Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов

Правила поведения в ситуации кризиса

1. Будьте готовы отдать 60 % и ожидайте, что вам вернут только 40. Когда пара пытается строить свои отношения на паритетных началах, то каждый ожидает, как бы ему первому получить свои 50 %. Но если каждый будет готов отдать 60 %, то они со временем научатся делать постоянно приятное друг другу.[27]

2. Предварите начало серьезного разговора успокаивающей и ободряющей фразой: «Я тебя люблю». Это помогает сдерживать импульсивные проявления темперамента. Вы напомните своей половине, что, несмотря на проблемы, в душе заботитесь о ее покое и благополучии.3. Ведите переговоры с открытыми картами. Скажите: «Я хотел бы то-то и то-то» или «Вот что я думаю…». Это облегчит вам поиски компромиссного решения.[33]

Успешность разрешения семейного кризиса во многом зависит от степени его тяжести. Психологи различают несколько степеней супружеского кризиса. Легкий кризис обычно начинается внезапно и также неожиданно прекращается. Повторных серьезных конфликтов, как правило, не бывает: обжегшись в пламени ссоры, стороны начинают вести себя более осторожно, осмотрительно. Кризис средней тяжести продолжается не менее трех месяцев. Посторонние могут его и не заметить: внешне в семье царит покой. Но это – затишье перед бурей, полное враждебного и неприязненного молчания. Тяжелый семейный кризис не проходит в течение полугода. Тут уж не только может исчезнуть любовь, но часто возникает взаимная ненависть. Семья перестает существовать. [15]

Чтобы избежать семейных кризисов по причине взаимного охлаждения или отсутствия взаимопонимания, супругам не следует превращать свой брак в привычку, в совместное прозябание. Необходимо всегда показывать партнеру, как он вам дорог, как он значим для вас, что он ваша частица, без которой вам будет очень плохо. Для этого нужно работать над собой, ведь счастье само не приходит, а создается двумя любящими людьми.


1.3 Понятие ненормативных кризисов современной психологии


Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2.Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).[28]

3.Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.). [16]

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии.

Ненормативные семейные кризисы – это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связаны с проживанием негативных жизненных событий, которые переживаются, как кризисные. Это может быть: потеря работы членом семьи, переезд, измена, развод, тяжелая болезнь, смерть одного из члена семьи, ревность и т. д. Кризисное обострение внутрисемейных проблем очень часто сопровождается конфликтными ситуациями. Напряжение возрастает, нервы на пределе, вот и происходят эмоциональные столкновения интересов, точек зрения, жизненных принципов членов семьи. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации или избегать разрастания разрушительных конфликтов, помогает нам преодолевать жизненные кризисы и продвигаться вперед.

Перечислим основные кризисные периоды жизненного цикла семьи, которые могут привести к кризисам отношений, а также задачи, которые необходимо решать семье на каждом из этих этапов. [17]

1. Принятие на себя супружеских обязанностей. Его переживает молодая семья без детей.

2. Рождение первого ребенка. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.

3. Поступление ребенка в школу. Очередное перераспределение обязанностей между супругами, связанное с появлением школьника в семье.

4. Вступление ребенка в подростковый возраст. Пересмотр правил и форм общения с подрастающим ребенком.

5. Покидание выросшими детьми, отчего дома.

6. « Опустевшее гнездо», когда последний выросший ребенок покидает родительский дом. Нахождение новых способов и смыслов супружеского взаимодействия и общения. [29]

7. Период, когда кто-то из партнеров остается один после смерти другого. В этот период важно найти силы и по-новому простроить отношения с семьями детей, найти новые интересы и смыслы в жизни.

Признаками семейного кризисного события могут выступать:

•сверхнормативность для данной семьи;

•угрожающий функционированию семьи характер события;

•резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состояние членов семьи;

•возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их разрешения и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;

•истощение адаптационных ресурсов членов семьи;

•прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;

•затруднения функционирования семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;

•нарушение стереотипов поведения членов семьи.[30]

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи. [18]

Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические. К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов. Хронические стрессоры (длительные) действуют по принципу «капля камень точит» и включают такие факторы: неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; чрезмерные бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность, как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах. [19]

Значительной стрессогенностью характеризуются также факторы резкого изменения стереотипа жизни семьи и суммирования трудностей (эффект «последней капли»). Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов противодействия стрессу. Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации, согласно Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуализации семьи выступает как условие ее нормального развития, устремленного в будущее и препятствующего «застреванию» и регрессии к ранее существовавшим идеальным состояниям.

Идеальные отношения в браке возможны только тогда, когда они не являются необходимым условием выживания человека. И. Ялом. "Когда Ницше плакал"[32]

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. [20]

Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования. [21]

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Наиболее распространенными и опасными формами ненормативных кризисов являются ревность и супружеские измены. Отличительной особенностью подобных кризисов является то, что они касаются только супружеской пары, однако оказывают деструктивное влияние на всю семью в целом и в первую очередь на воспитывающихся в ней детей. К сожалению, довольно распространенным вариантом разрешения таких кризисов является распад семейной системы (развод), влекущий за собой появление новых социальных и психологических проблем у каждого члена распавшейся семьи.[31]

Выводы по главе № 1.

Среди семейных деструкций, которые наряду с ревностью и изменами разрушают семейные узы, конфликты занимают особое место. Если ревность и измена – это незавидная участь лишь части семей, то конфликты неизбежны в любой из них. Однако следует иметь в виду, что конфликты бывают разными. Все зависит от мудрости супругов, их желания идти навстречу друг другу и умения находить эффективные пути разрешения трудных жизненных ситуаций, объединять свои усилия для совместного разрешения возникшей проблемы. Ссориться можно и иногда даже полезно «выпустить пар», но делать это надо психологически грамотно, чтобы не унижать, не оскорблять и «не доставать» своими упреками близкого человека/



Глава II. Эмпирическое исследование возможности применения метода системных расстановок Б. Хеллингера в семейном консультировании


2.1 Организация и методы исследования


Теоретический анализ по проблеме исследования показал, что метод системных расстановок Б. Хеллингера является одним из наиболее применяемых способов работы в семейном консультировании, однако исследований его эффективности в период ненормативных кризисов нет. В связи с этим целью эмпирической части исследования стало изучение эффективности системно-семейной терапии Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов.

Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда задач:

Изучить состояние семейной системы в период ненормативного кризиса.

Апробировать метод системных расстановок Б. Хеллингера в период ненормативных кризисов.

Определить эффективность системно-семейной терапии Б. Хеллингера.

В исследовании приняли участие супружеские пары в возрасте 22-35 лет, 6 женщин 6 мужчин, всего 12 человек. Вместе 5 лет, период ненормативного кризиса длится на протяжении 1 года.

Исследование проводилось в ряд этапов:

I этап. Психодиагностическое исследование особенностей семейных систем в период ненормативного кризиса.

II этап. Апробация метода системных расстановок Б. Хеллингера в период ненормативных кризисов.

III этап. Анализ результатов и интерпретация.

В исследовании применялись следующие методики:

а) Опросник удовлетворенности браком, В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).

б) Опросник ПЭА (понимания, эмоционального притяжения, авторитетности), А.Н. Волкова.

Опросник удовлетворенности браком, В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко. Назначение методики — экспресс-диагностика степени удовлетворенности—неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики являются В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко (1984).

В основе опросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.

Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностики кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи.

Описание методики.

Текст методики состоит из 24 утверждений, (первоначальный вариант содержал 29 утверждений), которые могут быть сведены к шести следующим типам:

1. Сравнение своего брака с другими браками.

2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.

3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.

4. Собственная оценка супруга по ряду параметров.

5. Установка на изменение характера супруга.

6. Мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: «верно», «трудно сказать», «неверно» (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.

Возможный диапазон тестового балла — от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалу оценок взаимоотношений:

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные,

17—22 баллов — неблагополучные,

23—26 баллов — скорее неблагополучные,

27—28 баллов — переходные,

29 - 32 баллов — скорее благополучные,

33—38 баллов — благополучные,

39 - 48 баллов — абсолютно благополучные отношения.

Опросник ПЭА Волкова А.Н. Цель опросника - оценка степени понимания, эмоциональной притяжения и уважения партнеров в браке.

Стимульный материал: опросник из 45 вопросов-утверждений. Описание методики: опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений.

Процедура исследования: Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них.

Количественная обработка заключалась в подсчете баллов, который производился отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом. 2 балла присваивается за соответствие с ключом, 1 балл присваивался за ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать); 0 баллов – за ответ, не совпадающий с ключом.


2.2 Исследование ненормативных кризисов в семьях и эффективность метода Б. Хеллингера в этот период


На первом этапе исследовании определялась степень удовлетворенности-неудовлетворенности браком супругов находящихся в периоде ненормативных кризисов в нашем случае это ревность. До проведения консультации, в которой мы использовали системную модель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты, наглядно представленные в рисунке 1, а также в таблице 2 приложения 2.


Рис. 1. Удовлетворенность браком супругов, находящихся в период ненормативного кризиса


Итак, при исследовании удовлетворенности браком, как мужчин, так и женщин были получены следующие данные, указывающие на то, что испытуемые, в частности мужчины, считают свои отношения абсолютно неблагополучными 66,6%-15,3 балла, это говорит о том, что мужчины не удовлетворены своими отношениями. В данный период, со своими супругами у них постоянные конфликты, возникающие на почве ревности. Так же из графика видно, что 16,6% опрошенных - 14,4 балла, считают свои отношения скорее благополучными, и 16,6 %- 14 –считают свой брак неблагополучным. Что касается женщин, то можно сказать, что они тоже не удовлетворены своим браком, но в меньшей степени, чем мужчины так как, они считают свои отношения неблагополучными - 83,3 % - 21,5 балла, а абсолютно неблагополучными - 16,6% - 15,3, опрошенных.

На этом же этапе исследования применялся методика опросник ПЭА Волкова А.Н. Для выявления степени понимания, эмоционального притяжения и уважения партнеров в браке. Результаты исследования представлены в рисунке 2 и в таблице 3 приложения 3.


 

Рис. 2. Степень понимания, эмоциональной притяжения и уважения партнеров в браке находящихся в условиях ненормативного кризиса


До проведения консультации, в которой мы использовали системную модель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты, наглядно представленные в гистограмме №3 Опросник ПЭА Волкова А.Н. 12 человек в возрасте 22-35 лет, мужчины и женщины. По результатам, изображенным на рисунке 2, мы видим, что у мужчин уровень понимания – 19 баллов, эмоционального притяжения - 15 баллов, авторитетности – 12 баллов.

У женщин уровень понимания – 18 баллов, эмоционального притяжения - 14 баллов, авторитетности – 13 баллов.

У испытуемых нами мужчин уровень понимания (19 баллов) выше, чем уровень понимания (18 баллов) женщин.

Следующий параметр – эмоциональное притяжение, здесь уровень так же выше у мужчин (15), чем у женщин (14). И третий параметр, авторитетность, здесь уровень у мужчин (12) ниже, чем у женщин (13), Все отличия незначительные.

Таким образом, степень понимания и эмоционального притяжение выше у мужчин, чем у женщин, что касается уважения то эти шкалы выше у женщин, чем у мужчин. Это говорит о том, что мужчины в большей степени понимают женщин и более эмоционально привязаны, а что касается уважения то со стороны женщин оно проявляется в большей степени, т.е женщины более уважительно относятся к своим супругам.

Далее проводилась системная психотерапия по методу Б. Хеллингера. Системная терапия Берта Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод многолетней практической работы с людьми. Метод расстановок по Берту Хеллингеру позволяет за невероятно короткое время не только выявить причину проблемы, но и найти её решение.

Метод Б. Хеллингера - это метод семейно-системных расстановок. Его трудно объяснить какими-либо законами физики, химии и т.п. Это групповой метод работы, хотя может применяться и в индивидуальной терапии и сам по себе является работой, которую участники группы помогают делать для каждого, кто делает свою расстановку. Расстановки могут быть эффективны и в случаях психосоматических заболеваний.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты