Особенности социально-психологического климата предприятий ресторанного бизнеса

Предмет исследования – социально-психологические факторы, обусловливающие доминирующие СПК в конкретных подразделениях и в организации в целом.

Цели – изучить состояние СПК и факторы его определяющие.

Задачи:

  • Выявить структуру взаимоотношений в подразделениях;
  • Определить характеристики СПК коллектива;
  • Изучить отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности;
  • Определить особенности стиля руководства в исследуемых подразделениях;
  • Изучить особенности психологических характеристик личности руководителей структурных подразделений и фирмы.

Основная гипотеза исследования. СПК трудовых коллективов предприятий ресторанного бизнеса определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений при малозначимом влиянии стиля руководства на этот процесс.

Из основной вытекают частные гипотезы исследования:

1.     СПК каждого подразделения имеет свою специфику при наличии общих факторов, влтяющих на особенности организации и управления фирмой в целом.

2.     В небольших коллективах предприятий ресторанного бизнеса на СПК влияет взаимная поддержка и характер эмоциональных связей между сотрудниками.

3.     На эффективность функционирования фирмы существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников.

4.     Оперативность руководства и его результативность в наибольшей степени зависят, - в среднем управленческом звене, - от коммуникативных умений, а на высшем уровне, от умения ппрогнозировать ситуации и добиваться исполнения принятых решений.

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: наблюдения, беседы, шкалирования, социометрии и референтометрии, метод экспертных оценок, тестирование.

Наблюдение -  метод психологической диагностики,  научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.

В исследовании использовалось включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную  ситуацию и анализирует события как бы “изнутри”, и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.

Тесты и опросники (индивидуальные и групповые). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.

В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так для уточнения выводов, полученных другими методами. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов.

Выявление социометрической структуры группы. Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональ­ная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?

         Методика определения стиля руководства коллективом, разработанная Захаровым В.П. на основе  опросника Журавлева А.Л. Нами использовался сокращенный вариант, состоящий из 16-ти групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива [113, с.93].  (Приложение 2)

Метод экспертных оценок [113, с.99] использовался для определения психологических характеристик личности руководителя (Приложение 3).

Организация исследования. Исследование проводилось в 9-ти структурных подразделениях с различной спецификой деятельности, объединенных в единую сеть в форме коллективного анкетирования и нестандартизированного интервьюирования в каждом подразделении постепенно, т.е. в конце смены (первое подразделение), в технический перерыв (2,3,8,9 подразделения) и перед началом смены (4,5,6,7 подразделения), что обусловлено спецификой работы.

         В исследовании принял участие 71 сотрудник (Таблица 2.1)

Т а б л и ц а   2.1

Описание выборки респондентов (W= 71 чел.)


1-пол

2-возраст

3-стаж работы в фирме

Подразделения фирмы

 

1 подразделение

2 подразделение

3 подразделение

4 подразделение

5 подразделение

6 подразделение

7 подразделение

8 подразделение

9 подразделение

Пол

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

Чел.

В %

1.1 мужчины

1

10,0

4

44,4

3

33,3

4

66,6

1

14,3

-

-

2

28,6

-

-

-

-

1.2 женщины

9

90,0

5

55,6

6

66,7

2

33,4

6

85,7

6

100,0

5

71,4

9

100,0

9

100,0

 

2.1 18-21 лет

10,0-

-

55,5

33,3

71,5

33,3

57,1

11,1

37,5

2.2 22-25 лет

60,0

77,8

33,3

66,7

14,3

-

28,6

22,2

25,0

2.3 26 –30 лет

10,0

22,2

11,2

-

-

-

-

22,2

-

2.4 31-35 лет

20,0

-

-

-

-

33,3

14,3

11,1

25,0

2.5 36-40 лет

-

-

-

-

-

-

-

22,2

-

2.6 41-55 лет

-

-

-

-

14,3

33,3

-

11,1

12,5

 

3.1До з-х мес.

-

1ё1,1

11,1

-

14,3

16,6

14,3

11,1

12,5

3.2 4-12 мес.

40,0

55,6

55,6

50,0

57,1

66,8

71,4

33,3

75,0

3.3 1-2,5 лет

40,0

22,2

11,1

33,3

28,6

16,6

14,3

22,2

12,5

3.4 2,5-3 года

-

11,1

11,1

16,7

-

-

-

11,0

-

3.5 3-5 лет

20,0

-

11,1

-

-

-

-

22,0

-


Этапы исследования. На первом этапе осуществлялось знакомство с подразделениями с использованием таких методов, как наблюдение, нестандартизированное интервью, а также знакомство с документацией (май - июль 2002 г.)

         На втором этапе создание и апробация батареи методов изучения СПК, а также метода экспертных оценок психологических характеристик руководителей подразделений и руководства организации в целом (август-сентябрь 2002 г.).

         На третьем этапе проводился опрос сотрудников фирмы и сбор результатов исследования (октябрь 2002 г.). Анкетирование проводилось анонимно при соблюдении контроля за внешними переменными.

         На последнем этапе данные подвергались количественному и качественному анализу с использованием пакета программы статистической обработки данных SPSS10.0 FOR WINDOW’S (корреляционный и факторный анализ).

        

2.3. Теоретическое обоснование  исследования

 

Теоретическое обоснование связано с недостаточной научной обоснованностью психологических принципов управления малым и средним бизнесом в России

Эмпирическая практика свидетельствует о большом разнообразии форм и метолов организации системы управления но и в ней нет достаточно однозначных фактов на основе которых можно было бы построить рекомендации  касающиеся СПК.  Это ставит нас перед необходимостью в специальной организации теоретико-эмпирического исследования и выделения группы приоритетных направлений в исследовании СПК малых предприятий

На основании изучения теоретических источников, касающихся СПК, было выявлено, что основными параметрами, определяющими СПК являются:

1.     Социальная структура подразделения;

2.     Коллективная оценка общегрупповых особенностей взаимодействия, включающая в себя такие свойства, как:

     - преобладающий тип настроения;

     - отношение друг к другу;

     - отношение к совместной деятельности;

     - отношение к успехам и неудачам;

     - взаимооценки;

     - сотрудничество и взаимопомощь;

     - чувство коллективизма и другие.

3.     Отношение сотрудников к содержанию и различным аспектам их трудовой деятельности, куда вошли:

- оценка сотрудниками целей фирмы;

- коллективное принятие решений;

- доступ к информации

- темп и ритмичность работы;

- отношение к совещаниям, собраниям и конфликтам;

- отношение к нововведениям и новичкам;

- отношение к критике;

- оценка уровня материального благосостояния;

- отношение к руководству.

4. Личностные качества руководителя, такие как:

- целеустремленность;

- ответственность;

- тактичность;

- коммуникативность;

- критичность и другие.

5. Доминирующий стиль руководства, определяющий:

     – распределение полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными;

     – отношение руководителя к критике со стороны сотрудников;

    – характер приказов и обращение руководителя с подчиненными;

    – участие членов коллектива в управлении;

    – контактность руководителя ;

    - характер принятия решений и действий руководителя в критических ситуациях;

    – контроль деятельности подчиненных;

    – эмоциональную удовлетворенность подчиненными присутствием руководителя.

 На основании этого была разработана  методика исследования. 

 Достоверность и надежность исследования определяется и обеспечивается исходными методологическими позициями, репрезентативностью выборки, статистической достоверностью, взаимопроверкой количественных данных.

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты