Глава 2. Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей
2.1 Комплексный центр социального обслуживания населения
Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке [17].
В контексте нашей квалификационной работы исследовательской площадкой является Муниципальное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения.
Центр социального обслуживания (МУ КСЦН, далее - Центр) по Положению о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг инвалидам.
МУ КСЦН организуется и содержится за счет:
· средств бюджета субъекта Российской Федерации;
· средств местного бюджета;
· ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг;
· дополнительных внебюджетных поступлений, в т. ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги;
· доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти Челябинской области на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания инвалидов.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.
Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр имеет штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, открытые в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации.
Центр для достижения поставленных перед ним задач осуществляет предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе.
Здания или помещения, в которых располагается Центр и его Филиалы, находятся в муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помещения Центра обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.
Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территории других государств.
Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.
Основными задачами деятельности Центра являются:
— выявление лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
- разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром;
— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
— дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
— привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
Зачисление на обслуживание Центром осуществляется на основании:
· личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
· документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт; заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; справка об освобождении — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
· заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;
· акта материально-бытового обследования условий проживания;
· справки, свидетельства, удостоверения или другого документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
· справки, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Граждане, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также:
· справку органов местного самоуправления или жилищно-экс-плуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
· справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах.
Документы могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке.
Социальные услуги, в т.ч. входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам Центром бесплатно, либо на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.
В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
— социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
Среди различных форм социального обслуживания в нестационарных условиях наибольшее распространение получило надомное обслуживание, позволяющее инвалидам находиться в привычной домашней обстановке. Социальные работники данной службы организуют питание и доставку продуктов на дом, оказывают помощь в приобретении медикаментов и товаров первой необходимости, содействуют в обеспечении топливом, организуют мелкий Ремонт жилья, обрабатывают приусадебные участки, производят оплату коммунальных услуг.
С учетом все возрастающих потребностей создаются специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на Дому, работники которых оказывают и санитарно-гигиенические услуги, оказывают экстренную доврачебную помощь, выполняют медицинские процедуры.
Как показывает практика, организация надомного обслуживания и прежде всего социально-медицинское обслуживание инвалидов частично способствуют уменьшению потребности в размещении их в дома-интернаты.
— полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного tночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
Развивается сеть полустационарных учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь инвалидам, оказавшимся в экстремальной ситуации. В таких учреждениях они получают не только кров и пищу, но и консультации врачей, различные лечебные процедуры. Социальные работники помогают преодолеть одиночество, замкнутый образ жизни, восстановить активность. Практически во всех отделениях проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия (лекции, встречи, концерты).
В отделении дневного пребывания в Центре, расположенного по адресу улица Трубников, дом 59, есть 2 комнаты отдыха с мягкой мебелью, телевизором, библиотекой; холл, место для настольных игр и средства для их проведения. В отделении открыта спальня (на 10 человек), тренажерный зал, где желающие могут заниматься, но только под присмотром медицинского работника. В отделении работает столовая, медицинский кабинет. Заезды в настоящее время, в связи с низким экономическим обеспечением программы по 55 – 60 человек. Количество дней – 10. Заезды могут быть однотипными (например, заезды инвалидов ВОВ), могут быть смешанными.
Направлением на оформление путевки является справка из ЖЭК, справка о размере пенсии. В зависимости от обработанных данных обслуживание осуществляется бесплатно или за отдельную плату.
В отделении дневного пребывания наряду с медицинскими, социальными работниками есть ставка организатора культурно-досуговых мероприятий, который организует социально-активную деятельность граждан.
Пребывание в отделении только в будние дни с 8 до 16 часов.
— стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);
Одной из форм социального обслуживания является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся: дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов; дома-интернаты общего типа для инвалидов; детские дома-интернаты общего типа и специализированные; психоневрологические дома-интернаты; пансионаты для ветеранов войны и труда; геронтологические центры.
В эти учреждения направляются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Престарелые и инвалиды, желающие проживать в доме-интернате, обращаются в органы социальной защиты населения, которые оформляют необходимые документы: заявление; акт материально-бытового обследования с заключением о необходимости помещения в дом-интернат; медицинскую карту с рекомендациями врачей-специалистов и с указанием, в какой дом-интернат нужно направить гражданина; справку о размере пенсии.
— социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
В МУ КЦСН данное направление реализовано в организации консультаций, проведении патронажа в необходимых для этого случаях.
Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:
· выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;
· оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
· содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;
· осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
· обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
Продолжительность пребывания в Центре граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
Проанализированная нами структура деятельности Муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания позволяет сделать следующие выводы:
· Основываясь на необходимости организации социального обслуживания, Центр строит собственную деятельность согласно основным правовым и нормативным документам,
· Определяя значимость оказания помощи Центр предоставляет достаточно полный перечень услуг лицам, которые реализуются в разных формах.
· В организации деятельности социальных работников основным направлением является поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им своевременной помощи.
2.2 Организация работы по преодолению одиночества пожилых людей в Комплексном центре социальной защиты населения
Базой исследования является Комплексный центр социальной защиты населения, отделение стационарного пребывания. Выборку исследования составили пожилые люди, находящиеся в КЦСЗН на реабилитации, количество респондентов – 50 человек в возрасте от 56 до 63 лет.
С целью определения необходимости организации социальной помощи пожилым в условиях Центра нами была проведена анкета среди пожилых людей, находящихся в отделении дневного пребывания.
Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Оцените по пятибалльной системе необходимость организации Центров социального обслуживания.
2. Какие проблемы являются для Вас наиболее актуальными?
3. Какие способы решения данных проблемы в условиях Центра социального обслуживания Вы видите?
4. Помощь каких специалистов необходима Вам в решении проблем?
Анализ проведенной анкеты помолвил сделать следующие выводы:
1. Оценив по пятибалльной системе необходимость создания Центров социального обслуживания инвалидов, были получены следующие данные:
· 45 человек (90%) оценили необходимость в 5 баллов, что свидетельствует о достаточно актуальной проблеме организации подобных образований;
· 5 человек (10%) оценили необходимость в 4 балла, определив это наличием уже существующих Центров.
2. Наиболее актуальными проблемами пожилых людей являются:
· 96% - проблема одиночества, несмотря на наличие детей и внуков;
· 86% - невозможность применить собственные знания на практике;
· 72% - низкий уровень социальной активности вследствие инвалидности;
· 72% - проблемы общения и организации межличностного взаимодействия;
· 58% - проблема невнимания со стороны окружающих;