Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем.
Почти в два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 53%).
У 87% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность.
Проведя интерпретацию результатов данной методики, можно сделать вывод, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.
Итак, проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существуют различия в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
3.4 Программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Автор выпускной квалификационной работы, изучив и проанализировав межличностные отношения второклассников МОУ СОШ №27 города Серова, разработала программу, направленную на развитие межличностных отношений в классе, в помощь психологу и педагогам (см. Приложение 8).
Описание программы: данная программа является самостоятельным курсом, рассчитанным на коррекционную работу с детьми с проблемами в сфере межличностных отношений.
Принципы данной программы:
1. Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса.
2. Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.
3. Программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность психокоррекционных занятий.
4. Реализация рассчитана на 8 занятий.
5. Продолжительность занятий составляет в среднем 30-40 минут.
Цель программы: создание толерантных отношений в группе, способствующих развитию межличностного общения.
Задачи:
1. Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, эмпатию.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Формировать навыки общения
4. Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.
5. Предупреждать конфликты.
Возможности применения:
Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого воображения и мышления.
Изучение материала по толерантному общению предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения, Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников, Интеллектуальному.
Возраст применения программы – 7-9 лет. Также она может быть использована для более юного и более старшего возраста.
Заключение
академический успеваемость межличностный школьный
В выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, которая представлена в первых двух частях работы.
В первой части автор работы обозначил понятие межличностных отношений в группах и коллективах, исследования отношений в современной отечественной психологии, а так же описал развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Во второй части работы раскрыты особенности формирования академической успеваемости детей младшего школьного возраста, а конкретно: рассмотрено данное понятие с точек зрения педагогики и психологии, а так же описано исследование соотношение академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников.
Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы посвящена исследованию о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Проведенное исследование показало, что действительно существует взаимосвязь в межличностном общении детей с высоким и низким уровнями академической успеваемости.
Поставленная в начале работы цель исследования достигнута.
Таким образом, в ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, один из которых академическая успеваемость.
Каждый член группы занимает особое положение в системе отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.
Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
С помощью U-критерия Манна-Уитни оценили достоверность различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволил определить тесноту корреляционной связи между академической успеваемостью и межличностными отношениями детей младшего школьного возраста.
Контент-анализ показал, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.
Гипотеза исследования подтвердилась.
С результатами исследования ознакомлены классные руководители, которым даны рекомендации по улучшению социально-психологического климата и налаживанию межличностных отношений в классе.
Данная работа может быть интересна студентам, преподавателям, психологам-практикам и учителям начальных классов.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С-Пб: Издательство Михайлова В.А., 1998.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 1995.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.
6. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
7. Возрастная и педагогическая психология под ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
8. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Просвещение, 1999.
10. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
11. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова. – Ростов-на –Дону:Феникс, 2008.
12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
13. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. - Минск: ФУА информ, 2003.
14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1989.
16. Краткий психологический словарь. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.
17. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.
20. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.
21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога:2-е изд. доработ. -Учеб. пособие. -М.: Просвещение; Учеб.лит., 1996.
22. Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования
23. Психология развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002.
25. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/авт-сост. И.В.Чумаков.-Волгоград: Учитель, 2008.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.– С – Пб: Питер, 2000.
27. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001.
28. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007.
29. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 1959.
30. Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе./Вопросы психологии - 1994, №6, с. 5.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
32. Чеховских М.И. Психология. - М.: Новое знание, 2003.
#"#">#"#">#"#">http://www.psychol-ok.ru
Приложение
Успеваемость и статусная структура 2-г класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Достаточный |
«Принятый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Принятый» |
6 |
Достаточный |
«Принятый» |
7 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
8 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
9 |
Низкий |
«Принятый» |
10 |
Низкий |
«Принятый» |
11 |
Высокий |
«Принятый» |
12 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
13 |
Достаточный |
«Принятый» |
14 |
Достаточный |
«Принятый» |
15 |
Достаточный |
«Принятый» |
16 |
Высокий |
«Звезда» |
17 |
Высокий |
«Принятый» |
18 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Звезда» |
21 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
22 |
Низкий |
«Принятый» |
23 |
Достаточный |
«Принятый» |
24 |
Высокий |
«Звезда» |
Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
6 8 5 4 6 6 4 5 5 9 5 4 8 4 7 8 |
25 29 21,5 17,5 25 25 17,5 21,5 21,5 31 21,5 17,5 29 17,5 27 29 |
0 0 0 0 1 1 2 0 1 0 1 1 0 0 1 |
4,5 4,5 4,5 4,5 11,5 11,5 15 4,5 11,5 4,5 11,5 11,5 4,5 4,5 11,5 |
Суммы: |
|
376 |
|
120 |
Результат: UЭмп = 0
Критические значения UКр
UКр |
|
p≤0.01 |
p≤0.05 |
61 |
77 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг В |
d |
d2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
6 0 0 8 0 5 1 4 3 3 0 6 6 4 1 1 2 3 3 2 5 |
19 2,5 2,5 21 2,5 16,5 6 14,5 11,5 11,5 2,5 19 19 14,5 6 6 8,5 11,5 11,5 8,5 16,5 |
4 2 2 4 4 2 3 4 3 3 2 4 4 4 2 2 2 3 3 3 4 |
16 6,5 6,5 20 20 3 13 16 10 10 3 16 16 20 3 3 3 10 10 10 16 |
3 -4 -4 1 -17,5 13,5 -7 -1,5 1,5 1,5 -0,5 3 3 -5,5 3 3 5,5 1,5 1,5 -1,5 0,5 |
9 16 16 1 306,25 182,25 49 2,25 2,25 2,25 0,25 9 9 30,25 9 9 30,25 2,25 2,25 2,25 0,25 |
Суммы |
|
231 |
|
231 |
0 |
690 |