Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием

На этом  возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками.  Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики «Тест неоконченных предложений», то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды.

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды.

    Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. 

 Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением)    поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.



Приложение 1.

Тест неоконченных предложений

 

1.  Думаю, что моя команда редко…

2.     Если все товарищи по команде против меня, то…

3.     Я всегда хотела…

4.     Будущее в спорте кажется мне…

5.     Мой тренер…

6.     Если бы я правильно тренировалась…

7.     Я тренируюсь много, но…

8.     Когда я впервые подумала о спорте…

9.     Когда я вижу спортсмена…

10. Когда я вижу спортсменку…

11. Когда ждешь спортивной победы…

12. Судьи в спорте всегда…

13. Честная победа в спорте…

14. Сделала бы все, чтобы забыть…

15. Когда у меня успех, мои товарищи…

16. Если в спорте огромные трудности…

17. Победа моей команды…

18. Мой личный успех на соревновании…

19. Когда необходимо рисковать…

20. Если я очень устаю на соревновании…

21. Спортивное достижение – это…

22. Если на соревновании сильный противник…

23. Если есть свободное время…

24. Мало кто знает, что я боюсь…

25. В моей ссоре с товарищами по команде…

26. Не люблю людей, которые…

27. Иногда в душе моей просыпается…

28. Я к своим товарищам отношусь…

29. Моей большой ошибкой было…



Приложение 2.


Социоматрица

 

 

 

 

 

 

 

Таблица группировок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кого выбирали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто выбирал

1

2

3

4

5

6

 

 

1

2

4

5

6

3

1. Кс.

 

+

-

+

+

+

 

1. Кс.

 

+

+

+

+

-

2. И.

+

 

-

+

+

+

 

2. И.

+

 

+

+

+

-

3. Л.

+

+

 

+

+

+

 

4. Т.

+

+

 

+

+

 

4. Т.

+

+

 

 

+

+

 

5. К.

+

+

+

 

+

-

5. К.

+

+

-

+

 

+

 

6. М.

+

-

+

+

 

-

6. М.

+

-

-

+

+

 

 

3. Л.

+

+

+

+

+

 

выбор

5

4

-

5

5

5

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимовыбор

4

3

-

4

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

отрицательные

-

1

4

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимоотриц.

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Р+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Список литературы.

 

1.     Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.,1998.

2.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

3.     Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М.,1993.

4.     Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995.

5.     Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.

6.     Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М., 1984.

7.     Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996.

8.     Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта. -  «Теория и практика физической культуры». №5, 1997.

9.     Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990.

10.  Марищук В. Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.

11.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

12.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

13.  Практикум по общей психологии. – М., 1990.

14.  Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.

15.  Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды./Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985.

16.  Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. – «Вопросы психологии». №5, 1996.

17.  Степанова С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.

18.  Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.

19.  Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

20.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

21.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995.

22.  Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

23.  Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.

24.  Boldwell D. High performance team,1996.

25.  Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings.

26.  Katzenbach J., Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты