· шкала враждебности, включающая в себя показатели обиды и подозрительности.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Так же в исследовании была использована методика проективного рисунка “Если бы я был(а) оружием, то каким”.
Проективный рисунок «Если бы я был (а) оружием, то каким» отражает общий уровень агрессивности, а также позволяет понять, как человек может повести себя в конфликтной ситуации. Представляя и изображая себя тем или иным оружием, рисующий переносит на бумагу собственную, более неосознанную, чем при ответах на вопросы вербального теста, агрессивность.
По тому, какое оружие – ближнего или дальнего боя – изображает испытуемый можно судить о степени его общей агрессивности. Изображение оружия ближнего боя может говорить о том, что человек четко осознает границы территории, которую он защищает. Такому человеку нужно подпустить к себе близко агрессора, чтобы выразить характерные для данного человека агрессивные и враждебные реакции.
Изображение оружия дальнего боя говорит о более высокой агрессивности, нежели изображение оружия ближнего боя, потому что такому человеку нет необходимости близко подпускать к себе врага, «убить» его он сможет и на расстоянии. Другими словами, человек, представляющий себя оружием ближнего боя, навряд ли станет проявлять агрессию по отношению к незнакомым или малознакомым людям; в то время как для индивида, рисующего оружие дальнего боя, неважно по отношение к кому проявлять агрессию.
Говорит о повышенной агрессивности человека изображение оружия массового поражения, то есть оружия, которое направлено как на уничтожение противника, так и на других, «невинных жертв боя», в том числе на возможное уничтожение собственной личности.[26]
В исследовании принимали участие ученики девятого класса в возрасте 14-16 лет. Количество испытуемых – 23 человека, из которых испытуемых женского пола 12 человек, мужского – 11 человек. Процедура исследования проходила в школе в два этапа – сначала опрашивались девочки, затем мальчики. Инструкция испытуемым в рамках опроса была следующей:
1) “Перед вами опросник, в котором содержатся 75 утверждений, касающихся вашего поведения. Если вы согласны с утверждением, то поставьте рядом с его номером знак “+”, если не согласны – знак “-”. Долго не задумывайтесь. И будьте предельно правдивы в своих ответах – помните, эта информация останется анонимной”.
2) “Если бы вы были оружием, то каким?”
Полученные результаты отражены в следующем параграфе.
3.2 Результаты исследования и выводы
Из 23 полученных рисунков 7 (30%) имели изображение оружия ближнего боя, 11 (48%) – оружия дальнего боя и 5 (22%) рисунков – оружия дальнего боя массового поражения. В результате это позволило разделить всю выборку испытуемых на 3 подгруппы в соответствии с изображенным оружием. Далее в каждую подгруппу были включены индексы враждебности и агрессивности испытуемых, полученные благодаря опроснику Басса и Дарки. Полученные результаты отображены в Таблице 1 (Приложение 1).
Затем были вычислены средние значения индексов враждебности и агрессивности в каждой подгруппе. Средние значения отображены в Таблице 2 (Приложение 2).
Как видно из Таблицы 2, самые высокие показатели индексов агрессивности и враждебности находятся в подгруппе, изобразившей оружие массового поражения. Для наглядности соотношение индексов и оружия можно отобразить в виде диаграммы 1 (Приложение 2).
В соответствии с ключом опросника Басса и Дарки и учетом нормы индексов можно сказать, что уровень враждебности является завышенным во всех трех подгруппах. Причем, индекс враждебности в подгруппе, изобразившей оружие ближнего боя является выше индекса в подгруппе, изобразившей оружие дальнего боя, а это противоречит предположениям, включенным в исследовательскую гипотезу.
Как говорилось выше, самые высокие показатели индексов зафиксированы в подгруппе 2 (дальний Масс.). Индекс агрессивности в норме во всех подгруппах (в соответствии с ключом), но во второй он находится на верхней границе нормы.
Индекс агрессивности повышается в зависимости от изображенного оружия. Самый низкий показатель (18,6) в подгруппе 3 (ближний бой), затем в подгруппе 1 (21,7), которая изобразила оружие дальнего боя и самый высокий (24,8) – подгруппа 2. Следовательно, можно сделать вывод, что вид изображенного оружия и индекс агрессивности имеют соотношение между собой.
В настоящем исследовании индекс агрессивности является осознаваемым, вербальным показателем, так как методика Басса и Дарки, направленная на вычисление этого уровня, предполагает некое вербализованное включение испытуемого в анализ собственного поведения. Методика проективного рисунка “Если бы я был(а) оружием, то каким” напротив является здесь показателем невербальным и, по большей части, неосознанным. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что индекс враждебности ни как не соотносится с типом изображенного оружия. Индекс агрессивности же как раз имеет искомое соотношение с типом оружия. Таким образом, гипотеза исследования о том, что осознаваемый уровень агрессивности соотносится с неосознаваемым уровнем, считается подтвержденной. Следовательно, можно предположить, что изображение оружия дальнего боя и оружия массового поражения является показателем повышенного уровня осознанной агрессивности.
Заключение
Данная работа отражает аспекты становления агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются различные факторы, которые могут служить источником усвоения агрессивных моделей: семейные отношения, взаимодействие со сверстниками в детском саду или школе, влияние наиболее доступных подростку средств массовой информации таких, как телевидение и интернет.
В первой главе рассматриваются эти факторы, и проводится анализ возможного влияния и мощности каждого потенциального источника и примера агрессивности. Также проводится анализ результатов нескольких исследований о влиянии СМИ на поведение.
Во второй главе рассматриваются индивидуальные детерминанты агрессивности. Здесь анализируется взаимосвязь личностных образований индивида с агрессивностью, описываются некоторые черты характера, которые детерминируют определенные виды эмоциональных реакций. Помимо этого во второй главе поднимается тема о влиянии установок и ценностей на явление агрессии и, в свою очередь, влияние агрессивности на установки и ценности. Также здесь проводится сопоставление и сравнение стратегий и особенностей агрессивного поведения в гендерном аспекте.
Третья глава посвящена исследованию особенностей подростковой агрессивности. При помощи двух методик исследуется соотношение осознаваемого (вербального) уровня агрессивности с неосознаваемым (невербальным) уровнем. Также проводится исследование уровней враждебности. В результате исследования сформулированная ранее гипотеза подтвердилась, и было выявлено соотношение между осознанным и неосознанным уровнем агрессивности.
Исследование в рамках данной работы имело цель сопоставить уровни агрессивности и сделать акцент на осознанных компонентах агрессивного поведения. Ведь в настоящее время оградить ребенка от источников возможного усвоения моделей агрессии практически невозможно. Жизнь современного человека, начиная с ранних лет, происходит в сложнейшем переплетении различных социальных институтов, и совершенно невозможно полностью контролировать извне процесс усвоения информации ребенком в ходе социализации. Таким образом, возможно, следует обратить внимание именно на развитие в ребенке навыков сознательного контроля и рефлексии, усилить влияние на культивацию и поддержание этих навыков. Ведь благодаря наличию этих способностей, грамотному усвоению основ морали и культурных ценностей, а также адекватному пониманию социальных последствий собственного поведения – процесс внешнего контроля может стать второстепенной задачей.
Список использованной литературы
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000.
2. Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999
3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997.
4. Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
6. Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб. «Питер» 2006
8. Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003
9. Келер Х. Загадка страха. М.: Москва, 2003
10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М: Наука, 1981
11. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: “Академический проект” 2000
12. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер»
13. Бандура А. Подростковая агрессия. СПб. «Питер» 2000
14. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002
15. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 2000
16. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ред. и сост. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2007
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: “Питер” 2008
Приложение 1
Таблица 1 - Полученные данные по методике Басса-Дарки и методике “Если бы я был оружием, то каким”.
№ |
№ испыт. |
Пол |
Возраст |
Вид изображенного оружия |
враждебность |
агрессивность |
1 |
1 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
21 |
2 |
2 |
м |
15 |
дальний бой |
12 |
12 |
3 |
3 |
м |
15 |
дальний бой |
13 |
18 |
4 |
4 |
м |
15 |
дальний бой |
11 |
20 |
5 |
5 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
24 |
6 |
6 |
м |
15 |
дальний бой |
8 |
27 |
7 |
7 |
м |
16 |
дальний бой |
11 |
23 |
8 |
10 |
м |
16 |
дальний бой |
5 |
18 |
9 |
5 |
ж |
15 |
дальний бой |
10 |
17 |
10 |
7 |
ж |
16 |
дальний бой |
12 |
30 |
11 |
8 |
ж |
16 |
дальний бой |
15 |
29 |
1 |
8 |
м |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
20 |
2 |
9 |
м |
16 |
дальн. Масс. |
14 |
27 |
3 |
4 |
ж |
16 |
дальн. Масс. |
13 |
23 |
4 |
6 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
12 |
27 |
5 |
11 |
ж |
15 |
дальн. Масс. |
11 |
27 |
1 |
11 |
м |
16 |
ближний бой |
12 |
23 |
2 |
1 |
ж |
16 |
ближний бой |
13 |
16 |
3 |
2 |
ж |
16 |
ближний бой |
11 |
21 |
4 |
3 |
ж |
14 |
ближний бой |
12 |
17 |
5 |
9 |
ж |
15 |
ближний бой |
11 |
17 |
6 |
10 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
19 |
7 |
12 |
ж |
15 |
ближний бой |
12 |
17 |
Приложение 2
Таблица 2 - Средние значения индексов враждебности и агрессивности в каждой подгруппе.
% Испытуемых |
Тип изображенного оружия |
враждебность |
агрессивность |
48% |
дальний бой |
10,8 |
21,7 |
22% |
дальн. Масс. |
12,2 |
24,8 |
30% |
ближний бой |
11,9 |
18,6 |
Диаграмма 1 – Соотношение индексов враждебности и агрессивности испытуемых с типом изображенного оружия.
Ось Y – показатель индексов.
1 – Подгруппа испытуемых, изобразивших оружие дальнего боя (48%)
2 – Подгруппа испытуемых, изобразивших оружие массового поражения (22%)
3 – Подгруппа испытуемых, изобразивших оружие ближнего боя (30%)
[1] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: “Академический проект” 2000 стр. 21
[2] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997. стр. 106-107
[3] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М: Наука, 1981. стр. 34-38
[4] Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. стр. 232-233
[5] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995. стр. 344-347
[6] Там же: стр. 348-349
[7] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997. стр.214-216
[8] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр.217-220
[9] Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.
[10] Крайг Г., Бокум Д. Психология развития СПб. «Питер» 2006 стр.241-248
[11] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 541-547
[12] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб. «Питер», 2000 стр. 314-323
[13] Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999 стр. 201
[14] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995 стр. 379
[15] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 403-408
[16] Там же, стр. 418-420
[17] Бандура А. Подростковая агрессия стр. 191-199
[18] Келер Х. Загадка страха. М.: Москва, 2003 стр. 317-319
[19] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 427-430
[20] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр. 340-342
[21] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000 стр. 564-570
[22] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб “Академический проект” 2000 стр. 97
[23] Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003 стр. 300-301
[24] Психология агрессивного поведения. – «Феникс», 1998 стр. 115-116
[25] Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.
[26] Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 2000. – 384 с.