· метод наблюдения;
· тестирование;
· экспертное оценивание детей учителями, воспитателями, родителями;
· оценка продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов);
· оценка результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах;
· методы математического сравнительного анализа результатов.
Практическое исследование проводилось на базе лицея № 165 в 3»а, 3б, 3в классах. Для выделения учащихся с наиболее высоким и низким уровнем интеллектуального развития была применена вышеприведенная методика.
Анализ: Учителем был составлен рейтинг по успеваемости. Психологом проведена диагностика интеллектуального развития. На основе результатов составлены таблицы:
№ |
3а Турыгина Ирина Николаевна |
учитель |
психолог |
1 |
А. Анастасия Е. |
3 |
3 |
2 |
В. Анастасия Вл. |
2-3 |
3 |
3 |
В. Александр Анд. |
1 |
1 |
4 |
В.Денис Ол. |
2-3 |
3 |
5 |
В. Анна Юр. |
2 |
2 |
6 |
Ж. Антон Алек. |
2 |
2 |
7 |
К. Александр С. |
2 |
2 |
8 |
К. Евгений В. |
1 |
1 |
9 |
К. Антон Ол. |
1 |
1 |
10 |
Л. .Руслан Алек. |
2 |
2 |
11 |
Л. Василий Владислав. |
2 |
2 |
12 |
П Алина Ол. |
2-3 |
2-3 |
13 |
М. Нина Вал. |
1 |
1 |
14 |
Н. Дарья Влад. |
2 |
2 |
15 |
О.Ксения Дм. |
2 |
2 |
16 |
О. Юлия Анд. |
2 |
2 |
17 |
П. Светлана Алек. |
2 |
2 |
18 |
П. Алена Алек. |
2 |
2 |
19 |
П. Анастасия Алек |
1 |
1 |
20 |
С. Александр С. |
2 |
2 |
22 |
С. Денис О. |
2 |
2 |
23 |
Ц. Елена Ал. |
2 |
2 |
№ |
3б Кузнецова Елена Юрьевна |
Учитель |
Психолог |
1 |
А. Екатерина И. |
3 |
3 |
2 |
А. Анастасия Алек. |
2 |
2 |
3 |
Б. Анна С. |
2 |
2 |
4 |
Б. Ксения Мак. |
1 |
1 |
5 |
Г. Анжелика Андр. |
1-2 |
1-2 |
6 |
И. Яна Евг. |
2 |
2 |
7 |
К. Роман Андр. |
2 |
2 |
8 |
К.Иван С. |
1 |
1 |
9 |
К. Анастасия С. |
2 |
3 |
10 |
К. Елена Алекс. |
2 |
2 |
11 |
К. Александр Андр. |
1-2 |
1 |
12 |
К. Антон Алек. |
2 |
2 |
13 |
К. Евгения С. |
3 |
3 |
14 |
М. Мария Алек. |
2 |
2 |
15 |
М. Роман |
3 |
3 |
16 |
Н. Татьяна Евг. |
2 |
2 |
17 |
Р.Петр Игоревич |
2 |
2 |
18 |
Р. Екатерина Мих. |
2 |
2 |
19 |
Т. Игорь Алекс. |
2 |
2 |
20 |
Ф. Антон И. |
2 |
2 |
21 |
Х. Елена Дм. |
2 |
2 |
21 |
Ш. Александр Владислав. |
3 |
3 |
22 |
Ш. Анастасия Дм. |
1-2 |
1-2 |
№ |
3в Тарасова Ирина Юрьевна |
Учитель |
Психолог |
1 |
Б. Сергей И. |
1 |
1 |
2 |
Д. Анастасия Н. |
2 |
2 |
3 |
Д. Анастасия Вл. |
2 |
2 |
4 |
Д. Полина В. |
2 |
2 |
5 |
З. Алексей В. |
1 |
1 |
6 |
И. Дарья К. |
2 |
2 |
7 |
И. Юлия И. |
1 |
1 |
8 |
М. Екатерина К. |
2 |
2 |
9 |
М. Никита С. |
3 |
3 |
10 |
К. Алла Дм. |
1 |
1 |
11 |
П.Марк Руд. |
1 |
1 |
12 |
Т.Александр Андр. |
1 |
1-2 |
13 |
П.Иван Алекс. |
2 |
2-3 |
14 |
С.Дмитрий В. |
2 |
2 |
15 |
С.Владислав Эд. |
1 |
1 |
16 |
С.Алексей С. |
1 |
1-2 |
17 |
Н.Алена Ол. |
2 |
2 |
18 |
К.Данила Иг. |
3 |
2-3 |
19 |
Ул.Анна Дм. |
2 |
2 |
20 |
Ф.Михаил В. |
3 |
2-3 |
21 |
Ф.Кристина Алекс. |
2 |
2 |
22 |
Ц.Евгения Дм. |
2 |
2 |
23 |
Ш. Назар Эд. |
4 |
3 |
Из таблицы видно, что 16 детей имеют наиболее высокий уровень интеллектуального развития (уровень №1). Он указывает на сформированность умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в материале, заданном в вербальной или образной (невербальной) форме. Предполагает наличие умения решать задачи требующие развития пространственного мышления и использования его в новых ситуациях. Из этих детей формируется первая группа.
11 детей имеют более низкий уровень развития (№3- средний). Он указывает на то, что у школьников недостаточно хорошо сформировались умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, поэтому они часто используют в ответах конкретные примеры. Одновременно у ребят могут быть хорошо представлены пространственные элементы мышления и умение понимать социальные ситуации, заданные в вербальной форме. Им нередко вполне под силу успешно выполнять некоторые отдельные вербальные задания. Из этих детей формируется вторая группа.
С обеими группами проводилась остальная диагностика для подтверждения или опровержения гипотезы о связи высоких интеллектуальных способностей и морального эгоцентризма.
№ |
Ф. И |
«Несущест. Живоное» |
Неокончен. Предложен. |
Самооценка |
Ценностные ориентации |
1 |
Саша В. |
+ |
- |
+ |
+ |
2 |
Евгений К. |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Антон К. |
+ |
- |
- |
+ |
4 |
Нина М. |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Настя П. |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
Ксюша Б. |
+ |
- |
+ |
- |
7 |
Иван К. |
+ |
+ |
+ |
- |
8 |
Саша К. |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
Сергей Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
Алеша З. |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
Юля И. |
+ |
- |
- |
- |
12 |
Алла К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Марк П. |
+ |
+ |
+ |
- |
14 |
Саша Т. |
+ |
+ |
- |
- |
15 |
Влад С. |
+ |
- |
+ |
+ |
16 |
Алеша С. |
+ |
+ |
- |
+ |