На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики «Тест неоконченных предложений», то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.
Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.
Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними.
Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.
Приложение 1.
Тест неоконченных предложений
1. Думаю, что моя команда редко…
2. Если все товарищи по команде против меня, то…
3. Я всегда хотела…
4. Будущее в спорте кажется мне…
5. Мой тренер…
6. Если бы я правильно тренировалась…
7. Я тренируюсь много, но…
8. Когда я впервые подумала о спорте…
9. Когда я вижу спортсмена…
10. Когда я вижу спортсменку…
11. Когда ждешь спортивной победы…
12. Судьи в спорте всегда…
13. Честная победа в спорте…
14. Сделала бы все, чтобы забыть…
15. Когда у меня успех, мои товарищи…
16. Если в спорте огромные трудности…
17. Победа моей команды…
18. Мой личный успех на соревновании…
19. Когда необходимо рисковать…
20. Если я очень устаю на соревновании…
21. Спортивное достижение – это…
22. Если на соревновании сильный противник…
23. Если есть свободное время…
24. Мало кто знает, что я боюсь…
25. В моей ссоре с товарищами по команде…
26. Не люблю людей, которые…
27. Иногда в душе моей просыпается…
28. Я к своим товарищам отношусь…
29. Моей большой ошибкой было…
Приложение 2.
Социоматрица
Таблица группировок
Кого выбирали
Кто выбирал
1
2
3
4
5
6
1
2
4
5
6
3
1. Кс.
+
-
+
+
+
1. Кс.
+
+
+
+
-
2. И.
+
-
+
+
+
2. И.
+
+
+
+
-
3. Л.
+
+
+
+
+
4. Т.
+
+
+
+
4. Т.
+
+
+
+
5. К.
+
+
+
+
-
5. К.
+
+
-
+
+
6. М.
+
-
+
+
-
6. М.
+
-
-
+
+
3. Л.
+
+
+
+
+
выбор
5
4
-
5
5
5
взаимовыбор
4
3
-
4
4
3
отрицательные
-
1
4
-
-
-
взаимоотриц.
-
-
-
-
-
-
Р+
Список литературы.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М.,1993.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995.
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.
6. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М., 1984.
7. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996.
8. Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта. - «Теория и практика физической культуры». №5, 1997.
9. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.
10. Марищук В. Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
13. Практикум по общей психологии. – М., 1990.
14. Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.
15. Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды./Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.
16. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. – «Вопросы психологии». №5, 1996.
17. Степанова С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.
18. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.
19. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.
20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.
21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.
22. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
23. Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.
24. Boldwell D. High performance team,1996.
25. Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings.
26. Katzenbach J., Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.