О предмете психология

О предмете психология

СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы П 44

Петров Алексей

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


НОВОСИБИРСК

2004

План










Список использованных источников.. 3

Введение.. 4

История психологии... 5

Античная психология.. 5

Общее представление о психологии как науке.. 6

Научная и житейская психология.. 8

Предмет и задачи психологии. 9

Задачи современной психологии... 12

Современная психология и ее место в системе наук.. 14

Заключение.. 17


 

 

Цель:

Сделать хороший реферат, освоить эту тему.


Задачи:

Найти тему,  потратить время на изучение найденного матерьяла, кратко и внятно изложить главные мысли.

 
 

 

 

 

 

 


Список использованных источников

Литература:

1.       Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Валдос, 1999. – С. 8-25.

2.       Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988. – С. 48 – 63.

3.       Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989. – С. 15-62.

Internet:

1.       #"#">#"#">#"_Toc88409545">Введение

Психология как  наука  обладает особыми качествами,  которые отличают ее от других дисциплин.  Как систему проверенных знаний психологию   знают  немногие,  в  основном  только  те,  кто  ею специально занимается,  решая  научные  и  практические  задачи. Вместе  с  тем  как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.  Она представляется  ему  в  виде  собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи,  воли,  воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств  и  многого  другого.  Основные  психические  явления  мы непосредственно  можем  обнаружить  у  самих  себя  и   косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин "психология" появился  впервые в  16 веке.  Первоначально он относился к особой науке,  которая занималась изучением так называемых  душевных,  или  психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании  в  результате  самонаблюдения.  Позднее  в 17-19    вв.,    сфера   исследований   психологов   значительно расширилась,  включив в себя неосознаваемые психические процессы и деятельность человека.

В 20 столетии психологические исследования  вышли  за  рамки тех   явлений,   вокруг   которых   они   на   протяжении  веков концентрировались.  В этой связи название  "психология"  отчасти утратило свой первоначальный,  достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традициями  за  этой  наукой  сохраняется  ее прежнее название.

Предметом изучения   психологии  являются  конкретные  факты психологической жизни,  выяснения  психологических   законов   и закономерностей. Другими   словами   психология  изучает  факты, закономерности и механизмы психологической жизни.

Психология включает  в  себя  несколько  разделов,   приведу примеры некоторых из них :

Общая психология   исследует   индивида,   выделяя   в   нем познавательные процессы  и  личность.  Познавательные   процессы охватывают ощущения,      восприятие,      внимание,     память, воображение, мышление и речь.  С помощью этих процессов  человек получает и  обрабатывает  информацию о мире,  они же участвуют в формировании и   преобразовании   знаний.   Личность    содержит свойства, которые  определяют  дела  и поступки человека.  Это - эмоции, способности,    диспозиции,    установки,     мотивация, темперамент, характер и воля.

Социальная психология,  где   объектом   изучения   являются человеческие взаимоотношения,  явления,  возникающие  в процессе общения и взаимодействия людей друг  с  другом  в  разного  рода группах, в частности в семье, институте, в коллективе.

Генетическая психология  изучает  наследственные   механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференциальная психология     выявляет     и     описывает индивидуальные различия   людей,их   предпосылки    и    процесс формирования.

В возрастной  психологии  эти   различия   представлены   по возрастам. Эта   отрасль  психологии  изучает  также  изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Педагогическая психология   объединяет    всю    информацию, связанную с  обучением  и  воспитанием.  Особое  внимание  здесь обращается на  обоснование  и  разработку  методов  обучения   и воспитания людей разного возраста.

Юридическая психология  рассматривает   усвоение   человеком правовых норм и правил поведения.Три следующих   отрасли   психологии   -    медицинская    и  патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от норм в психике и поведении  человека.  Задача  этих  отраслей психологической науки     -    объяснить    причины    возможных психологических нарушений и обосновать методы их  предупреждения и лечения.


История психологии

Античная психология

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Общее представление о психологии как науке

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это - наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции - вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

 

Научная и житейская психология

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

 

 

 

Предмет и задачи психологии.

            Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты