Подростковая преступность как проблема современного общества

Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.

В-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной характеристикой подросткового возраста. Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его решения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пъедистал и чтит их больше всех, беспрекословно все, что скажет «учитель». Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцруемые сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей.

Подростковый кризис - это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности - на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием западной цивилизации.

Подведя итог, можно сказать, что подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.

Тем не менее, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.


2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


2.1 Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения


Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальный работник, профессионально-технического училища и медицинской части. Психосоциальная работа с подростками-правонарушителями направлена на психологическую поддержку и эмоциональную нестабильность подростков. В зависимости от направленности психосоциальной работы с подростками-правонарушителями можно выделить следующие стратегии:

-работа с «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сети социально-поддерживающих учреждений;

работа в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ;

-работа с семьей.

Но можно выделить наиболее эффективные направления работы с подростками-правонарушителями, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ.[8]

1. Игротерапия, т. е. использование разного рода игр. Игра — это естественная обстановка для самовыражения подростка. То, что подросток делает во время игры, символизируются его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком-правонарушителем и психологом и его поведение будет спонтанное. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни подростка-правонарушителя. Для работы с подростками психолог может использовать свободную игру и директивную (управляемую).

2. Арттерапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с подростками психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами.

3. Музыкотерапия позволяет работать с подростками-правонарушителями, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.

4. Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи подростков, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для подростков ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для подростков разных возрастов использование произведений классиков литературы.

5.Логотерапия — это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и подростком. Логотерапия предполагает разговор с подростком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

6. Психодрама, или драмотерапия — это использование в работе психолога кукольной драматизации. Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для подростка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С подростками, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Суть его в том, что подростки готовят представление, но все действующие лица в нем — звери. Переживания подростков, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других.

7. Моритатерапия. Метод, с помощью которого психолог ставит ребенка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и. д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время. Психолог может порекомендовать воспитателям и социальным педагогам, как изучить ребенка вести себя в конкретной ситуации, в которую он попадет.

8. Гештальттерапия. Этот метод может быть применен психологом для индивидуальной работы подростками, в беседах по душам. Проводится он как преобразование рассказа ребенка в действие. Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения». Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т. д.

9. Поведенческая психотерапия — это систематическое устранение страхов, вредных привычек, не одобряемого поведения отдельных подростков. Данный метод используется в индивидуальной работе с подростками или в работе с небольшими подгруппами. Такой метол можно рекомендовать психологу использовать для работы по преодолению страхов. С этой целью используется просмотр диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов, которые вызывают у подростков переживание чувства страха, до тех пор, пока страх не уменьшится. Психолог может усиливать переживания страха у подростков, пока они не приобретут комические формы. Результатом данной работы будет смех психолога и ребенка, юмор, радость совместных переживаний, которые и являются своего рода катарсисом.

Таким образом, психологу в работе с подростками-правонарушителями, детских домов, кризисных центров, школ-интернатов, социальных гостиниц необходимо продумывать разнообразные формы занятий и методику их проведения. Использование разного рода игр, арттерапии, музыкотерапии, библиотерапии, логотерапии, драмотерапия, моритатерапии, гештальттерапия, поведенческой психотерапии.

Психолог учреждений социально-педагогической поддержки должен работать не только с подростками-правонарушителями, но и со всеми сотрудниками в тесном единстве: с воспитателями, социальными педагогами и социальными работниками, педагогами, медиками, руководителями кружков и т. д. Далее рассмотрим распространенные меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы.


2.2 Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы


Профилактика подростков-процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые, будучи предсказуемы, тем не менее еще не получили своего окончательного выражения. Всемирной организацией здравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика - это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных нарушенных форм поведения. Первичная профилактика - работа с подростками.

Вторичная профилактика предназначена подросткам, у которых поведение риска уже сформировано. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптированных форм поведения и позитивное развитие личности ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика - это профилактика рецидивов через систему действий, направленную на уменьшение риска совершения асоциальных поступков или возобновления употребления алкоголя, наркотиков, а также на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формирование социально-эффективных стратегий поведения.[9]

К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

-    психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за ее пределами.

-    психокоррекционных: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;

психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.

В работе с подростками важно помнить, что подавляющее большинство из них в силу возрастных способностей не в состоянии выполнять какую-либо однообразную работу или долго находиться в одном и том же окружении. В силу возраста им необходима постоянная смена впечатлений. Наибольшее количество разного рода поведенческих девиаций наблюдается при привлечении подростков к рутинным, тяжелым неквалифицированным работам, не соответствующим их физическим возможностям, а также к монотонному, однообразному труду. Интересная, увлекательная, требующая творческого отношения деятельность, соответствующая психическим и физическим возможностям несовершеннолетних, правильно стимулируемая достижением личностно значимых и коллективных (групповых) перспектив - важное средство профилактики. Отказ от труда - основной показатель претензий несовершеннолетних на высокий статус в неформальной социальной структуре.

В работе с подростками необходимо использовать и их стремление к группированию, причем в этой ситуации можно работать как со сложившимися устойчивыми группами, так и создать другие. Очень трудно в работе с преступниками избегать оценивания поступков, которые они совершили. При организации психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям важно руководствоваться не только этическим кодексом психолога и международными и государственными документами, касающимися защиты прав и интересов детей и подростков, но и уголовным, уголовно-исполнительным законодательством и ведомственной нормативно-правовой базой.

Для профилактики развития астении, апатии, реактивных психозов и связанных с ними конфликтов важно большое внимание уделить физической культуре (в частности, бодибилдингу) как психокорригирующему фактору воздействия на воспитанников. Помимо этого, многим подросткам необходимо прививать элементарные санитарно-гигиенические навыки.

Таким образом, анализ современных подходов к организации социальной профилактики дезадаптированных детей свидетельствует о том, что в социальной практике формируются самые разнообразные модели для социальной поддержки и помощи данной категории населения. Развитие различных моделей социальной профилактики дезадаптированных подростков, на наш взгляд, поможет в значительной степени снизить безнадзорность и беспризорность среди несовершеннолетних.


Заключение


Данное исследование проводилось с целью изучения проблем подростковой преступности в современном обществе, психологические особенности подростков-правонарушителей и основные направления работы с ними. Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. В ходе исследования были достигнуты поставленные задачи:

- рассмотрены проблемы подростковой преступности в современной России;

-изучить психологическое содержание подросткового периода;

- выяснены психологические особенности подростков - правонарушителей;

- рассмотрены основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

-изучены меры профилактики правонарушений среди подростков. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.

2) В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.

3) К психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам.

Тем не менее, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

4) Психологу в работе с подростками-правонарушителями, детских домов, кризисных центров, школ-интернатов, социальных гостиниц необходимо продумывать разнообразные формы занятий и методику их проведения. Использование разного рода игр, арттерапии, музыкотерапии, библиотерапии, логотерапии, драмотерапия, моритатерапии, гештальттерапия, поведенческой психотерапии.

5) Анализ современных подходов к организации социальной профилактики дезадаптированных детей свидетельствует о том, что в социальной практике формируются самые разнообразные модели для социальной поддержки и помощи данной категории населения. Развитие различных моделей социальной профилактики дезадаптированных подростков, на наш взгляд, поможет в значительной степени снизить безнадзорность и беспризорность среди несовершеннолетних.

В данной работе были исследованы истоки и причины формирования самой проблемы. Исходя из этого, можно сделать вывод: бороться с рецидивной преступностью несовершеннолетних можно посредством обеспечения социальной адаптации подростков, огромную роль играют в жизни подростков родители. Им нужно понять, что не надо забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания. Ведь дети хотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права. Надо, чтобы дети становились взрослыми на глазах родителей, при их помощи.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Василькова, Ю.В. [Текст] Соц. педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова.-7-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2008.-448с.

2. Гулина, М.А., [Текст] Психология социальной работы/ О.Н. Александрова,О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др; под ред. М.А. Гулиной. -СПб.:Питер,2002. - 352с.

3.  Горькая случайность/ //Подмосковные известия. 1995. с- 104.

4.  Еникеев, М.И., [Текст] Общая и соц. психолог: учеб.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-440с.

5.  Журавлев, А.Л., Соснин, В.А, Красников, М.А. [Текст] Социальная психология: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2006.- 416 с.

6.  Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведний/ Елена Валерьевна Змановская. -3-3 изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия»,2006. - 183с.

7.Иншаков, С.М. [Текст] Зарубежная криминология. М., 1997.250с.

8.   Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.: Прогресс, 1959. 235 с.

9.   Сафонова, Л.В. [Текст] Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Сафонова.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224с.

Ю. Холостова, Е.И.[Текст] Социальная работав: учеб. пособие для вузов/Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и к», 2004. - 692с.

11. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.К [Текст] Психология соц. раб.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002с-192с.

Размещено на .ru


[1] Иншаков, С.М. [T е к с т] З а р у б е ж н а я   к р и м и н о л о г и я .  М., 1 9 9 7 с.250-270

[2] Холостова, Е.И. [Текст] Социальная работа с дезадаптивными детьми: Учебное пособие. – 2-е изд.:-М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С 118-130

[3] Василькова, Ю.В. [Текст] Соц. Педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.-7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008 с. 44-47

[4] Журавлев, А.Л., Соснин, В.А., Красников, М.А. [Текст] Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 с.  41-50

[5] Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии.: Прогресс, 1959. с. 35-40

[6] Гулина, М.А., [Текст] Психология социальной работы/ О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др; аод ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. с. 270-277

[7] Фирсов, М.В., Шапиро, Б.Ю., [Текст] Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 с. 19-25

[8] Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений/ Елена Валерьевна Змановская. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Акадения», 2006. с. 18-23

[9] Сафонова, Л.В. [Текст] Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.В. Савонова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – с. 107-113


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты