Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Медико-психолого-социальный институт
Кафедра общей и клинической психологии
Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дипломная работа
Специальность 030301- Психология
Научный руководитель:
Якоцуц Ольга Леонидовна, к.псх.н
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой общей и клинической
психологии МПСИ
Фотекова Татьяна Анатольевна, д.псх.н
Абакан 2008
Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии
1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата
2. Психологические особенности женщин зрелого возраста
2.1 Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте
2.2 Личностные особенности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Исследование особенностей эмоциональной сферы зрелых женщин с нарушением ОДА
3.1 Программа исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Список литературы
Введение
В связи с тем, что в начале ХХI века были приняты ряд федеральных программ, основным направлениями которых стало оздоровление нации, и оптимизация ее эмоционального благополучия: «Программа диспансеризации населения России», в интересах ряда групп населения стали приоритетными социальные вопросы, связанные с демографическим прогрессом, улучшением психофизиологического здоровья, в частности, были введены ограничения в различных видах активности женщин, как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровое потомство.
Были учтены факторы резкого увеличения вероятности развития различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, врожденных и приобретенных нарушений движения человека, что выявлено у 12% населения в России.
В условиях социально – экономической нестабильности прослеживается так же увеличение форм неустойчивых эмоциональных состояний, что является существенным элементом общественного сознания. В критических ситуациях возникает потребности в психоэмоциональной безопасности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая выражается в тревожности, смене настроения, эмоциональной тревожности. Изменения эмоциональной сферы является одной из наиболее частых причин отклонения в психическом развитии, создавая значительное количество трудностей в процессе жизни.
На основании этого, проблема изучения особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата является актуальной и требует детального изучения.
Объект исследования: эмоциональная сфера.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: выявить психологические особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме изучения эмоциональной сферы личности;
2.Выявить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. Выявить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нормой активности;
4. Сравнить особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нормой активности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что группа женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют особенности в эмоциональной сфере, что проявляется в высоком уровне тревожности и неустойчивости эмоциональных процессов.
Методологической основой для написания данной работы явились:
Концепции о природе эмоций Е.П. Ильина, И. Изарда; целостный, интегративный подход психического и эмоционального здоровья отражения работ Б.Г. Ананьева и Л.С. Выготского.
Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования эмоциональной сферы личности; эмпирические методы: психодиагностические методы: диагностика состояния стресса; методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; методика Айзенка – EPQ; методика опредеделения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; метод диагностического типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко; интерпретационные методы (Pearson; Mann-Whitney)
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания об эмоциональной сфере зрелых женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, рассмотреть особенности эмоционального реагирования, эмоционального контроля, уровня тревожности и депрессивности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные по результатам исследования данные об особенностях эмоциональной сферы женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, могут быть использованы специалистами в работе с данной категорией женщин.
Надежность и достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным и количественным анализом экспериментального материала с использованием методов математической статистики.
База исследования: Хакасская региональная общественная организация всероссийского общества инвалидов. Адрес: Вяткина16, г. Абакан.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии
1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудсвордса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М. Якобсона (1958), В.К. Вилюнаса (1973), Б.И. Додонова (1987), П.В. Симонова (1962. 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд,1894, Вилюна, 1990, Додонов, 1987, Изард, 1980, Леонтьев, 1982, Фресс, 1975, Рейковский, 1979, Симонов и др.).
Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.
Словарь по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [31, С.461].
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.
В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют словом «теория», по существу представляют собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупность приближающиеся к идеально исчерпывающей теории. Можно выделить такие подходы к пониманию эмоций, как физиологический, психоаналитический, когнитивный, социально-культурный и пр.
Психоаналитическая теория эмоций. З.Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и, по сути, отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки ощущение, или переживание эмоции.
Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэнбаума. Вначале 20 в. И. Уэнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком, откуда высказал предположение, что мышцы лица регулируют кровоток. Воздействуя противоположно на вены и артерии, они усиливают приток или отток крови в мозг.
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина строит свое понимание эмоций как биологического продукта эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение потребностей приводит, по П.А. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т.е. потребности удовлетворены, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор [19, С. 74].
Когнитивные и культурные подходы. Одной из первых когнитивных теорий эмоций в психологии была теория Магды Арнольд, которая тесно рассматривала эмоциональный процесс как последовательность, начинающуюся с восприятия стимула, за которым немедленно следует акт оценки, который, в свою очередь, активирует эмоциональную реакцию. Арнольд определяла восприятие как немедленно прямое понимание стимула, а оценку – как решение о том, плох этот стимул или хорош. Именно оценка стимула способствует возникновению эмоции по отношению к объекту, персоне или событию, а эмоция – выработке поведенческой реакции достижения (если объект оценен как вероятно полезный) или избегания (если объект оценен как потенциально вредный). Нейтральные стимулы просто игнорируются.
Согласно этой теории, эмоциональная реакция в основном определяется памятью индивидуума об имеющимся опыте взаимодействия с конкретным явлениям, объектом или представление о раздражителе. Как и Фрейд, Арнольд рассматривает процесс оценки как прямой, немедленный и интуитивный, а не как сознательный, планируемый и обдумываемый: «Последовательность – «восприятие – оценка – эмоция», связана так сильно, что наши повседневные переживания никогда не являются строгим объективным знанием предмета, они всегда выглядят как знание и симпатия или знание и антипатия.
Некоторые социально-психологические теории были сформулированы для объяснения эмоциональных процессов в зрелом возрасте, и ряд ученых, например, Арнольд и Шехнер, рассматривали эмоции как тесно зависимые от познания. В своей теории двух факторов Шехнер утверждает, что эмоции строятся на основе когнитивной интерпретации возбуждения в социальном контексте. Одинаковое недифференцированное состояние возбуждения берется за основу всех эмоций, которые ощущаются по-разному из-за различной его интерпретации.
Другие социальные психологи, например, Лазарус и Томкинс, отрицали сведение эмоционального опыта к когнитивной интерпретации различных типов. Лазарус предложил более полную когнитивно-мотивационую теорию, согласно которой эмоции – это комплексные многокомпонентные процессы. Компоненты рассматриваются как независимые, но одного компонента недостаточно для объяснения эмоций.
Как уже отмечалось, эмоции в узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающих чувство страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Различные ученые описывают эмоции как источник энергии для мысли, как кто, чему служит познание и что является окном для сознания, как средство социальных контактов и связующее звено человеческих отношений, как объединяющее начало для целостности и согласованности человеческого «я» и как то, что окрашивает наш опыт и придает значение нашей жизни. Отмечают как организующее, так и потенциально дезорганизующее влияние эмоций.
Эмоции играют важную роль в понимании окружения и адаптивном реагировании на него. У людей они выполняют направляющую функцию, обеспечивающую функцию, обеспечиваемую инстинктами у многих животных, что придает поведению гибкость, отличающую нас как вид.
Эмоция также играет важнейшую роль при определении психопатологии. Каждое большое психиатрическое заболевание прежде всего характеризуется экспрессией или регулированием эмоций. Пониженная эффективность, неадекватная или безудержная эмоция – все это признаки патологии. При различных расстройствах от раскола между мыслью и эмоциями при шизофрении до апатии при некоторых нарушениях личности и безудержного гнева у непослушных детей эмоциональные нарушения являются центральными.
В психологии развития вообще эмоции занимают важнейшее место. Действительно, не поняв эмоций, невозможно полностью понять человеческое развитие. Аналогично, не понимая развитие в целом, нельзя понять эмоциональную жизнь. Эмоциональная жизнь опирается на восприятие, познание и социальный опыт. В то же время изменения в эмоциональной жизни отражают изменения в когнитивном и социальном развитии, и, в свою очередь, эмоциональный опыт объединяет и побуждает прогресс в этих областях. Такова роль эмоций в человеческом поведении.
Эмоции играют большую роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма [19, С.14].
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, что прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.
Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий.
Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С.Л. Рубинштейн указывал, что «эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [19, С.24]. Таким образом, эмоции способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или иную сторону.
Еще одна функция эмоций – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди, эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей – эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей эмоции носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении.
Таким образом, эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В психологии существуют теории эмоций, указывающие на зависимость эмоций от физиологического состояния человека, что позволяет говорить о том, что механизмы эмоционального развития здорового человека могут отличаться от эмоционального развития человека с физическими дефектами и патологиями.