений, структура которых представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой.

В отечественной психологии разрабатывалось понятие образ мира, введенное А.Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о своей деятельности и т.д. Е.А. Климов выдвигает идею, что в основе типизации образов мира может лежать профессиональная деятельность. Исходя из этого, он предлагает обобщенные характеристики разнотипных профессионалов и говорит о необходимости изучения частных представлений различных групп профессионалов.



1.2  Образ будущей профессии у студентов вуза.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный   процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание  теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате  образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста (18).

H.Н. Нечаев и другие (2, 34) рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания – факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной  констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А.Решетова и  В.Д.Шадриков в своих исследованиях (40;  52) подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной   характеристикой   процесса   профессионализации.   Такой характеристикой   являются   структуры   профессионального   сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрированно и системно.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет сис­тему общих ориентиров в общественном и индивидуальном со­знании людей.»(38, с.3). Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их професси­ональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентифи­кации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «иде­альный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профес­сии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (там же).

Зиброва С.В.  исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны.

В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры  сознания для  профессионального становления  связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов (12, 29). А.В.Запорожец отмечает, что «под образом, в широком смысле, следует понимать не только конкретные, но и общие представления, а также абстрактные понятия» (17, с. 377). В работах А.Н.Леонтьева  (30) была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной  из форм  которой  является  профессиональная  деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа (18). Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии (18).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты