Понятие "жизненный стиль" в психологическом консультировании

Понятие "жизненный стиль" в психологическом консультировании

Введение


Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работыпомощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Основные принципы психологического консультирования:

безоценочность и доброжелательность;

ориентация на систему ценностей клиента;

осторожность с советами;

анонимность;

разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

активная позиция клиента.

Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.

Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:

умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;

Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.

Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.

Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то навредить данному конкретному клиенту.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.

Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные) и т.п.

Принцип активности позиции клиента базируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

Глава 1. Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании

1.1 Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

 

В психологическом консультировании наиболее часто встречаются следующие методы терапевтического воздействия:

работа со снами, образами и символами клиента, что включает в себя анализ и проигрывание отдельных эпизодов из снов, а также их исследование; анализ образов и символов, которые продуцирует клиент;

работа с метафорами, притчами, сказкотерапшя — метафорическая репрезентация действительности, ориентированная на бессознательный уровень личности клиента, может использоваться в работе над текущей проблемой клиента или с расширением осознания себя и картины мира в целом;

работа с жизненным стилем личности: исследование и анализ определенных схем и сценариев жизни, которые избрал для себя индивид; исследование их влияния на личность и возникающие внутренние и внешние конфликты; коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценариев и стилей;

метод исследования ранних воспоминаний — изучение и анализ: картины детства клиента; значимых, травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;

телесно-ориентарованные методы работы — ряд методов, направленных: на осознавание своей телесности; снятие блоков и зажимов; формирование у клиента умения быть в контакте со своим телом;

психодраматические методы работы — методики. направленные: на проигрывание;

 эмоциональное реагирование; завершение ситуаций и конфликтов, содержащихся в опыте клиента и отражающихся в его настоящем;

работа с модальностями — системами восприятия органами чувств: зрением, слухом, осязанием, кинестетикой (телом, движением);

творческие методы — обширный набор терапевтических методов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностику проблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение. К этим методам могут быть отнесены:

арт-терапия (рисунок, скульптура и т. п.);

танцевальная терапия;

• музыкотерапия

• фототерапия;

• библиотерапия и т. п.

1.2 Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании

 

Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.

Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:

формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности;

часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности;

устойчив, то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;

формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я;

ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;

в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.

Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем:

профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;

сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества;

любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.

Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.

А Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:

1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.

2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть.

3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека.

4. Этические убеждения — личный этический кодекс.

Мозак выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:

1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

3. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

4. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

5. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

6. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству.

7. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.

Глава 2. Методы исследования жизненного стиля личности

 

2.1 Формирование и типы жизненного стиля

 

Формирование жизненного стиля, по Адлеру, и его типы зависят от следующих факторов:

соотношения в человеке двух движущих сил развития личности — стремления к превосходству и социального интереса, то есть уровень развития этих сил: высокий (низкий) уровень стремления к превосходству и высокий (низкий) уровень социального интереса;

преобладания положительных или отрицательных сторон в каждой из этих движущих сил, например сценарий, сформированный на основе преобладанья отрицательных сторон стремления к превосходству и положительных сторон социального интереса.

Каждый жизненный стиль имеет свои характеристики и отличительные особенности, обусловленные сочетанием двух движущих сил развития, и демонстрирует специфику разрешения трех основных жизненных проблем.

 

2.2 Типы жизненных стилей личности


А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей:

Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы).

Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше.

Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.

Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.

Адлер проводит различие между психотерапией и консультированием. Он считает, что психотерапия - имеет целью изменение стиля жизни, а психологическое консультирование– изменение поведения при существующем стиле жизни.

Итак, жизненный стиль личности складывается из того каким образом сочетаются в человеческой личности две движущие силы – стремление к превосходству и социальный интерес. Представим себе две оси координат. Пусть осью Y будет величина стремления к превосходству, а осью Х - величина социального интереса. Таким образом, образуются 4 квадрата.

Первый из них - верхний правый – соответствует реальной компенсации: высокое стремление к превосходству и высокий социальный интерес. Это в высшем понимании этого слова “нормальные” люди. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. “Представим себе человека, - пишет А. Адлер, - чья любовная жизнь – это интимное и многостороннее взаимодействие, чья работа приводит к полезным результатам, у кого много друзей, а контакты с другими обширны и плодотворны”.



Противоположный этому квадрат – нижний, левый – это так называемые “ненужные, никчёмные люди”. У этих людей на низком уровне находится и стремление к превосходству и социальный интерес. Это абсолютные аутсайдеры. Такие люди задают миру только один вопрос: “Что я могу получить от жизни”? и они совершенно не понимают, что значит дружить и сотрудничать с другими людьми.

Третий квадрат - нижний, правый – это так называемые «пустые делатели добрых дел». Люди с высоким социальным интересом, но с неразвитым стремлением к превосходству. Они не заботятся о собственном развитии, а поэтому не знают, что является благом для другого, иными словами, что будет способствовать развитию ближнего, а что, наоборот, мешать ему. «Они не понимают, как творить добро, поэтому их социальный интерес бесплоден», а часто и вреден окружающим. И наконец, последний, квадрат - верхний, левый. Это типичная псевдокомпенсация. Сюда относятся люди с сильным стремлением к превосходству, но с нулевым или отрицательным социальным интересом. «Это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могу идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные». Такой человек чувствует себя слабым, но вместо того, чтобы становится реально сильнее – он пытается создать вокруг себя обстоятельства, в которых он только лишь почувствует себя сильным.

Жизненный стиль «реальная компенсация» предполагает:

нахождение позитивных способов удовлетворения своего стремления к превосходству;

выраженный социальный интерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту с себе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта;

успешное решение индивидом всех трех жизненно важных проблем;

Жизненный стиль «ненужные, никчемные» предполагает:

неразвитый социальный интерес;

отсутствие стремления к превосходству;

сниженные стремления в отношении окружающих людей, себя, своей реализации;

нечеткие жизненные цели, ориентация на общие правила и жизненные установки.

Жизненный стиль «пустые делатели добрых дел» предполагает:

развитый социальный интерес;

отсутствие стремления к превосходству, как в положительном, так и в отрицательном ключе;

не сформировано стремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей;

решение проблемы коммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализовать себя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи;

та же негативная тенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: не использование своего потенциала приводит к негативным результатам.

Жизненный стиль «псевдокомпенсация» имеет следующие характерные особенности:

выраженное стремление к превосходству;

социальный интерес либо не выражен вовсе, либо имеет негативный оттенок:

- при невыраженном или нулевом, социальном интересе человек ориентирован на поддержание собственного “нарциссического” комплекса;

- в случае негативно выраженного социального интереса использует стратегию манипуляции при взаимодействии с окружающими;

- в преодолении жизненных трудностей стремится не обучаться смелости и адекватности поведения и своих проявлений, а формирует у себя иллюзию того, кем или чем хочет казаться.

Описание этого стиля жизни наиболее разработано Адлером. Способы псевдокомпенсации могут быть самыми разными. Адлером было выделено семь их типов:

«Уход в болезнь», предполагающий:

- нахождение человеком оправданий своим неудачам;

- увеличение возможностей контролировать окружающих и управлять ими;

- гарантию получения эмоциональной поддержки со стороны окружающих

“Уход в слабость”, предполагающий

- стремление к избеганию неудачи, а не к достижению успеха;

- использование своей моральной или иной слабости как инструмента управления другими людьми;

- охотное признание своей слабости и неспособности к самоконтролю, но отрицание у себя стремления к превосходству во всем;

Леность “, характеризующийся:

- оправданием собственных неудач;

- отсутствием инициативы и активности в решении жизненных проблем;

“Лживость”, предполагающий:

- использование хитрости и обмана для привлечения внимания окружающих к своей персоне;

- использование своих достижений для манипуляции другими;

- наличие сурового родителя, сформировавшего у ребенка установку «ложь безопаснее правды»;

«Жестокий тиран», характеризующийся:

- столкновением человека с ярко выраженной чертой избалованности с ограничениями жизни и невозможностью удовлетворения любых своих потребностей;

- проявлением непримиримости, педантичности, “домашней тирании” и т. п., то есть не ярко выраженными проявлениями жестокости в прямом смысле этого слова;

«Комплекс превосходства» предполагающий:

- снижение ощущения собственной неполноценности и недостаточности;

 - оказание позитивного и негативного влияния на окружающих;

- использование собственных достижений для управления окружающими и поддержания иллюзии избранности

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты