Базовые понятия "общение", "речь", "язык"

Базовые понятия "общение", "речь", "язык"

Базовые

понятия «общения», «речь», «язык»

 

Понятие

общения в психологии

 

Деятельность и общение составляют две стороны социального

бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда изучают образ жизни

конкретного индивида, нельзя ограничиться анализом только того, что и как он

делает, необходимо исследовать также и то, с кем и как он общается, то есть

сферу, формы, способы общения. Реальность и необходимость общения определены

совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения находятся в самой их

материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать.

Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность

человека. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не

заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком,

в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В психологии установлено, что развитие человека, его

социализация, превращение в «общественного человека» начинаются с общения с

близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью —

первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта

общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое

место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие

ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер

его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно

в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт,

накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и

самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у

ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства,

складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего

поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения

являются учителя, школьники, родители — взрослые и дети. Все без исключения

исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только

отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество

просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие

связывания индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих этих

„индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому

военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический

образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и

деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих

отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности

людей: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных общественных

функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «не деяния».

Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно

пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение

деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не

только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется

психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда

деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие

взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его

образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона

деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время

саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

В психологии установлено, что общение представляет собой

сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить

отдельные стороны, то есть описать его структуру. При характеристике структуры общения

в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:

коммуникативную;

интерактивную

перцептивную.

Эти стороны общения определяются в качестве функций,

которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит

в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона

заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть

в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона

общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и

установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не

существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все

обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях

организации общения в малых группах, то есть в условиях непосредственного

контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения.

Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные

стороны (функции) общения. Общение — это «сложный и многогранный

процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс

взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей

друг к другу, и мак процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс

сопереживания и взаимного понимания друг друга».

 

Речь

 

Язык — это система знаков и символов. Речь — процесс

пользования языком. Таким образом, речь являет реализацией языка, который

обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на

необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить, что-либо.

Речь — это использование языка в

коммуникативные целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова

и предложения, то в речевом общении это — высказывания как единицы смысла.

Конституирующей особенностью высказывания являются его обращенность адресность.

В социальных науках используется несколько понятий,

задающих различные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.

Речевая

деятельность —

это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми

частный случай деятельности общения.

Речевая

коммуникация —

информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевое

общение —

процесс установлениям и поддержания целенаправленного, прямого или

опосредованное контакта между людьми при помощи языка.

Речевой

акт—

элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в

непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое

поведение —

использование языка людьми в полагаемых обстоятельствах, в многообразии

реальных -жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков. Структура коммуникативного

взаимодействия развивается соответствии с прохождением информации по коммуникативной

цепи: адресат (отправитель).,— кодирование сообщения — движение по каналам —

расшифровка «декодирование) — адресат (получатель). Речь приобретает

определенный смысл и может быть понятно только в структуре неречевого

контекста.

Контекст

(или ситуация)

— это обстоятельство, в котором происходит конкретное событие.

Код

в речевой коммуникации — это тот язык или его разновидность (диалект, сленг,

стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Кодирование исходного сообщения означает

перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть

понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от

личности адресанта. Каналы передачи информации в основе своей представляет

материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой

коммуникации это — устная или письменная речь). Для успешной расшифровки

(декодирования) сообщения требуется как минимум владение получателя языком,

родным с языком отправителя сообщения.

Обратная

связь —

еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция

слушающих |на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент

общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.

При всех методических достоинствах рассмотренной модели в

ней отсутствуют психологические и социально-ролевые характеристики,

существенным образом влияющие на процесс речевого общения.

К психологическим структурным компонентам акта человеческой

коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение,

замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет: что,

зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а та же понимание сообщения,

то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение— это желание вступить в общение с

другим я лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложи кому-то поужинать

вместе различаются отсутствием наличием коммуникативной интенции.

Замысел сообщения — это информация в исходном виде, которую

один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения,

на котором сунн существует лишь смутный проект предстоящего высказывании

В речевом общении обычно различают два вида целен которые

может преследовать говорящий, — ближайшая цель, то есть непосредственно

выражаемая говорящим более отдаленная, долговременная. Основными

разновидностями ближайшей цели являются:

интеллектуальная

цель:

получение информации, и том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка

мнения; развитие темы; разъяснение; критика;

цель,

связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение

коммуникации поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст,

углубляющий и усложнявший общение. Например, чело век, поддерживающий не очень

для него интересный раз говор, может преследовать долговременную цель

установить хорошие отношения со своим собеседником. Просьба уточнить сказанное

при обсуждении какого-либо допроса в группе может своей ближайшей целью иметь

действительное получение информации (с последующей поддержкой или критикой

высказанного мнения), а отдаленной целью — намерение заявить о себе, утвердить

свой статус. Обращение к ребенку: «Помоги маме приготовить обед» может

выступать побуждением к действию в данной конкретной ситуации и одновременно —

воспитательным воздействием, направленным на формирование готовности и умения

взаимодействовать с другими людьми способности уступить, соподчинять свои

интересы с интересами других и т.д. Хотя часто люди более или менее тщательно

скрывают или маскируют свои отдаленные цели, их можно выявить по общему

характеру разговора, по непроизвольным (вербальным или невербальным)

проявлениям говорящего. Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом

полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров

расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел

сообщения, — послание будет правильно понято. Если же образы мира у партнеров

сильно отличаются, понимание будет затруднено.

К социально-ролевым структурным компонентам речевой

коммуникации следует отнести статусные и ситуативное роли участников общения, а

также используемые ими к стилевые приемы.

Понятие «статусная роль» указывает на поведение,

предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.д.)

положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от его

участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это

необходимо для того, чтобы сориентироваться в ситуации и выбрать

соответствующую манеру речевого поведения. Не случайно, когда представляют друг

другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей,

остальные опознаются по внешнему виду человека или предполагаются

сопутствующими названной роли.

По ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли

говорящих, существенно влияющие на характер общения. В их числе: лидер, стремящийся

вести разговор и контролировать его ход;

«посредник» — следящий за общим ходом беседы,

уравновешивающий интересы различных людей;

«капризный ребенок», нарушающий любые запреты, выступающий

с независимыми суждениями;

«гибкий человек», готовый приспособиться к различным

ситуациям и др.

 

Язык

и значение

 

На первый взгляд отношение между языком и значением кажется

совершенно ясным. Мы выбираем правильное слово, а люди будут истолковывать

вложенный в него смысл верно. На самом деле отношение между языком и значением

вовсе не так просто по двум причинам: язык должен быть выучен, а использование

языка — это творческий акт.

Во-первых, мы не рождаемся знающими язык. Скорее, каждое

поколение, принадлежащее определенному языковому сообществу, изучает язык заново.

Многое мы узнаем на ранней стадии жизни, от наших родных, еще больше изучаем в

школе. Но мы не всегда умеем использовать те же самые слова для тех же самых

целей.

Второй причиной некоторых трудностей в отношении между

языком и значением служит то, что несмотря на наличие в языках синтаксиса и

грамматики, каждое высказывание — это творческий акт. Когда мы говорим, то

используем язык для создания новых предложений, которые и несут вложенный нами

смысл. Несмотря на то что при случае мы повторяем конструкции предложений,

принадлежащих другим людям, чтобы выразить наши мысли и чувства, некоторые из

наших собственных высказываний уникальны.

Третьей причиной сложности отношений между языком и

значением является различное восприятие людьми смысла слов. Слова имеют два

типа значений: денотативное и коннотативное. Необходимо понимать оба значения

слова — денотативное и коннотативное.

Денотация. Прямое, явное значение, которое

языковое сообщество формально приписывает слову, называется его денотацией. Денотация слова — это его значение, которое мы находим в

словарях. В некоторых ситуациях денотативное значение слова не всегда ясно.

Почему? Во-первых, словарное толкование отражает текущую или прошлую практику,

принятую в языковом сообществе, и во-вторых, словарь использует слова для

определения других слов. В результате в разных словарях слова определяются

по-разному и часто имеют несколько значений, которые меняются со временем.

Кроме того, значение может меняться в зависимости от

контекста, в котором используется слово. Например, словарь толкует слово gay как «веселый», «полный жизни» и

«гомосексуалист».

Таким образом, контекст — место слова в предложении и

другие слова вокруг него — играет важную роль в правильной интерпретации

значения этого слова. Не только наличие других слов, синтаксиса и грамматики

словарного послания помогает нам понимать и обозначать смысл конкретного слова;

также имеет значение ситуация, при которой они были произнесены. Поймут ли

выражение: He’s really («Он, действительно, гей/веселый/ полон жизни») как

замечание о чьей-то сексуальной ориентации или о чьем-то веселом настроении,

зависит от обстоятельств, при которых шел разговор.

Коннотация. Чувства или оценки,

ассоциирующиеся у нас со словом, представляют собой коннотацию, которая может

играть даже более важную роль в понимании нами значения, чем само слово.

С.К. Огден и И.А. Ричардз (Ogden & Richards, 1923) были среди первых ученых,

рассмотревших непонимание между людьми из-за незнания общающихся о том, что их

субъективные реакции на слова основаны на их жизненном опыте. Денотативное и

коннотативное значения слова важны потому, что имеет значение лишь то, что

понял человек из вашего сообщения, независимо от того, что вы хотели передать.

Значение

изменяется в зависимости от подгруппы языкового сообщества.

Как мы уже упоминали ранее, внутри большого языкового

сообщества иногда формируются подгруппы с уникальными культурами. В этих

подгруппах формируются свои варианты основного языка, что приводит к появлению

значений слов, понятных только членам этих подгрупп. Люди из различных

субкультур смотрят на мир с различных точек зрения, поэтому иногда им трудно

понять друг с друга. Использование идиом представляется наиболее часто

встречающейся трудностью языка при его интерпретации представителями различных

культур.

В дополнение к подгруппам, основанным на расе, религии и

национальном происхождении, существуют также культурные подгруппы, объединенные

по поколениям, социальным признакам и политическим интересам. Знать чужую

культуру и быть чувствительным при коммуникации необходимо не только эмигрантам

или людям другого этнического происхождения. Скорее, осведомленность в

особенностях используемого языка важна для каждого типа общения. Развитие

языковых навыков для достижения большей ясности и понятности сообщений повысит

эффективность нашей коммуникации в любой ситуации.

 

Говорите

яснее

 

Независимо от того, беседуем ли мы, общаемся в группах или

произносим речь, мы можем говорить яснее, избегая двусмысленностей и путаницы.

Сравните эти два описания, когда люди оказались на волосок от гибели: «Какой-то

псих недавно чуть не врезался в меня» и «Пожилой мужчина на первоклассной

«Хонде Цивик» врезался в фонарный столб, проехав в паре дюймов от меня, едва не

задев. Это было на прошлой неделе, когда я собирался повернуть налево, стоя на

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты