Базовая мотивация. Стратегии ее выделения

Базовая мотивация. Стратегии ее выделения

Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.

Мотив – то, что побуждает и направляет деятельность субъекта. У Леонтьева мотив – обязательно предмет, непосредственно побуждающий к деятельности.

Потребность – состояние нужды в чем-либо, которое необязательно может быть закреплено в организме.

И потребности и мотивы – побудители действий.

Базовая мотивация – это основные мотивы поведения человека, первичные, универсальные.

Суть проблемы: где находится источник побуждения к действию?

Источник побуждения находится внутри субъекта - поиск базовой мотивации

Источник мотивации раскрывается при взаимодействии субъекта с объектом.

Основные положения базовой мотивации:

Мотивационная сфера разделяется на 2 уровня, на базовый (первичный) и производный (вторичный).

Базовый уровень считается генетически заданным, врожденным (базовый уровень - врожденный, производный - приобретенный). Производный уровень - значит, должен быть механизм приобретения или механизм преобразования базовой мотивации в производную.

Базовый уровень рассматривается как изначальный для анализа.

Основные стратегии выделения базовой мотивации:

1) Умозрительный подход (результат наблюдений и жизненного опыта) - Фрейд, Мак-Дауголл.

2) Факторный анализ - Р.Кетелл.

3) Эмпирический метод - проективные техники - Мюррей (ТАТ) - базовыми являются потребности и мотивы; более элементарное выделить нельзя, нет инструмента.

4) Анализ биографии, интервью, опросники.

Стратегии выделения базовой мотивации:

1) У. Мак-Дауголл. Выделение инстинктов (склонностей). Основное понятие - инстинкт или склонность. Инстинкт - это внутренний источник поведения, который восстанавливается во времени. Мак-Дауголл относил к инстинктам то, что нельзя разложить далее - потребность в общении, познавательную потребность, стремление к комфорту, передвижение в поисках новых впечатлений, сон. Механизм преобразования базовой мотивации - появление новых мотивов с помощью механизма запечатления, импринтинга (Лоренц). Результат запечатления - это производная потребность.

Признаки базовой мотивации (Хекхаузен - Мак-Дауголл):

1) врожденность, 2) постоянство проявления (идет изнутри, ее проявления не вызваны обстоятельствами), 3) устойчивость мотивации (в разных ситуациях, во времени – не насыщаются), 4) универсальность (видовая), 5) автономия (БМ не может быть удовлетворена замещающей деятельностью.

Инстинкт изначально присущ субъекту, побуждает к действию. Действие является результативным и снижает напряжение; затем инстинкт спонтанно возобновляется.

Если мотивацию, не только животных, но и человека, называют инстинктивной, то предполагается, что речь идет о мотивации биологической, врожденной. Врожденные мотивы входят в структуру инстинктов, являются компонентами инстинктивного поведения. Они называются мотивационными диспозициями – это внутренняя предрасположенность к определенным действиям. В инстинктивном поведении можно выделить 3 последовательных процесса:

Избирательность восприятия (познавательная составляющая). Предрасположенность к селективному восприятию в зависимости от специфических состояний организма (нужды), например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода.

Соответствующий эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые потребности, то и эмоциональные импульсы тоже будут базовыми. Инстинкт – любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности (основные) – рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный – 20 или 12 инстинктов.

Активность инструментального типа, направленная на достижение цели. Волевой (моторный) компонент, выражается в наличии механизмов (в организме), предназначенных для реализации инстинкта.

Триединство инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность действовать.

Лоренц изучал только третью часть. Он описал превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта.

Набор базовых инстинктов и составляет базовые мотивации:

Бегство (страх)

Неприятие (отвращение)

Любознательность (удивление)

Агрессивность (гнев)

Самоуничижение (смущение)

Самоутверждение (воодушевление)




Реклама
В соцсетях