Предмет исследования – социально-психологические факторы, обусловливающие доминирующие СПК в конкретных подразделениях и в организации в целом.
Цели – изучить состояние СПК и факторы его определяющие.
Задачи:
- Выявить структуру взаимоотношений в подразделениях;
- Определить характеристики СПК коллектива;
- Изучить отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности;
- Определить особенности стиля руководства в исследуемых подразделениях;
- Изучить особенности психологических характеристик личности руководителей структурных подразделений и фирмы.
Основная гипотеза исследования. СПК трудовых коллективов предприятий ресторанного бизнеса определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений при малозначимом влиянии стиля руководства на этот процесс.
Из основной вытекают частные гипотезы исследования:
1. СПК каждого подразделения имеет свою специфику при наличии общих факторов, влтяющих на особенности организации и управления фирмой в целом.
2. В небольших коллективах предприятий ресторанного бизнеса на СПК влияет взаимная поддержка и характер эмоциональных связей между сотрудниками.
3. На эффективность функционирования фирмы существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников.
4. Оперативность руководства и его результативность в наибольшей степени зависят, - в среднем управленческом звене, - от коммуникативных умений, а на высшем уровне, от умения ппрогнозировать ситуации и добиваться исполнения принятых решений.
Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: наблюдения, беседы, шкалирования, социометрии и референтометрии, метод экспертных оценок, тестирование.
Наблюдение - метод психологической диагностики, научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.
В исследовании использовалось включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как бы “изнутри”, и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.
Тесты и опросники (индивидуальные и групповые). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.
В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так для уточнения выводов, полученных другими методами. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов.
Выявление социометрической структуры группы. Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
Методика определения стиля руководства коллективом, разработанная Захаровым В.П. на основе опросника Журавлева А.Л. Нами использовался сокращенный вариант, состоящий из 16-ти групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива [113, с.93]. (Приложение 2)
Метод экспертных оценок [113, с.99] использовался для определения психологических характеристик личности руководителя (Приложение 3).
Организация исследования. Исследование проводилось в 9-ти структурных подразделениях с различной спецификой деятельности, объединенных в единую сеть в форме коллективного анкетирования и нестандартизированного интервьюирования в каждом подразделении постепенно, т.е. в конце смены (первое подразделение), в технический перерыв (2,3,8,9 подразделения) и перед началом смены (4,5,6,7 подразделения), что обусловлено спецификой работы.
В исследовании принял участие 71 сотрудник (Таблица 2.1)
Т а б л и ц а 2.1
Описание выборки респондентов (W= 71 чел.)
1-пол
2-возраст
3-стаж работы в фирме
Подразделения фирмы
1 подразделение
2 подразделение
3 подразделение
4 подразделение
5 подразделение
6 подразделение
7 подразделение
8 подразделение
9 подразделение
Пол
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
Чел.
В %
1.1 мужчины
1
10,0
4
44,4
3
33,3
4
66,6
1
14,3
-
-
2
28,6
-
-
-
-
1.2 женщины
9
90,0
5
55,6
6
66,7
2
33,4
6
85,7
6
100,0
5
71,4
9
100,0
9
100,0
2.1 18-21 лет
10,0-
-
55,5
33,3
71,5
33,3
57,1
11,1
37,5
2.2 22-25 лет
60,0
77,8
33,3
66,7
14,3
-
28,6
22,2
25,0
2.3 26 –30 лет
10,0
22,2
11,2
-
-
-
-
22,2
-
2.4 31-35 лет
20,0
-
-
-
-
33,3
14,3
11,1
25,0
2.5 36-40 лет
-
-
-
-
-
-
-
22,2
-
2.6 41-55 лет
-
-
-
-
14,3
33,3
-
11,1
12,5
3.1До з-х мес.
-
1ё1,1
11,1
-
14,3
16,6
14,3
11,1
12,5
3.2 4-12 мес.
40,0
55,6
55,6
50,0
57,1
66,8
71,4
33,3
75,0
3.3 1-2,5 лет
40,0
22,2
11,1
33,3
28,6
16,6
14,3
22,2
12,5
3.4 2,5-3 года
-
11,1
11,1
16,7
-
-
-
11,0
-
3.5 3-5 лет
20,0
-
11,1
-
-
-
-
22,0
-
Этапы исследования. На первом этапе осуществлялось знакомство с подразделениями с использованием таких методов, как наблюдение, нестандартизированное интервью, а также знакомство с документацией (май - июль 2002 г.)
На втором этапе создание и апробация батареи методов изучения СПК, а также метода экспертных оценок психологических характеристик руководителей подразделений и руководства организации в целом (август-сентябрь 2002 г.).
На третьем этапе проводился опрос сотрудников фирмы и сбор результатов исследования (октябрь 2002 г.). Анкетирование проводилось анонимно при соблюдении контроля за внешними переменными.
На последнем этапе данные подвергались количественному и качественному анализу с использованием пакета программы статистической обработки данных SPSS10.0 FOR WINDOW’S (корреляционный и факторный анализ).
2.3. Теоретическое обоснование исследования
Теоретическое обоснование связано с недостаточной научной обоснованностью психологических принципов управления малым и средним бизнесом в России
Эмпирическая практика свидетельствует о большом разнообразии форм и метолов организации системы управления но и в ней нет достаточно однозначных фактов на основе которых можно было бы построить рекомендации касающиеся СПК. Это ставит нас перед необходимостью в специальной организации теоретико-эмпирического исследования и выделения группы приоритетных направлений в исследовании СПК малых предприятий
На основании изучения теоретических источников, касающихся СПК, было выявлено, что основными параметрами, определяющими СПК являются:
1. Социальная структура подразделения;
2. Коллективная оценка общегрупповых особенностей взаимодействия, включающая в себя такие свойства, как:
- преобладающий тип настроения;
- отношение друг к другу;
- отношение к совместной деятельности;
- отношение к успехам и неудачам;
- взаимооценки;
- сотрудничество и взаимопомощь;
- чувство коллективизма и другие.
3. Отношение сотрудников к содержанию и различным аспектам их трудовой деятельности, куда вошли:
- оценка сотрудниками целей фирмы;
- коллективное принятие решений;
- доступ к информации
- темп и ритмичность работы;
- отношение к совещаниям, собраниям и конфликтам;
- отношение к нововведениям и новичкам;
- отношение к критике;
- оценка уровня материального благосостояния;
- отношение к руководству.
4. Личностные качества руководителя, такие как:
- целеустремленность;
- ответственность;
- тактичность;
- коммуникативность;
- критичность и другие.
5. Доминирующий стиль руководства, определяющий:
– распределение полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными;
– отношение руководителя к критике со стороны сотрудников;
– характер приказов и обращение руководителя с подчиненными;
– участие членов коллектива в управлении;
– контактность руководителя ;
- характер принятия решений и действий руководителя в критических ситуациях;
– контроль деятельности подчиненных;
– эмоциональную удовлетворенность подчиненными присутствием руководителя.
На основании этого была разработана методика исследования.
Достоверность и надежность исследования определяется и обеспечивается исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки, статистической достоверностью, взаимопроверкой количественных данных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8