Биофизическое совершенствование человека
Содержание
1. Биофизическое развитие человека
2. Антропология
3. Деятельность
4. Сознание
5. Культура
6. Соотношение биологического и социального
Словарь терминов
Список литературы
1. Биофизическое развитие человека
Возрастная периодизация
Стадия |
Возраст |
Особенности |
младенчество (1) |
0 - 1 |
Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. |
стадия раннего детства (2) |
1 - 3 |
Связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». |
стадия дошкольного возраста (3) |
3 - 5 |
Ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. |
младший школьный возраст (4) |
6 - 11 |
Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. |
подростковый возраст (5) |
12 - 18 |
Формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. |
молодость (6) |
19 - 35 |
Для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. |
взрослость (7) |
35 - 50 |
Взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. |
старость (8) |
после 50 |
Происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. |
На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
Стадии |
Радиус значимых отношений |
Основной выбор или кризисное противоречие возраста |
Позитивные «новообразо-вания» возраста |
Деструктивные «новообразова-ния» возраста |
1. Младенчество |
Мать |
Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности |
Базисное доверие, надежда |
Уход от общения и деятельности |
2. Раннее детство |
Родители |
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений |
Воля |
Навязчивость: импульсивность или соглашательство |
3. Возраст игры |
Семья |
Личная инициатива против чувства вины и страх порицания |
Целеустрем-ленность, целенаправ-ленность |
Заторможенность |
4. Школьный возраст |
Соседи, школа |
Предприимчивость против чувства неполноценности |
Компетентность, умелость |
Инертность |
5. Подростки |
Группы сверстников |
Идентичность против смешения идентичности |
Верность |
Застенчивость, негативизм |
6. Юность |
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники |
Интимность против изоляции |
Любовь |
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений |
7. Взрослость |
Разделен-ность труда и общий дом |
Производительность против застоя, поглощенности собой |
Забота, милосердие |
Отверженность |
8. Старость |
Человечество - «мой род» |
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения |
Мудрость |
Презрение |
Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)
Стадия |
«+» |
«-» |
Стадия 1 младенчество |
базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни |
базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет |
автономия, самостоятельность, опрятность, воля |
сомнение, стыд, зависимость от других |
Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет |
инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность |
пассивность, подражание образцам, вина |
Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет |
уверенность в себе, компетентность |
неполноценность, неверие в свои силы |
Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет |
цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми |
диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет |
чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь |
изоляция, одиночество |
Стадия 7 зрелость до 50 лет |
творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью |
опустошенность, застой, репрессия |
Стадия 8 старость после 50 лет |
окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость |
разочарование в жизни |
Вопросы для самопроверки:
1. Сколько стадий выделяет Э. Эриксон?
2. Как развивается идентичность на различных стадиях?
3. Какие стадии включает «детство», их возрастная периодизация и краткая характеристика?
4. Радиус значимых отношений для школьного возраста?
5. Чем характеризуется дошкольный возраст по психосоциальной модели Э. Эриксона?
2. Антропология
Антропогенез - становление человека как вида. Антропология - 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1 - Основные парадигмы развития
Рис. 2. Науки о человеке
Рис. 3 - Антропология как наука о человеке
Виды антропологии
название |
Особенности |
Философская |
Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия |
Социально-культурная |
Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах. |
Прикладная |
Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях. |
Биологическая |
Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека. |
Психоаналитическая |
Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного. |
Феноменологическая |
Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие - в - мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию. |
Герменевтика |
Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь - теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания. |
Эволюционная |
Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности |
Социальная |
Категориальной рамкой является соотношение «человек - общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность - не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. |
Культурная |
Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку - культурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек - культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек - природа», «человек - общество». |
Физическая |
Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза - происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза - происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология. |
Историческая |
Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии - культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях. |
Психологическая |
Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек - мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей. Возникает особый класс задач - выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. |
Педагогическая |
Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании |
Страницы: 1, 2