Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи

воображение дошкольник недоразвитие речь

Кол-во учащ-ся (%)

                                                            Уровни развития воображения

Рис. 4 Количественные данные по результатам методики «Плохое и хорошее»


Исходя из данных, представленных на рисунке 4, следует, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей не смогли дать эмоциональную оценку той или иной картинке самостоятельно, испытывали значительные затруднения в процессе выполнения данного задания: особенно трудности возникали при работе с сюжетными картинками и с картинками, изображающими настроения персонажей.


Кол-во учащ-ся (%)

                                                         Уровни развития воображения

Рис. 5. Количественные данные по результатам методики «День рождение у Куклы Маши»

Опираясь на данные, представленные на рисунке 5, следует, что 62,5% испытуемых показали оптимальный уровень, 25% - средний и только 12,5% - низкий. Эти данные свидетельство того, что большинство испытуемых детей быстро и правильно создавали рисунки предметов из линий. Во время выполнения задания комментировали каждый рисунок. Пользовались различными цветами карандашей. Такие данные также наглядное свидетельство того, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие воссоздающего воображения приближено к норме.


Кол-во учащ-ся (%)

                                                            Уровни развития воображения

Рис. 6. Количественные данные по результатам методики «Нелепица»


Данные, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о том, что 25% испытуемых показали оптимальный уровень, 62,5% - средний и только 12,5% низкий. Таким образом, большинство испытуемых при выполнении данной методики испытывали значительные затруднения в ходе рисования несуществующего животного, многие не могли подобрать, придумать название, или дать развернутый и оригинальный ответ на вопросы экспериментатора. Выполняли задание при помощи взрослого, в большинстве случаев помощь являлась эффективной. В связи с тем, что целью данной методики было выявление уровня творческого мышления, можно сделать вывод о том, что у детей, имеющих ОНР, наблюдается некоторое отставание в развитие творческого воображения, возникают существенные трудности при придумывании образов.


Кол-во учащ-ся (%)

                                                              Уровни развития воображения

Рис. 7. Средние количественные данные по результатам всех диагностических процедур


Как видно из рис. 7, 37,5% детей показали оптимальный уровень – правильно поняли инструкцию с первого предъявления, быстро выполняли предложенные задания, без ошибок или с незначительными неточностями; были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями. Наблюдалась высокая работоспособность. Давали развернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки таких детей были оригинальными как по тематике и сюжету, так и по цветовому решению.

50% детей показали средний уровень - понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляет методика 5, почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Таким детям требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, они выполняли задание. Дети были, не всегда активны, редко проявляли интерес к работе, давали неразвернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки не отличались оригинальностью, как и по тематике, так и по цветовому решению.

12,5% - низкий уровень - характеризуется упрощением инструкции к заданиям, многократном ее повторении, большим количеством времени на выполнение предлагаемых методик. В некоторых случаях инструкцию не понимают, даже при многократном её предъявлении (более трех раз). При выполнении каждой методики допускаются серьезные ошибки. Дети в процессе работы были малоактивны, инертны, не проявляли интерес при выполнении заданий, не способны были выполнить методики самостоятельно, не всегда могли принять предлагаемую им помощь, которая по этой причине являлась малоэффективной. Словесные комментарии при выполнении методик отсутствовали, наблюдалась эхолалическая речь.

Таким образом, в результате проведения диагностики было выявлено, что 62,5% дошкольников с ОНР обладают недостаточным уровнем развития воображения, в главным образом творческого и 37,5% - в норме.

И так, на основании полученных данных эксперимента, можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР, представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. В процессе выполнения заданий отмечается нарушение способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новый рисунок. Скорее всего, это связано с тем, что замысел оказывается нестойким.

Нужно сказать, что дети испытывают большие трудности при выполнении творческих заданий, воссоздающее воображение, таким образом, наиболее сохранно при речевом дефекте, нежели творческое.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи, исходя из результатов исследования, имеют недостаточный уровень развития эмоциональной сферы: затруднена дифференциация эмоциональных состояний, а так же понимание и выражение эмоций у сказочных персонажей и людей. Их речь маловыразительна, несодержательна, движения несколько скованы.

Отмечается тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и, в целом, медленный темп выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте у детей с ОНР отстает от нормы и имеет качественное своеобразие в отличие от детей группы «норма», проявляющееся в снижении всех свойств внимания.


Выводы по Главе II


1.       Для решения поставленных задач нами был отобран диагностический материал, модифицированный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ОНР;

2.       В качестве диагностического инструментария нами использовались:

·          Методика «на что это похоже»

·          Методика «настроение»

·          Методика «Плохое и хорошее»

·          День рождение у куклы Маши»

·          Методика «Небылица».

3.       Исследование проводилось на базе МДОУ №. В исследовании учувствовали 8 человек.

4.       На основе результатов анализа полученных данных было выявлено три уровня развития внимания: оптимальный, средний, низкий.

5.       62,5% дошкольников с ОНР обладают недостаточным уровнем развития воображения, в главным образом творческого и 37,5% - в норме.

6.       У детей с ОНР, представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. В процессе выполнения заданий отмечается нарушение способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

7.       Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности при выполнении творческих заданий, воссоздающее воображение, таким образом, наиболее сохранно при речевом дефекте, нежели творческое.

8.       Дети с недоразвитием речи, исходя из результатов исследования, имеют недостаточный уровень развития эмоциональной сферы: затруднена дифференциация эмоциональных состояний, а так же понимание и выражение эмоций у сказочных персонажей и людей. Их речь маловыразительна, несодержательна, движения несколько скованы. В результате тормозится развитее творческого воображения.


Заключение


Таким образом, тема работы является актуальной. В работе было рассмотрена общая характеристика, закономерности и специфика формирования процесса воображения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:

·          воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

·          воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

·          деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

·          воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

На основании анализа психолого-педагогической, дефектологической литературы, мы приходим к выводу о том, что воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности:

·          снижение мотивации в деятельности;

·          снижение познавательных интересов;

·          бедный запас общих сведений об окружающем мире;

·          отсутствие целенаправленности в деятельности;

·          несформированность операционных компонентов;

·          сложность в создании воображаемой ситуации;

·          недостаточную точность предметных образов — представлений;

·          непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

·          недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Для решения практических задач было организовано эмпирическое изучение заявленной проблемы на базе МДОУ №.

Для реализации цели исследования нами был отобран диагностический материал, модифицированный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ОНР.

В результате проведенного исследования было выявлено три уровня развития внимания: оптимальный, средний, низкий.

62,5% дошкольников с ОНР обладают недостаточным уровнем развития воображения, в главным образом творческого и 37,5% - в норме.

У детей с ОНР, представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. В процессе выполнения заданий отмечается нарушение способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности при выполнении творческих заданий, воссоздающее воображение, таким образом, наиболее сохранно при речевом дефекте, нежели творческое.

Дети с недоразвитием речи, исходя из результатов исследования, имеют недостаточный уровень развития эмоциональной сферы: затруднена дифференциация эмоциональных состояний, а так же понимание и выражение эмоций у сказочных персонажей и людей. Их речь маловыразительна, несодержательна, движения несколько скованы. В результате тормозится развитее творческого воображения.

 

Список литературы


1.            Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии - 1995.

2.            Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. - №1(49)- с.14.

3.            Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте . - М - 1995.

4.            Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М - 1991.

5.            Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. ‑ М., 1985

6.            Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.‑М., 1987

7.            Детская психология / под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. и др. - Минск - 1988.

8.            Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии - 1988, № 6 .

9.            Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии - 1987, № 1.

10.       Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М - 1984.

11.       Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964.

12.       Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989.

13.       Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.

14.       Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М - 1979.

15.       Люблинская А.А. Детская психология. - М - 1971.

16.  Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.

17.  Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.

18.       Мухина В.С. Детская психология. / под ред. Венгера Л.А. - М - 1985.

19.       Мухина В.С. Психология дошкольника. - М - 1975.

20.       Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.

21.       Неудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. Курс лекций. - Вып. 1 - М - 1978.

22.       Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

23.       Общая психология / под ред. Петровский А.В. - М - 1986.

24.  Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.

25.  Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение,1973. – С. 22 – 64.

26.       Практикум по возрастной и педагогической психологии / сост. Даниловой Е.Е., под ред. Дубровской И.В. - М - 1998.

27.  Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи. Дефектология, 1988. – №4. – С. 7.

28.       Психология дошкольника. Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. - М - 1997.

29.       Психология под ред. Крутетского В.А. - М - 1974.

30.  Психолого-педагогическое изучение детей с недоразвитием речи Дефектология. –1993. – №2. – С. 7 – 14.

31.       Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988.

32.       Рыжова, Н. В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи Рыжова Н. В. Логопед. - 2007. - N 3. - С. 59-75.

33.  Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1994. – №2. – С. 9 – 10

34.       Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль - 1997.

35.       Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. Практикум. - М - 1997.

36.       Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. - М - 1997.

37.       Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. - 2006. - N 2. - С. 57-68. - Библиогр.: с. 68.

38.       Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.

39.       Хватцев М. Е Логопедия М, 1999

40.       Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. - М - 1995.


Приложение 1


Диагностические методики


1. На что это похоже (рис. 2)

Возраст: 5 – 6 лет

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Анализ результатов:   

Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием

2. Настроение (рис. 3)

Возраст: 5 – 6 лет

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.

Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.

Анализ результатов:

Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием

3. Плохое и хорошее (рис. 1)

Возраст: 5 -6 лет

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.

Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.

Анализ результатов:

Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием

4. День рождение у куклы Маши (рис. 4)

Возраст: 5-6 лет

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш.

Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Анализ результатов:   

Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием

5. Небылица

Возраст: 5 – 6 лет

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.

Процедура проведения. Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.

Анализ результатов:   

Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием


Приложение 2


Иллюстрации к методикам


Рис. 1

Рис. 2


Рис. 3

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты