Понятие времени в экзистенциальной психологии
Содержание
Глава 1. Основные теории времени в экзистенциональной психологии
1.1 Основные направления изучения экзистенциональной психологии
1.2 Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
1.3 Особенности восприятия времени человеком
Глава 2. Особенности восприятия времени в различных состояниях человека
2.1 Изменение восприятия времени, обусловленное сном
2.2 Изменение восприятия времени, обусловленное приближением гибели
2.3 Анализ личных ощущений людей при холотропном дыхании
Список использованной литературы
Время представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Современная наука говорит о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.
С новой остротой ставит проблематику психологии времени возросшее количество ситуаций неопределенности, риска, усложнение социально-психологического профиля жизненных задач, стремительность старения знаний на фоне роста информации и мн. др. Что влияет на умение и способность использовать время? Как человек распоряжается этим ресурсом?
Обзор литературы по проблеме показал, что проблема восприятия времени и активности человека находила интересные методические решения и разнообразную нюансировку [5, 7, 9, 15, др.].
Наиболее плодотворным является направление, связанное со способом жизни (Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, др.). Например, было показано, что обыденный способ жизни характеризуется суженностью временного кругозора, поверхностным, односторонним и стереотипным характером восприятия событий, социальной пассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей. Представителям более действенного способа жизни - энергичным натурам с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным стилем мышления также присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор, они живут, в основном, заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер. Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом) присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение и использование времени для различных дел. То есть, ценностные аспекты влияют на особенности восприятия и распоряжения временем.
Наряду с ценностно-потребностными ориентациями, специфику восприятия времени определяют и другие факторы. Влияют такие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности (С.В. Зимина); подвижность (многие из тех зон мозга, которые отвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и в подготовке к действию (Д. Кулл, Т. Шарма)); пол (мужчины и женщины по-разному воспринимают время в разные периоды жизни (Б. Нойгартен, Н.Г. Черепанова)); самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста, если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе (Е.В. Некрасова)); медикаменты и др. средства, оказывающие воздействие на ритмику организма, влияют на восприятие течения времени (Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон). К другим факторам относят: взросление человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование, индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга, ведущий анализатор и др.), личностные характеристики (доминирующие отношения, определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти, мышления, воображения, способности и др.) [1].
Тем не менее, отсутствуют работы, в которых ставилась бы проблема активности человека и восприятия времени, определяемого через события. В психологии можно определять время через события (прошлые, настоящие, будущие) [4, 14 и др.]. Событием называют явление или действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так и природно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). В этой логике событием можно считать «переживание» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), «пиковое переживание» (Laski; Maslow).
Зависит ли восприятие времени от жизненной активности человека? Можно ли выявить частоту событий в различные возрастные периоды и по ним анализировать специфику восприятия и организации человеком времени собственной жизни? Как восприятие времени людьми разного возраста влияет на распоряжение временем своей жизни, на оценку ее качества и продолжительности? Для ответа на эти вопросы было проведено исследование.
Все это определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования – рассмотреть понятие времени в экзистенциальной психологии.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления исследований экзистенциональной психологии,
- проанализировать понимание времени в экзистенциональной психологии,
- рассмотреть конкретные случаи, описанные людьми, пережившими пограничные состояния.
Глава 1. Основные теории времени в экзистенциональной психологии
1.1 Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Проблемы смысла жизни традиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуре личности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта часть является предметом психологии.
В рамках наличной системы психологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, которая ориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов - от биологических до идеологических).
В послевоенные годы сформировалось новое течение – экзистенциализм. Зародилось оно в кругу участников французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми авторами были Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Источниками их идей стала экзистенциальная философия, разработанная в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. Напряженный 20 век подкрепил интерес к данному направлению и обогатил экзистенциональную психологию работами Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.
Считается, что экзистенциональная психология – это порождение социального и духовного кризиса цивилизации, которое проявилось в 20 век. Однако данной направление психологии отражает идеи Ф. Ницше, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Также основные идеи экзистенциональной психологии можно найти в работах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки.
Существенные предпосылки экзистенциальной психологии были разработаны в концепции "человеческого проекта" испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (Ortega у Gasset; 1883 - 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философа Мартина Хайдеггера. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию. По Хайдеггеру, бытие интенционально, то есть нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции, которая была введена Сократом и Платоном), но бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителем экзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бы-тие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается и человека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же, разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяет как безликость (Man); при этом человек, например, не воспринимает конечность своего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает своего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни); умирают только другие. Поворот человека "лицом к смерти" должен, по Хайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию [по 3].
Dasein -фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом понятии. Dasein - не принадлежность или свойство человека, не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это человеческое существование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда, например, Медард Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein - немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставление Vorhandsein, которое относится к существованию предметов, а не людей.
Вопрос о подлинном существовании находится в центре внимания экзистенциализма как философского течения. То, что экзистенциализм возник как отражение социального и духовного кризиса цивилизации, не отрицают и западные авторы. Как писал один из них, "экзистенциализм находит аудиторию и приверженцев там и в то время, когда индустриализированная страна глубоко потрясена, важные социальные вопросы требуют решения, а агонизирующие люди, поставленные спиной к стене, должны переосмыслить все свое мировоззрение" [по 4]. Такое переосмысление предшествующих философских систем и места человека в мире осуществлялось экзистенциалистами таким образом, что все "важные социальные вопросы" были истолкованы как производные от переживаний индивида. Социальный мир был противопоставлен им как "неподлинный". Человек существует подлинно в радикальном одиночестве - к такому выводу пришли философы, для которых стоящий лицом к лицу с Богом, собственной смертью или абсурдом человек стал главным предметом философии.
Экзистенциальная психология сейчас наиболее распространена в том виде, в каком она представлена в трудах В. Франкла, Д. Бюдженталя, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя, И. Ялома. В данной работе нас будет больше интересовать труды швейцарских психиатров Людвига Бинсвангера (Binswanger, L.) и Медарда Босса (Boss, М.).
Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, несмотря на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентом психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер). Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX в. была довольно значительной, а в 1910 г. он даже был избран президентом Швейцарского психоаналитического общества.
В психоанализе Бинсвангер видел, прежде всего, средство проникновения на уровень субъективных смыслов, верований и ценностей больного. В этой связи он приветствовал отказ Фрейда от физиологической интерпретации психических явлений, но полагал, что отход этот во фрейдизме не был доведен до конца.
Бинсвангер исходит из экзистенциалистского представления о свободном выборе, об экзистенции, проектирующей саму себя. Обусловленность настоящего прошлым, причинность понимаются им как результат самоотчуждения свободной экзистенции, которая превращает саму себя из возможности в необходимость, в предмет, часть объективного мира. Это то, что все философы-экзистенциалисты считали неподлинным существованием [4].
Целью Бинсвангера был поиск нового основания для психологической науки и психиатрической практики, преодоление кризиса современной психологии. "Болезнь" и "здоровье", "нормальность" и "ненормальность" - значение этих понятий в немалой степени зависит от понимания человека в целом, то есть от философского, а не специально научного подхода [3]. Поэтому, как писал один из исследователей творчества Бинсвангера, историю его попыток понять человека в здоровье и в болезни следует рассматривать в свете того, как он использовал и развивал положения, обнаруженные им в философских учениях, классических и современных [5]. Отказываясь от биологического критерия психического "здоровья" или "болезни", Бинсвангер понимает их в духе хайдеггеровского учения о "подлинном" и "неподлинном" существовании.
Экзистенциальная психология изучает:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы поиска смысла существования.
Главный предмет экзистенциальной психологии - смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. [8].
1.2 Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Бинсвангер известен как создатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру «экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциальный анализ – это своего рода феноменологический анализ актуального человеческого существования. Целью экзистенциального анализа является реконструкция внутреннего мира опыта. Благодаря данному анализу, подлинное бытие личности обнаруживается посредствам углублению ее в себя с целью определения и выбора «жизненного плана», не зависимого ни от чего внешнего.
Бинсвангер считал, что «душевная жизнь человека заключается в жизни его сознания, и что нет в этом сознании другой реальности, нежели как реальности, конституируемой активностью интенциональных актов: “Интенциональность есть существеннейшее (Eigenwesentllche) жизни сознания”». Занимаясь соотношением методов научного и феноменологического познания, Бинсвангер указывает, что «теорией как способом “чистого дескриптивного познания” является не деятельность с предметами внешнего мира и его самого безосновное произвольное конструирование, но обращение к самим сущностям (т.е. освобожденным от спекулятивного разума формам и видам чистого сознания) и выработка идеальной методологии этого обращения (т.е. ограничение понятийного анализа действительно содержащимся в сознании, имманентным сознанию; идеирующее движение от в реальности сущего через единичные сущности к сущностям всеобщим)».
Однако следует указать, что главным в феноменологии Бинсвангера считает утверждение значимости, а также «последовательное использование в философском исследовании актов категориального (сущностного) созерцания».
Сам Бинсвангер отмечает, что «когда он обратился к феноменологии и Dasein-анализу, для него расширилась и углубилась сама проблема бессознательного, поскольку на этих этапах проблема бессознательного встает с меньшей силой лишь в противоположность проблеме “сознательного”, которым “бессознательное” во многом - как всегда это бывает в случаях подобных простых противостояний - определяется и в психоанализе».
«B противоположность Dasein-аналитике, которая, верная еще Гегелем установленному факту, что личность есть то, что есть ее мир (весь ее мир) как ее мир, стремится работать со всеми возможными мировыми проектами человеческого Dasein, психоанализ, по-преимуществу, ограничивается эфирным миром фантазии и сна”» (S.I 37).
Исходя из работ Бинсвангера, можно сделать вывод, что бессознательное, в строгом психоаналитическом смысле, направлено на сущее, но никогда на Dasein. «Ибо оно (Dasein) обозначает бытие, как сущее на своем месте и способное осуществляться этим своим “Da” (das da ist und sein Da hat), т.е. знает об этом и сообразно этому ведет себя. Это “Da” есть его открытость, его мир. Бессознательное же не имеет мира, мир ему не открыт, и даже не был “обещан”, как это бывает в ясных сновидениях, и оно не понимает себя из своего мира» (S.148-149).
Понятия "бытие в мире", "трансценденция", "миро-проект" почерпнуты Бинсвангером прямо из хайдеггеровского "Бытия и времени". Эти понятия фигурируют практически у всех авторов экзистенциального направления; с ними связана трактовка проблем свободы воли, личной ответственности [4].
По замыслу экзистенциалистов, понятие "бытие-в-мире" предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Дихотомия "объект - субъект" признается как ошибка Декарта, а картезианская картина мира - как следствие отчужденного восприятия действительности, порождаемого техническим прогрессом. С точки зрения экзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир - это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.
Бытие в мире, по Бинсвангеру, имеет три модуса:
1. Umwelt - ландшафт, физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;
2. Mitwelt - социальный мир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мира животных;
3. Eigenwelt - мир самости (в том числе телесной), присущий только человеку; это не просто субъективный мир, а основа, на которой строится отношение к двум другим модусам.
В приведенном разделении мира натри формы содержится мысль о несводимости друг к другу восприятия социального окружения и физического мира, подчеркивается важнейшая роль самосознания в оценке действительности.
"Трансценденция" буквально означает выход за пределы чего-либо. Психологами-экзистенциалистами трансценденция рассматривается в качестве фундаментальной способности человеческого существа, заданной онтологической структурой и находящейся вне рамок причинного объяснения. При этом гомеостатические модели личности признаются неадекватными. Человек не только находится в мире, он постоянно движется в нем, вовлечен в творение каждого момента. Трансценденция подразумевает отношение к себе как к объекту и субъекту одновременно, способность взглянуть на себя со стороны. Благодаря трансценденции преодолеваются непосредственные границы времени. Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Экзистенциалистам удается благодаря понятию трансценденции подчеркнуть активность человеческой личности, ее творческое начало. Процесс творчества на самом деле обладает высокой степенью непредсказуемости, но это, конечно, не дает основания к разрыву с детерминизмом.
Страницы: 1, 2