Особенности психологической готовности военнослужащих

У военнослужащих топографических войск интернальный локус контроля по шкалам Ио общая интернальность, Ип - интернальность в области производственных отношений. По остальным показателям они имеют экстернальный локус контроля.

У 44 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале общей интернальности (Ио), у 56 % - интернальный.

У 48 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале интернальности в области достижений (Ид), у 52% - интернальный.

У 48 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в области неудач(Ин), у 52 % - интернальный.

У 80 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областисемейных отношений (Ис), у 20% - интернальный.

У 40 % военнослужащих топографических войск экстернальный локус контроля по шкале интернальности в областипроизводственных отношений (Ип), у 60 % - интернальный.

У 56 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областимежличностных отношений (Им), у 44% - интернальный.

У 56 % военнослужащих топографических войскэкстернальный локус контроля по шкале интернальности в областиздоровья и болезни (Им), у 44% - интернальный.

Таким образом, у военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень .

Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

У военнослужащих войск ПВО интернальный локус контроля; военнослужащих топографических войск - экстернальный.

В целом, готовность к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск, что и подтверждает гипотезу исследования.


Выводы:


1. У военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень .

2. Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

3.Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

4 Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

5. У военнослужащих войск ПВО интернальный локус контроля; военнослужащих топографических войск - экстернальный.

В целом, готовность к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.



Глава 4. Рекомендации по формированию постоянной психологической

готовности личного состава войск ПВО к действиям в экстремальных

условиях


4.1 Общие рекомендации для военнослужащих и психологов


Для повышения у военнослужащих постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях необходимо:

-воспитание у военнослужащих чувства долга и ответственности, готовности выполнять боевую задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу самой жизни;

- развитие взаимодействия военнослужащих, формирование у них убеждения, что их жизнь и жизнь окружающих зависят от совместных усилий, от личной готовности каждого выполнять свою задачу в экстремальных условиях;

- развитие и совершенствование волевых качеств военнослужащих, целеустремленности, инициативности и самостоятельности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, упорства и настойчивости.

При этом необходимо соблюдать следующие психологические условия: постепенное наращивание и усложнение трудностей, доведение их до предела возможностей личности военнослужащего (по принципу от простого к сложному); проведение занятий в неблагоприятных условиях; проведение длительных учебно-тренировочных занятий повышенной интенсивности; применение разнообразных и неожиданно возникающих трудностей (психических, физических) на занятиях, учениях, в службе, распорядке дня и т.д.;

- учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава войск ПВО как в процессе учебы, так и в боевой деятельности.

- программирование предстоящей деятельности в боевой обстановке, приближение условий учебных занятий к реальным условиям боевой обстановки. Такие занятия способствуют адаптации военнослужащихк опасным для жизни условиям, вырабатывают у них необходимые личностные и профессиональные качества. Для этих целей необходимо проводить специальные психологические тренинги В ходе прохождения специального обучения военнослужащими рядового и младшего начальствующего состава войск ПВО на занятиях по профессионально-психологической подготовке для формирования психологической готовности к экстремальным ситуацияммогут использоваться:

- психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);

-тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

- психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты);

- идеомоторная тренировка, в основе которой лежит связь между мысленным взором и движениями;

- тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

- тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых;

- обучение основам аутогенной тренировки;

- тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя;

- СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуально-ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось.


4.2 Рекомендации по формирование у военнослужащих установки на

выживание


Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента: познавательный (например, "Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны противника"); эмоционально-оценочный (например, "Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации") и поведенческий (например, "Я буду всегда приближаться ко всем подозрительным объектам, предвидя возможные последствия") [44; 56 - 58].

Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении военнослужащих. Такая работа - гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях.

Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый военнослужащий.

Предлагаются два приема формирования установки на выживание:

1) заполнение "Обязательства о выживании"

2) проведение воссоздающей визуализации.

Обязательство о выживании

Я_____________________________

(фамилия, имя, отчество)

являясь___________________________

(должность)

осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальной возможностью.

Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому всегда буду:

•в любых обстоятельствах приближаться ко всем подозрительным объектам, предвидя их опасность;

•никогда не недооценивать противника;

•внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозрительному человеку или подозрительному месту;

•следить за руками подозрительного человека;

•соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозрительного объекта;

•думать о "прикрытии" и постоянно создавать его с помощью других работников;

•оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся;

•надевать бронежилет на время операции;

•ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;

•эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях;

•предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.

Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с противником, еслибудет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.

___________________ (подпись)

(число, месяц, год)

Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, т.е. по созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно выполнять, когда никто и ничто вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей, в выходной день и т.д.).

Начните с расслабления, отвлекитесь от тревожных мыслей. Сядьте поудобнее, спина прямая, ноги поставьте так, чтобы тело заняло удобное, уравновешенное положение. Кисти рук положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить мышцы.

Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Осознайте его ритм. Делая вдох-выдох, почувствуйте по возможности все физические ощущения, которые возникают во время вдоха и подъема грудной клетки, выдоха и опускания грудной клетки. Не меняйте ритм дыхания. Сосредоточьте внимание на выдохе и с каждым выдохом "отпускайте" от себя заботы, тревоги, неприятные разговоры, угрозы, негативные мысли и т.д. (на эту часть упражнения отведите 5-7 минут).

Затем сконцентрируйте внимание на создании образа ситуации и на том, как вы в ней поступите. Мысленно представьте ситуацию конфликтного взаимодействия с противником. Для создания мысленного образа вспомните реальные ситуации из практики.

После этого "поработайте" над своим образом-портретом воина - защитника Отечества. Не жалейте для него "красок": у вас масса положительных качеств - хорошее здоровье, сила, быстрота реакции, крепкая воля, высокий профессионализм. Важны детали: как вы экипированы, чем вооружены.

Следующий шаг: представьте в идеале ваши действия по пресечению действий противника. Действия должны быть решительными, быстрыми, напористыми, эффективнымии. В итоге вы должны будто наяву увидеть, как противник безоговорочно подчиняется вам.

А теперь посмотрите на себя, вернее, на свой образ как бы со стороны: дескать, а этот работник великолепен, действовал эффективно, использовал все меры поражения противника. Сам не понёс никакого ущерба: ни физического, ни психологического!

Повторите мысленно: "Мне нравится, как я действовал"; "Я буду всегда в подобных случаях таким же сильным, уверенным, находчивым, быстрым и профессионально грамотным работником";"Я всегда выйду победителем из любого столкновения с противником"(на вторую часть упражнения отведите 10-12 минут).


4.3 Рекомендации по преодолению страха и формированию у

военнослужащих бесстрашия


Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений - от опасения, боязни, испуга доужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Можно выделить два основных путиразвития самообладания у военнослужащих [44; 63 - 67]:

1) воспитание;

2) овладение военнослужащими специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие военнослужащих. Главными составляющими в этом направлении могут быть:

•формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;

•развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;

•постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;

•моделирование опасных ситуаций(например, на психологической полосе препятствий);

•поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

•приобретение сотрудниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу "будь что будет".В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом военнослужащий эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений.

Риск и личная безопасность. Риск - это действия военнослужащего, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств военнослужащего. Наблюдения и исследования показывают, что при принятии решения о риске военнослужащие учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для военнослужащих вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями.

В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности(неоправданности) принятия решения военнослужащего о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку военнослужащим соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или выигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность военнослужащего к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, к самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.

Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Карпентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Военнослужащий, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру в возможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается "беспокойство тревоги", требующее оказания психотерапевтической помощи.

Эффект обожженных пальцев представляет противоположную характеристику поведения военнослужащих. В этом случае военнослужащий, переживший опасность, становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску.

В заключение можно сформулировать несколько правил поведения военнослужащих, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности.

1. Лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах с противником. Помните: время, как правило, на вашей стороне.

2. Не провоцируйте нападение и стрельбу.

3. Здоровое недоверие лучше, чем легкомысленная доверчивость.

4. Страхуйте каждое свое действие, лучше всего -с помощью напарника.

5. Избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации.

6. Будьте бдительны к засадам. Лучшая защита от засады - внимательно прислушаться к своим ощущениям.

7. На месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех действующих лиц.

8. Никогда не поворачивайтесь к противнику спиной.



Заключение


Психологическая готовность к деятельностирассматривается по-разному в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности и подразумевают под нею общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя, по мнению А. Д. Ганюшкина, С. Чермянина, Л. Д. Битехтиной и др., исследование адаптационного потенциала личности, то есть её устойчивости к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, способности к мобилизации и активизации деятельности, самоконтроля.

Поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях — величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.

Противовоздушная оборона нашего государства должна быть непреодолимой для любых средств агрессора. Поэтому так важно формировать у военнослужащих войск ПВО психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, совершенствовать методы формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

Исследование психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих войск ПВО показало, что у военнослужащих войск ПВО в среднем уровень развития адаптивных способностей выше, чем у военнослужащих топографических войск. У военнослужащих войск ПВО высокий уровень развития адаптивных способностей, у военнослужащих топографических войск средний уровень .

Уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

Уровень тревоги у военнослужащих войск ПВО ниже, чем у военнослужащих топографических войск.

Устойчивость к стрессу у военнослужащих войск ПВО выше, чем у военнослужащих топографических войск.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты