Оценочные шкалы (MMPI)

Как индикатор свойственных истероидному характеру попыток представить себя в более выгодном свете известное значение имеют сочетающиеся с подъемом на третьей шкале высокие баллы по шкалам L и отчасти К. Умеренное повышение профиля по третьей шкале, особенно в комбинации с таким же умеренным подъемом на девятой шкале, может служить благоприятным прогностическим показателем успешности испытуемого в деятельности, требующей развитого воображения, фантазии, умения идентифицировать себя с какой-либо ролью, оказывать эмоциональное воздействие на людей (особенно в больших грушах).

Распространенным случаем обращения родителей или воспитателей за помощью к консультанту-психологу или психиатру являются девиантные, неприемлемые для общества формы поведения подростка, обусловленные игнорированием или даже активным отверженцем им существующих в данном обществе социальных норм и ценностей. В зависимости от выраженности пика профиля на четвертой шкале отражаемая им степень отрицания общепринятого уклада жизни и лежащих вето основе представлений о ценностях может варьировать от усиления вообще свойственных подросткам нонконформизма, реакций оппозиции и протеста до явно асоциального поведения, сопровождающегося повторным нарушением правовых норм, что нередко расценивается как проявление асоциальной психопатии. Такие подростки зачастую попадают в поле зрения не только психиатра, но и правоохранительных органов.

Причины формирования такого рода форм поведения разнообразны. К ним, в частности, относятся неоформленность, нечеткость социальной роли, вызванные тем, что от подростка требуют выполнения многих обязанностей взрослого и в то же время мотивируют ограничения его прав несовершеннолетием. Такое сочетание способствует усилению реакций оппозиции и протеста. Благополучное освоение новой для него роли взрослого может быть, в частности, затруднено отсутствием или неприятием в детстве образца для положительной идентификации, перенесением на общественные структуры власти протеста против авторитарной атмосферы в семье. Все это ведет к фиксации инфантильных стереотипов поведения, варьирующих от умеренного, чисто внешнего нонконформизма до явной асоциальности.

С пиком на четвертой шкале связано также повышение вероятности включения подростка в обособленные от общества группы сверстников. Этому способствует экстравертированность, представляемая на профиле низкими баллами по нулевой шкале. Следует также иметь в виду, что в подобные группы, в силу свойственной подросткам реакции группирования, могут включаться те, у которых пик профиля на четвертой шкал изначально отсутствовал. Однако, субкультура группы может стать причиной появления пика на четвертой школю за счет усвоения ценностей соответствующей девиантной группы. В этих случаях правильнее говорить не об антисоциальном, а о диссоциальном поведении. Если в таких случаях удается достичь коррекции поведения при включении подростка в группу с положительной социальной ориентацией, отмечается снижение уровня профиля на четвертой шкале.

Отвержение морально-этических норм, неспособность обучаться на собственном негативном опыте, импульсивность, тенденция к объединению в асоциальные группы могут способствовать развитию наркомании, алкоголизма, - делинквентности поведения.

В структуру новых социальных ролей, которые формируются у подростка, входит и вызываемая к жизни под влиянием физиологического созревания необходимость идентификации с определенным полом.

Процесс этот протекает не всегда гладко, причем условия раннего воспитания в семье или заменяющей ее группе имеет не меньшее значение для его нормального или анормального хода, чем биологические факторы (распределение хромосом, соотношение мужских и женских половых гормонов). Нарушение идентификации с образом родителя того же пола, желание родителей иметь ребенка другого пола, сопровождающееся стремлением развить у него или у нее соответствующие интересы и умения, могут привести к несвойственной данной культуре женственности у мальчиков и мужских черт характера у девушек. Выявление подобных неадекватных половых черт облегчается оценкой баллов по пятой шкале, высокие баллы которой указывают на возможность несоответствия между формальной принадлежностью подростка к определенному полу и его (или ее) идентификацией с социальной и культурной ролью мужчины или женщины.

Хотя повышение профиля на пятой шкале отражает преимущественно несоответствие реальному полу характерологических черт и культурного стереотипа, в силу свойственной подростковому возрасту недостаточно дифференцированной сексуальности в некоторых случаях при особо неблагоприятных обстоятельствах (например, в поддерживающей такое развитие социальной среде и/или при отсутствии корригирующих мероприятий) выявляемые пиком на пятой шкале отклонения могут принимать форму гомосексуализма и других нарушений типа трансвестизма, транссексуализма. Низкие (ниже 50) баллы по пятой шкале свидетельствуют о подчеркнутой или даже гипертрофированной демонстрации подростком принадлежности к своему полу, что иногда является признаком невротической гиперкомпенсации противоположных (гомосексуальных) желаний.

Изолированный небольшой пик на шестой шкале, не достигающий 70 Т-баллов (без существенного повышения баллов на остальных шкалах), указывает на целеустремленность и постоянство интересов подростка, поскольку в данном случае устойчивость аффекта может служить стабилизирующим фактором. Проявления этой устойчивости в поведении подростка в значительной мере определяются направленностью интересов и особенностями социализации. Отражая целенаправленность, настойчивость, упорство в достижении цели, умеренный подъем на шестой шкале позволяет говорить о способности Добиваться высоких достижений. В то же время при недостаточной интериоризации социальной нормы пик на шестой шкале (особенно при сочетании его с пиком на четвертой) отражает склонность к конфликтам, к перенесению на окружающих вины за собственные проступки и неудачи, затяжные реакции протеста, упорное оппозиционное поведение. В любом случае подростки с доминирующим пиком профиля на шестой шкале воспринимаются как упрямые, плохо поддающиеся корригирующему влиянию со стороны воспитателей.

Если пик профиля на шестой шкале выражен значительно, существенно превосходит другие шкалы профиля, превышает 70 T-баллов, то это с высокой степенью вероятности указывает на возможность формирования на базе аффективной ригидности сверхценных образований. Наиболее четко это проявляется в сверхценном отношении к неблагоприятным обстоятельствам, к нарушенным отношениям со сверстниками и преподавателями или родителями, принимающим форму 'неоправданно значимого конфликта. В такой ситуации может иметь место также сверхценная оценка значимости действий окружающих (иногда с приписыванием им злого умысла), настороженность и подозрительность,

Выраженный пик профиля на шестой шкале может отражать также сверхценные увлечения, а сочетание с пиком на восьмой шкале может указывать на своеобразные мировозренческие построения, приобретающие для подростка особую ценность. Следует' иметь в виду, что при сочетании со значительным подъемом профиля на других шкалах пик на шестой шкале может указывать на высокую вероятность хронифицирования психопатологических явлений, характер которых определяется этим сочетанием.

Повышению профиля на седьмой шкале соответствуют у подростка личностные особенности, в основе которых лежат тревожность, нерешительность, склонность к сомнениям. В то же время их отличает тщательность, чувство ответственности, высокий уровень внутреннего стандарта, социальная ориентированность. При умеренном повышении профиля на седьмой шкале эти последние черты могут выступать на первый план и способствовать успешности таких подростков, особенно в стабильных условиях, при благожелательном отношении окружающих и достойной оценке их добросовестности.

При более выраженном повышении профиля на седьмой шкале тревожная боязливость, чувство внутреннего беспокойства, неуверенность в своих силах затрудняют выполнение обычной деятельности и межличностные контакты. Успеваемость в школе у таких подростков бывает ниже, чем их интеллектуальные возможности. Особенно плохо переносятся устные экзамены, на которых в результате волнения и боязни оказаться несостоятельным ухудшается способность вспомнить нужный материал и последовательно изложить свои мысли. При выполнении письменных работ подросток из-за чрезмерной тщательности и постоянных сомнений часто не успевает закончить их в срок. Мучительной бывает необходимость выступать перед аудиторией. Даже при наличии достаточной мотивации боязнь переживания неудачи препятствует эффективному участию в работе, требующей принятия самостоятельных решений, особенно ответственных, что проявляется в снижении инициативы, активности и в стремлении избежать конкуренции при выполнении такой работы. Вопреки иногда высокой потребности в общении такие подростки могут избегать сверстников из-за стеснительности, робости, боязни насмешек.

В ситуациях, усиливающих тревожность (что сопровождаете повышением профиля на седьмой шкале), возникает ожидание чего-либо плохого, по ничтожным поводам появляются сомнения, опасениям боязнь оказаться несостоятельным. Тревожное ожидание неприятностей может распространяться и на близких людей, неожиданное отсутствие которых вызывает мысли о том, что они стали жертвой несчастного случая. Большая впечатлительность может обусловить затяжные реакции в виде подавленного настроения после неприятных переживаний (в этих случаях обычно отмечается дополнительный подъем на второй шкале и/или плато на шкалах семь-восемь). Стараясь оградить себя от ситуации, усиливающих тревогу, подростки с рассматриваемыми чертами обнаруживают предпочтение к установленному стереотипу жизни и деятельности, вынужденные изменения которого, отход от запланированных мероприятий могут сопровождаться подавленностью, либо раздражением и даже агрессивностью.

Из патологических образований наиболее вероятен синдром навязчивых состояний с формированием различных защитных действии (ритуальное и ограниченное поведение) и реже- ипохондрический синдром, в частности, с элементами дисморфофобии (в этом случае отмечается сочетание с пиком на первой шкале профиля). Следует учитывать вероятность компенсации указанных черт в благоприятных условиях по мере взросления.

Пик профиля на восьмой шкале отражает аутистическую тенденцию, склонность к погружению в свой внутренний мир, неадекватность эмоциональных реакций на социальные контакты, недостаточную способность к интуитивному восприятию и проигрыванию чужих ролей, к сопереживанию. Все это приводит к своеобразию восприятия и оценки нестандартности логических построений, которые при умеренная выраженности этих черт и хорошем интеллекте могут проявляться в своеобразной одаренности и умении формировать оригинальные решения.

Эти черты часто проявляются уже в детстве, отражая отклонения от нормальной социализации в процессе индивидуального развития. В подростковом возрасте такие черты могут усиливаться или впервые появляться в связи с рядом характерных возрастных особенностей, к которым могут быть отнесены чувство оторванности, одиночества, своей индивидуальности, непохожести на других, ролевая и личностная неопределенность, тяготение к общим теориям и формулам, создание собственных теорий политики, философии, своеобразный эгоцентризм мышления, склонность принимать крайние позиции,  потребность в общении и одновременная избирательность его, которые в период перехода к взрослости связаны с увеличением числа и расширением диапазона социальных ролей. Если пик на восьмой шкале в значительной мере связан с подростковым кризисом развития, то при последующих исследованиях в более зрелом возрасте может отмечаться его снижение или даже исчезновение.

При выраженном пике профиля на восьмой шкале недостаточная обратная связь с социумом часто приводит у подростков к более или менее искаженным взаимоотношениям с окружающими ввиду невозможности правильно оценить как их отношение к себе, так и последствия своих поступков. Не формируется адаптивное представление о социально желательном поведении, хотя при достаточной компенсации оно может регулироваться чисто внешними, формальными ограничениями.

Вследствие отсутствия внутренних условий для возникновения адекватных форм поведения некоторые из ситуаций, обычно считающихся стимулирующими, могут оставлять аутичного подростка безразличным, другие же, казалось бы банальные, способны вызывать у него неожиданно сильные эмоциональные реакции. Реакции подростков при тенденции к аутизму, несмотря на их разнообразие (.пассивность, робость, крайняя застенчивость, сензитивность, но также и суетливость, капризность, раздражительность, озлобленность, грубость), отличаются несоответствием ситуации. Кроме того, их зачастую отличает отсутствие свойственной возрасту непосредственности и целостности переживаний. Как правило, сочетаются различные эмоциональные проявления, часто противоположного свойства, например, холодность и чувствительность.

Эмоциональная отгороженность может обусловливать и когнитивную изоляцию, которая вызывает потерю интереса к реальному, конкретному окружению с образованием наклонности к фантазированию, мудрствованию, беспредметному философствованию, к необычным увлечениям. Изложение ими своих взглядов и концепций, несмотря на достаточный словарный запас, воспринимается окружающими как расплывчатое и нечеткое.

Аутистическая тенденция обычно затрудняет включение в группу сверстников, но даже при внешней экспансивности и поддержании формального общения эмоциональных контактов у таких подростков не возникает. В то же время их могут привлекать девиантные молодежные группы и течения, удовлетворяющие их потребность в своеобразии и позволяющие реализовывать необычные подходы. Пику профиля на девятой шкале у подростков соответствует повышение активности и общительности, расширение круга социальных контактов, снижение уровня тревоги, оптимистическое восприятие ситуации, преувеличение своих возможностей, легкость вхождения в новую среду и новую ситуацию, хорошая сообразительность, способность “схватывать все на лету”. Они отличаются большей легкостью эмоционального реагирования, положительной оценкой окружающих, оптимизмом.

При умеренном повышении профиля на девятой шкале поведение может быть достаточно адаптивным, однако и в этом случае оно отличается большей выраженностью ряда черт, вообще характерных для подросткового возраста: стремление к самореализации и независимости, общительность и склонность к группированию (со стремлением к лидерству), озорство и шумливость, неусидчивость. Такие черты у подростка обычно расцениваются как выражение живого, общительного характера и редко приводят окружающих к мысли о необходимости психологической коррекции. В благоприятной социальной среде с адекватными мерами воспитания гипертимические черты могут даже способствовать хорошей адаптации подростка в коллективе и высокой продуктивности деятельности, если последняя его захватывает. Усиление описанных черт отражается в возрастании пика профиля на девятой шкале. При выраженном его повышении состояние характеризуется повышенным настроением, возрастанием активности, многоречивостью, отвлекаемостью и непоследовательностью мышления. При такой степени гипертимности подросток может категорически отвергать любые авторитеты, становиться неуправляемым, дерзким, непримиримым в своих взглядах, неприятие которых окружающими может вызывать у него вспышки раздражения. Появляется излишняя самоуверенность, которая при повышенной потребности в деятельности и столкновении с препятствиями вызывает конфликты. Свойственное гипертимным личностям сравнительно сильное половое влечение, а также возросшая жажда удовольствий могут приводить в условиях ослабления морально-этического контроля (что отражается в сопутствующем пике на четвертой шкале) к антисоциальным поступкам, часто групповым.

Поскольку индивидуальное психическое развитие в большей степени зависит от готовности к получению информации и от особенностей данного процесса, полезные сведения об этом аспекте формирования личности дает нулевая шкала, позволяющая выявлять тенденцию к интро- и экстраверсии. Согласно воззрениям К. Leonhard, эти полярные личностные черты определяются тем, что в мышлении и действиях при экстраверсии преобладает роль ощущений, а при интроверсии - представлений. В течение периода развития психики ребенок проходит путь от непосредственной реакции на события, воздействующие на его органы чувств, к меньшей зависимости от внешних влияний, когда его действия во все возрастающей степени становятся результатом мыслей, основанных на сформировавшихся представлениях. Иными словами, происходит движение от экстраверсии к относительной интроверсии. От того, на каком уровне завершается это движение, зависит большая или меньшая представленность у субъекта соответствующей черты. Таким образом, у подростка, находящегося еще на пороге зрелости, выявляющаяся тенденция в том или ином направлении может носить преходящий характер (как, впрочем, и многие другие свойственные этому возрасту черты).

При преобладающей экстраверсии, обнаруживаемой низкими баллами по нулевой шкале, можно ожидать настойчивого стремления к новым впечатлениям. Поскольку нулевая шкала отражает степень социальной митра- и экстраверсии, нарастание экстраверсии (снижение уровня профиля на нулевой шкале) будет выражаться в усилении свойственного подросткам стремления к расширению круга контактов, которые при очень низких значениях этой шкалы обычно поверхностны, нестойки. В группе подростки с низкими баллами по нулевой шкале (особенно при умеренном ее снижении) легко принимают на себя социальные обязанности, связанные с широкими межличностными взаимодействиями. Легкость и простота установления межличностных контактов может обеспечить успешность в общественной и других формах деятельности, связанных с общением.

Представленная высокими баллами по нулевой шкале профиля тенденция к интроверсии означает, как упоминалось выше, что в жизни данного субъекта представления имеют большее значение, чем ощущения. Таким образом, поступающая извне информация подвергается более глубокой переработке до предпринимаемых на ее основе действий, чем при преобладании экстраверсии. До известной степени это дает преимущество в смысле способности к более точной оценке и прогнозированию событий. Однако при превышении оптимального уровня (высокие баллы на нулевой шкале) черты интровертированности способствуют такому субъективизму в понимании окружающего, который может граничить с отрывом от реальности. Смещение акцента & сферу мышления может происходить за счет ослабления готовности к деятельности, в связи с чем глубоко интровертированный подросток обычно внешне пассивен. Поскольку речь идет о социальной интроверсии, при высоких баллах на нулевой шкале отмечаются нудности установления социальных контактов, стремление уклониться от принятия на себя социальной ответственности. Эмоциональная потребность в общении при этом может сохраняться и Даже .быть высокой, нередко реализуясь в стабильных, избирательных и обычно немногочисленных контактах. Трудности общения могут возникать в результате своеобразия интересов интровертнрованного подростка, его неспособности найти среди сверстников понимания его идей, а также вследствие несоответствия созданного его воображением идеального образа друга (подруги) тем, с кем приходится сталкиваться в окружении.

Изолированный пик на нулевой шкале, отражая глубокую степень интроверсии, нередко указывает и на аутистическую тенденцию и в этом случае близок по своему диагностическому значению к пику на восьмой шкале. За исключением такого изолированного подъема на нулевой шкале, изменения высоты профиля на этой шкале сами по себе не указывают на наличие психопатологических явлений, однако в сочетании с другими шкалами могут отражать характерные особенности таких явлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты